Новости

2 ч
8 ч
9 ч
10 ч
10 ч
11 ч

Реклама

Александр Зажигалкин: «Единственным путем обеспечения эффективности и повышения конкурентоспособности ОАО «РЖД» является создание и внедрение инновационных технологий»
 

Первые лица | Воскресенье | 14.04.2019 | 22:32
В феврале в ОАО «РЖД» утверждена Стратегия управления интеллектуальной собственностью. О деятельности компании в области интеллектуальной собственности «Гудку» рассказал начальник Центра инновационного развития Александр Зажигалкин.

Александр Зажигалкин: «Единственным путем обеспечения эффективности и повышения конкурентоспособности ОАО «РЖД» является создание и внедрение инновационных технологий»
фото: Юлия Трубникова/ИД "Гудок"
Почему ОАО «РЖД»  уделяет такое внимание инновационному развитию? 
– ОАО «РЖД» является крупнейшей транспортной компанией России и одной из крупнейших железнодорожных компаний мира. На долю ОАО «РЖД» приходится 45,5% грузооборота и порядка четверти пассажирооборота всей транспортной системы страны. 
Учитывая особое место компании в экономике страны, её деятельность в значительной мере регламентируется государством. В то же время стоимость энергоносителей, подвижного состава, элементов железнодорожной инфраструктуры определяется поставщиками на основе рыночных механизмов ценообразования. Поэтому, для ОАО «РЖД» единственным путем обеспечения эффективности и повышения конкурентоспособности является создание и внедрение инновационных технологий. 
По объемам расходов на проведение НИОКР ОАО «РЖД» стоит в одном ряду с ведущими мировыми корпорациями. Холдинг в состоянии реализовать полный цикл внедрения инновационных проектов: от определения стратегических направлений и целевых параметров развития до получения новых продуктов и оценки результативности их внедрения.
Каким же образом связаны инновации и интеллектуальная собственность? 
Порой, о науке чуть в шутку говорят, что она представляет собой способ преобразования денег в знания. Но если говорить серьезно, то  инновации  превращают знания в деньги. 
Интеллектуальная собственность составляет ядро инновационного процесса, то есть превращения инновационного продукта из идеи в товар или услугу, и имеет определяющий для его итогов характер. Практически каждый этап жизненного цикла инновации может быть завершен созданием конкретного результата интеллектуальной деятельности, который дополняется и преобразуется на последующих этапах. Поэтому, с одной стороны, интеллектуальная собственность является итогом очередного этапа инновационного процесса, а с другой – основой для его дальнейшего продолжения. 
Например, итогом научных исследований являются публикации – объекты авторского права. На основе результатов фундаментальных исследований проводятся прикладные исследования и разработки, в ходе которых создаются изобретения. 
На последующем этапе в рамках опытно-конструкторских работ разрабатывается конструкторская документация, которая может охраняться в качестве секрета производства (ноу-хау), и производится ее доработка по итогам испытаний опытных образцов. Зачастую, вносимые в конструкцию изделия изменения выводят его из-под действия патентов, полученных на предыдущих этапах. Поэтому готовятся новые патентные заявки. Кроме того, возможна разработка и прикладного программного обеспечения, которое может быть зарегистрировано в качестве программы для ЭВМ. 
Одновременно с этим, определяется и внешний облик создаваемого образца железнодорожной техники. Также могут разрабатываться интерфейсы управляющих систем. Создаваемые решения могут получить правовую охрану в качестве промышленных образцов. 
На каждом этапе к разработке могут привлекаться различные научные организации, проектно-конструкторские бюро, инжиниринговые центры, производители. Поэтому инновационная деятельность невозможна без обеспечения юридического сопровождения вопросов, связанных с созданием и передачей результатов интеллектуальной деятельности (РИД), а также распределением и закреплением исключительных прав на них. 

Какие позиции занимает ОАО «РЖД» в области интеллектуальной собственности? 
– В настоящее время ОАО «РЖД» входит в число лидеров среди компаний с государственным участием по объему портфеля интеллектуальной собственности. По состоянию на конец 2018 года он включал в себя порядка 3000 объектов учета, из которых около 49% составляют программы для ЭВМ и базы данных, 45% – объекты патентных прав, 5% – товарные знаки, 1% – секреты производства (ноу-хау). Компания активно наращивает объем портфеля интеллектуальной собственности, в том числе за счет патентования за рубежом. Например, в Индии были запатентованы ключевые технические решения разработанного по заказу ОАО «РЖД» магистрального газотурбовоза. 
ОАО «РЖД» формирует портфель интеллектуальной собственности исходя из необходимости обеспечения правовой охраны базовых технологий и компетенций, лежащих в основе технологических процессов перевозки грузов и пассажиров. Поэтому результаты интеллектуальной деятельности, правообладателем которых является ОАО «РЖД», очень разнообразны. 
Портфель интеллектуальной собственности хозяйственных обществ с участием ОАО «РЖД» насчитывает порядка 1000 объектов учета, из которых 41 % составляют программы для ЭВМ и базы данных, 50 % – объекты патентных прав, 6 % – товарные знаки, 3 % – секреты производства (ноу-хау).

Каково текущее состояние дел в области управления интеллектуальной собственностью и инновационным развитием? 
– Существующая система управления интеллектуальной собственностью достаточно эффективно выполняет базовую охранительную функцию, обеспечивая защиту интересов ОАО «РЖД». За последние годы было предпринято много попыток обвинить компанию в нарушении исключительных прав третьих лиц. 
Например, несколько лет назад иностранный производитель средств железнодорожной автоматики заявил, что новые образцы техники, созданные за счет средств ОАО «РЖД» и внедряемые на сети дорог, нарушают его исключительные права. Заявленная сумма «ущерба», который, по мнению этого производителя, должна была возместить компания, составляла несколько десятков миллионов евро. Проведенный Центром инновационного развития сравнительный анализ патентов ОАО «РЖД» с патентами иностранного производителя позволил аргументировано отклонить эти претензии.
В другом случае, отечественный изобретатель обвинил ОАО «РЖД», что полученный компанией патент на элемент верхнего строения пути нарушает его исключительные права. Он попытался оспорить выдачу патента ОАО «РЖД» и обязать холдинг заключить с ним лицензионный договор. В ходе рассмотрения, проведенного Палатой по патентным спорам, работники Центра инновационного развития привели убедительные доводы относительно патентной чистоты и новизны нашей разработки. 
Тем не менее, структура портфеля интеллектуальной собственности еще далека от оптимальной. Большая часть входящих в него РИД имеет крайне низкий потенциал для коммерциализации, особенно на внешних рынках. В нем недостаточно по-настоящему ценных патентов, которые создают фундамент для работы крупной компании и обеспечивают возможности развития конкуренции и выпуска высокотехнологичной продукции в этой сфере. 
Одной из серьезных проблем является недостаточный технический уровень результатов ряда длительных и дорогостоящих разработок, не позволяющий обеспечить создаваемым РИД правовую охрану в патентном режиме. Причины кроются в недостаточном уровне сквозных процедур планирования НИОКР и приемки полученных результатов, а также стремлении исполнителей к сохранению существующей «планки знаний». 
За последнее десятилетие цели и задачи ОАО «РЖД», а также условия, в которых действует компания, существенно изменились. ОАО «РЖД» перешла от перевозки грузов и пассажиров в узком смысле к оказанию транспортно-логистических услуг. Расширились перечень предоставляемых услуг, география деятельности. Компания столкнулась и с новыми технологическими вызовами, прежде всего, необходимостью комплексной цифровизации своей деятельности. Возникли новые потребности в разработке и приобретении технологий на рынке, в том числе, за рубежом. Углубляется сотрудничество с малыми инновационными предприятиями. 
Однако многие нормативные правовые документы ОАО «РЖД» в области управления интеллектуальной собственностью были разработаны еще в начале текущего десятилетия. Они перестали отвечать предъявляемым требованиям, морально устарели. Поэтому их необходимо актуализировать, либо отменить. 
Таким образом, объективно назрела необходимость в разработке и утверждении нового основополагающего документа в области управления интеллектуальной собственностью, определяющего основные задачи, и в соответствии с которым будет выстраиваться система управления интеллектуальной собственностью в холдинге «РЖД». 
Речь, в первую очередь, идет о «Патентной стратегии ОАО «РЖД», утвержденной еще в 2010 году. Она сыграла важнейшую роль в деятельности Компании. В Патентной стратегии впервые были определены основные цели и приоритеты ОАО «РЖД» в сфере создания и правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности. Установлены механизмы использования созданных на средства ОАО «РЖД» результатов научных исследований и разработок и принадлежащей компании интеллектуальной собственности в инновационном процессе. 

Какие цели ОАО «РЖД» поставило при разработки Стратегии управления интеллектуальной собственностью? 
– Целью Стратегии является создание единой системы управления интеллектуальной собственностью холдинга, которая будет способствовать повышению конкурентоспособности и создаст условия для устойчивого развития ОАО «РЖД» и хозяйственных обществ с участием ОАО «РЖД». 
Стратегия была разработана в 2018 году под руководством заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД» Сергея  Кобзева. 
Проект Стратегии был рассмотрен и получил высокую оценку экспертов компании «Иннопрактика» и Проектного офиса Федерального института промышленной собственности. 
Анализ системы управления интеллектуальной собственностью показал, что в ОАО «РЖД» действует целостная система управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, однако она не в полной мере обеспечивает координацию действий в рамках холдинга и эффективный, в том числе, внутрикорпоративный трансфер технологий. 
Проект Стратегии был рассмотрен Координационным советом по вопросам управления интеллектуальной собственностью ОАО «РЖД» под руководством Сергея Кобзева, Комитетом по стратегическому планированию совета директоров ОАО «РЖД». А 7 февраля текущего года Стратегия была утверждена советом директоров ОАО «РЖД». 

Каковы основные задачи Стратегии и наиболее важные этапы ее реализации? 
– Основной задачей Стратегии является формирование эффективного механизма управления интеллектуальной собственностью холдинга «РЖД» на каждой стадии жизненного цикла результата интеллектуальной деятельности. 
Это позволит достичь технологического лидерства по основным направлениям деятельности холдинга «РЖД» за счет вывода на рынок перспективных продуктов и технологий, а также обеспечить им надлежащую правовую охрану. Будет создана система эффективного обмена технологиями «внутрь» и «вовне» холдинга «РЖД» с лучшими центрами компетенциями. 
При этом важной задачей является повышение ценности результатов интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере –  технологическая зрелость, вклад соответствующего результата в уровень техники и широкий объем правовой охраны. 
Система управления интеллектуальной собственностью холдинга «РЖД», формируемая в соответствии со Стратегией, будет включать в себя основные механизмы и подходы в области выявления и обеспечения правовой охраны РИД, внедрения и коммерциализации прав на РИД, а также защите исключительных прав холдинга «РЖД». 
Реализация Стратегии позволит к 2025 году сформировать сбалансированный и оптимальный по составу портфель интеллектуальной собственности, который обеспечит как правовую защиту базовых технических компетенций ОАО «РЖД», так и возможность их использования без нарушения исключительных прав третьих лиц. Это повысит конкурентоспособность и обеспечит устойчивое развитие холдинга «РЖД», позволит добиться увеличения стоимости и востребованности активов как самой компании, так и хозяйственных обществ с участием ОАО «РЖД» и повысит технический уровень создаваемых объектов техники. 

А какие наработки для создания единой системой управления интеллектуальной собственностью уже существуют? 
– Налажено взаимодействие Центра инновационного развития с подразделениями хозяйственных обществ с участием ОАО «РЖД», в круг ведения которых входят вопросы интеллектуальной собственности. 
К сожалению, не все работники имеют профильное образование и необходимый практический опыт. Поэтому Центр инновационного развития оказывает им методологическую поддержку, организовано дистанционное обучение на курсах Всемирной организации интеллектуальной собственности. В 2018 году обучение прошли более 150 человек. В дальнейшем мы планируем проведение их обучения в области интеллектуальной собственности в рамках Корпоративного университета «РЖД» и других образовательных организаций. 
Разрабатываются методические документы, в том числе, краткие памятки для работников отраслевого научного комплекса, относительно выявления РИД в полученных ими результатах НИОКР и их правильного описания в материалах патентных заявок.
Я очень надеюсь, что ввод в действие Автоматической системы управления интеллектуальной собственностью, разработанной по заказу Центра в 2018 году, позволит значительно повысить эффективность нашей деятельности по правовой охране новых разработок. 

Какие еще мероприятия предусмотрены при реализации Стратегии? 
– В первую очередь, в рамках Стратегии будет проведена инвентаризация интеллектуальной собственности не только ОАО «РЖД», но хозяйственных обществ с участием ОАО «РЖД». Это позволит выявить как перспективные РИД, так и прекратить правовую охрану РИД, которые более уже не востребованы. 
Большое внимание будет уделяться повышению технического уровня создаваемых РИД. Это предполагается осуществить за счет использования при планировании НИОКР результатов патентных исследований, дальнейшего совершенствования механизмов стимулирования разработчиков к созданию результатов, обладающих прорывными характеристиками. 
Важнейшим направлением станет обеспечение эффективного трансфера технологий путем продажи (в том числе, за рубеж) и приобретения результатов НИОКР. Будет исключено дублирование НИОКР, также создание тождественных РИД. ОАО «РЖД» должно заниматься этим вопросом системно. 

Будут ли внедряться в деятельность ОАО «РЖД» какие-либо новые инструменты в области интеллектуальной собственности? 
– Конечно, например будут внедряться такие новые для отечественной практики инструменты анализа патентной информации как патентные ландшафты. 
В 2018 году по заказу ОАО «РЖД» Проектный офис Федерального института Промышленной Собственности разработал девять отраслевых патентных ландшафтов по приоритетным технологическим направлениям холдинга «РЖД». Патентные ландшафты описывают тенденции технологического развития целевых областей техники, выявляют ведущие компании и технологические стратегии, территориальное распределение правовой охраны, рынки и технологические сегменты. Глубина исследований составила 40 лет, в рамках работы было проанализировано порядка 100 тыс. патентных документов.  
Был получен ряд любопытных результатов. Например, в области подвижного состава одним их наиболее упоминаемых в патентных документах является патент на грузовой вагон для сыпучих грузов с опрокидываемым кузовом. Он принадлежит компании из США, созданной в один день с подачей заявки и других патентов компания не имеет. 
При этом, в области подвижного состава у России самая высокая интенсивность создания технических решений. Однако российские патенты относительно редко используются за рубежом в качестве аналогов и прототипов, потому разработчикам необходимо делать акцент не на количестве патентов, а на качестве технических решений. 
В ОАО «РЖД» будет создана система трансфера технологий, в рамках которой доведение до стадии промышленного применения результатов НИОКР, проводимых за счет средств ОАО «РЖД», может быть поручено, например, малым инновационным предприятиям. И наоборот, ОАО «РЖД» может в целях экономии времени и ресурсов приобретать исключительные права на перспективные разработки. 
Такая деятельность может осуществляться на основе различных механизмов распоряжения исключительными правами на РИД: совместного правообладания, в рамках договоров открытой лицензии, и приобретения исключительных прав на РИД и конструкторскую документацию, охраняемую в качестве секрета производства (ноу-хау). Также возможно и «приобретение» малых инновационных предприятий, а также команд разработчиков, занимающихся созданием стартап-проектов. 
Кроме того, создается система совместного правообладания РИД, в том числе, на основе договоров открытой лицензии. В рамках данной системы будет производиться частичная уступка исключительных прав на РИД, правообладателем которых является ОАО «РЖД». Включение в состав правообладателей нескольких производителей обеспечит конкуренцию между ними, что позволит поднять качество и снизить цены на закупаемые ОАО «РЖД» образцы железнодорожной техники. При этом производители, допускающие, например, систематическое невыполнение требований к качеству продукции, могут быть исключены из этой системы. 
Первым опытом стало заключение ОАО «РЖД» лицензионного договора с АО «Алтайвагон». В рамках договора заводу была передана техническая документация на инновационную вагонную тележку модели 18-9800. Совместно с научно-техническим блоком Компании завод доработал тележку (например, ее межремонтный пробег был увеличен до 800 тыс. км) и подготовил к выпуску на ее базе три новых модели грузовых вагонов.  

– В начале интервью Вы говорили о новых рисках и вызовах в области интеллектуальной собственности, с которыми сталкивается ОАО «РЖД». О чем идет речь? 
– Одним из наиболее важных направлений развития ОАО «РЖД» является повышение клиентоориентированности. Не секрет, что основным каналом взаимодействия Компании с клиентами стал Интернет. Большое значение  приобретают средства индивидуализации оказываемых услуг – товарные знаки и знаки обслуживания. Поэтому товарный знак «РЖД» получил правовую охрану в 105 странах мира. 
Однако в последнее время Компания постоянно получает жалобы от клиентов на деятельность сайтов-посредников (напрямую в сети Интернет или с помощью мобильных приложений), взимающих зачастую большую комиссию за продажу железнодорожных билетов. Действуют и сайты-обманки, которые занимаются уже прямым мошенничеством. Зачастую эти сайты регистрируются в иностранных юрисдикциях.
Все эти сайты завлекают клиентов своей индексацией в верхних строках поисковых выдач, «добротным» дизайном и широким использованием средств индивидуализации Компании: наименования ОАО «РЖД» как составной части доменного имени и товарных знаков ОАО «РЖД» в качестве элементов визуального оформления. Бывают случаи, когда ОАО «РЖД» совершенно неожиданно для себя становится участником рекламных кампаний третьих лиц. Эта деятельность причиняет нашим клиентам прямые финансовые потери и моральный ущерб, а ОАО «РЖД» наносит значительный репутационный урон.  
Для пресечения подобной практики Центр инновационного развития уже организовал работы по установлению владельцев таких сайтов и направлению им соответствующего уведомления, с одновременным проведением судебно-претензионной работы. 
Увеличились риски нарушения ОАО «РЖД» исключительных прав третьих лиц. В последние годы иностранные заявители ведут активную «патентную экспансию» в Россию, причем число подаваемых ими патентных заявок растет быстрее, нежели у российских заявителей. Например, по данным Роспатента, в 2017 году по сравнению с 2016 годом количество поданных заявок на изобретения снизилось на 12,3%. Но при этом число заявок, поданных отечественными заявителями, сократилось на 15%, а иностранными – сократилось всего на 7,5%.  
Несмотря на это довольно большое число разработчиков сохраняет формальное отношение к проведению патентных исследований при подготовке патентных заявок, а многие заказчики не обладают должной компетентностью в данном вопросе, либо не проявляют необходимой требовательности. Нередко в формулы изобретений включаются конкретные параметры (температура, размеры, материалы), источником которых являются установленные в той или иной области техники нормы (ГОСТ, ТУ, DIN и др.).
Следствием этого является появление большого числа «слабых» патентов, которые имеют неоправданно узкий объем правовой охраны, либо изобретательский уровень которых может быть легко опорочен. Зачастую такие патенты являются зависимыми, то есть не могут использоваться без нарушения патентов третьих лиц, что требует заключения с ними лицензионных договоров. 
Получив патенты в России иностранные правообладатели (не в пример отечественным) внимательно отслеживают возможные случаи нарушения своих исключительных прав. Претензии о нарушении исключительных прав предъявляются уже на этапах практической реализации проектов, когда урегулирования спорных вопросов с третьими лицами требует значительных незапланированных расходов. 
С подобными сложностями ОАО «РЖД» уже столкнулось в рамках реализации проектов в области высокоскоростного железнодорожного транспорта. Наибольшим уровнем компетенции в данном вопросе обладают производители и научные организации Китая. При создании проектных решений в области верхнего строения пути разработчики в ходе проведения патентных исследований упустили из виду блокирующий патент, который получил в России один из ведущих китайских научных институтов. В сложившейся ситуации, разработчикам было рекомендовано провести анализ и сопоставление технических решений для их доработки в целях вывода из-под действия указанного патента. 

– В состав портфеля интеллектуальной собственности ОАО «РЖД» входят секреты производства (ноу-хау). С чем связано появление этих РИД, более характерных для материального производства, чем для транспортных услуг? 
– Патенты на изобретения или полезные модели представляют собой верхушку айсберга новых разработок. Они закрепляют приоритет и устанавливают круг обладателей исключительных прав. Однако изготовление объектов техники, в которых воплощены РИД, невозможно без конструкторской и технологической документации. Она то и охраняется в качестве ноу-хау. 
Кроме того, существует немало РИД, способных к патентной правовой охране, но получение патентов на которые нецелесообразно или невозможно. К ним относятся РИД, не имеющие потенциала для тиражирования, нарушение исключительных прав на которые затруднительно выявить, а также результаты исследований и разработок, целью которых не являлось создание объектов техники. Такие РИД также получают правовую охрану в качестве ноу-хау. 
Ноу-хау охраняются в режиме коммерческой тайны. Для него не требуется государственная регистрация РИД, однако, несмотря на кажущуюся простоту, не все проходит гладко. Учитывая большой потенциал роста ноу-хау в портфеле интеллектуальной собственности компании, ОАО «РЖД» будет уделять большое внимание совершенствованию корпоративной нормативной документации в данной области. 
Одним из примеров разработки, созданной по заказу и за счет средств ОАО «РЖД», и имеющей комплексную правовую охрану, является магистральный газотурбовоз ГТ1h. В настоящее время ведутся переговоры с производителем относительно изготовления серии газотурбовозов для ОАО «РЖД», в рамках которых вопрос передачи конструкторской документации занимает одно из центральных мест.

Вы упомянули о падении числа подаваемых заявок. По Вашему мнению, с чем это может быть связано и как можно исправить ситуацию?
– В нормальных условиях деятельность специалистов в области интеллектуальной собственности сродни работе разведчиков за рубежом. Обычно о ней становится широко известно лишь в случае провалов. Однако, самые большие неприятности это те, которые с нами не произошли, и потому патентные службы, как правило, не создают доход – они предохраняют от убытков. 
Правовая охрана РИД в патентном режиме позволяет включать их в состав нематериальных активов хозяйствующих субъектов и правильно учитывать в бухгалтерском учете расходы на их создание. Это позволяет повысить капитализацию предприятий, использовать РИД в качестве залога для привлечения финансовых средств, либо вклада в уставной капитал предприятий. Без обеспечения патентной правовой охраны РИД невозможна деятельность в области инновационного развития, успешная реализация стартап-проектов.  
Тем не менее, отсутствие у РИД правовой охраны не мешает изготовлению и продаже продукции, в которой они используются. Но в этом случае многократно возрастает риск незапланированных убытков, а то и прямого прекращения хозяйственной деятельности предприятия по решению суда. 
В России сложилась любопытная ситуация. Частный предпринимательский сектор, составляя большую часть экономики, является наиболее отсталым в вопросах интеллектуальной собственности. В нем глубоко укоренилось пренебрежение к правовой охране РИД, причиной которого является коренное непонимание и недооценка роли и места интеллектуальной собственности в современных условиях. 
В тоже время, есть немало участников рынка, которые злоупотребляют своими исключительными правами, умело используя их в качестве инструмента недобросовестной конкуренции, так называемого, патентного троллинга. Примеры таких злоупотреблений есть и среди предприятий железнодорожного машиностроения. 
За счет витиевато сформулированных признаков изобретений они приобретают исключительные права на давно известные технические решения, после чего требуют от производителей и ремонтных предприятий заключения лицензионных договоров. ОАО «РЖД» было вынуждено вмешаться в эти патентные споры, поскольку действия «троллей» привели к срыву договоров поставки, а также к увеличению стоимости приобретения и ремонта железнодорожной техники. 
Хочу еще раз подчеркнуть, защитой от таких «неожиданностей» является своевременное и всестороннее обеспечение правовой охраны предлагаемых на рынке технических решений. Поэтому ОАО «РЖД» рассматривает вопрос относительно ее включения в число основных критериев оценки предложений в конкурсных процедурах закупки. 
ОАО «РЖД» постоянно ищет новые способы использования интеллектуальной собственности. Наша Компания открыта для сотрудничества как с крупными производителями и научными организациями, так и с малыми инновационными предприятиями. 

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений