Новости

14 ч
15 ч
15 ч
15 ч

Реклама

Борис Лёвин: «Подготовить высококлассного специалиста можно только за счёт изучения новых технологий и образцов техники»
 

Первые лица | Воскресенье | 27.01.2019 | 19:31
В 2019 году Минобрнауки России поставило задачу: создать систему высшего образования, способную войти в десятку лучших в мире. Готовы ли отраслевые вузы стать драйверами мирового транспортного образования, «Гудку» рассказал президент Российского университета транспорта (МИИТ), президент Ассоциации высших учебных заведений транспорта Борис Лёвин.
Борис Лёвин: «Подготовить высококлассного специалиста можно только за счёт изучения новых технологий и образцов техники»
фото: РУТ (МИИТ)
– Одна из приоритетных целей Минобрнауки России на 2019 год – сделать российское образование конкурентоспособным на мировом рынке. Борис Алексеевич, какие шаги предпринимают отраслевые вузы для продвижения транспортного образования на международной арене?
– Продвижение транспортного образования на международном уровне – общая задача отраслевых вузов. Достижение достойных позиций в международных и общероссийских рейтингах – наш приоритет на сегодня. В последнее время отраслевые университеты активно участвуют в различных конкурсах, представляют инновационные проекты, связанные с развитием системы транспортного образования. Так, например, Российский университет транспорта (МИИТ) и Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС) в конце прошлого года получили статус федеральных инновационных площадок. Это означает, что они стали участниками федерального проекта по созданию инновационной инфраструктуры в сфере образования и будут совместно с Минобрнауки России работать над формированием экспертных сетей по актуальным вопросам образовательной политики. К слову, вопросы перспективы развития отраслевых университетов будут обсуждаться в рамках второго форума «Транспортное образование и наука», который пройдёт 7–8 февраля на базе РУТ (МИИТ).
Статус федеральной инновационной площадки повышает рейтинг учреждения в образовательном пространстве, а также поднимает  уровень доверия к нему как к учебному заведению.
Не секрет, что главным условием роста международного и общероссийского престижа университета является повышение его привлекательности в среде отечественных и зарубежных работодателей, а также талантливой молодёжи. 
Студенты отраслевых вузов побеждают в чемпионатах Ворлдскиллс. Например, представители Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС) стали победителями национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» в компетенции «Мобильная робототехника», который состоялся в декабре 2018 года в Москве. 
С целью привлечения талантливой молодёжи из разных стран в РУТ (МИИТ) утверждена Стратегия продвижения университета в мировом научно-образовательном пространстве. Важными направлениями, закреплёнными в ней, являются работа по включению вуза в международные рейтинги и повышение глобальной конкурентоспособности. И здесь наш главный помощник – государство. 

– Какую помощь оказывает государство?
– В прошлом году вышел указ президента РФ, в соответствии с которым РУТ (МИИТ) получил право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Кроме того, Правительство РФ включило РУТ (МИИТ) в список вузов, участвующих в реализации приоритетного проекта «Экспорт образования».
В соответствии с поручением Владимира Путина, которое он дал в марте прошлого года, Минтранс России ведёт активную работу по созданию на базе университета многофункционального технологического кластера «Образцово», который станет флагманской площадкой инноваций и кадрового развития отрасли. 

– Москва принимает участие в подготовке будущих транспортников?
– Проект технопарка РУТ (МИИТ) сейчас находится на рассмотрении в Департаменте предпринимательства и инновационного развития Москвы. Обучаться в технопарке смогут и школьники в возрасте от 10 до 16 лет. Роль детской части технопарка – сформировать у школьников устойчивый интерес к городской транспортной инфраструктуре, обеспечить системную профориентацию и увеличить число абитуриентов, поступающих в технические вузы. Если этот проект будет одобрен, надеемся, что город окажет технопарку финансовую поддержку. 

– В 2016 году президиум Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Одно из его направлений – включение онлайн-курсов в образовательные программы вузов. К 2025 году проект должен охватить значительную часть направлений подготовки бакалавриата и магистратуры, а на открытых онлайн-курсах будут учиться 11 млн человек. Насколько эта тенденция актуальна для транспортных вузов?
– Дистанционное образование в условиях цифровизации – это устойчивый тренд. Отраслевые университеты готовы интенсивно включать онлайн-курсы в образовательные программы. Кстати, в РУТ (МИИТ) такая практика реализуется уже как минимум 10 лет.
Но есть два момента, на которые надо обратить внимание. Во-первых, унифицированные для всех вузов онлайн-курсы надо разрабатывать и внедрять с широким привлечением квалифицированных экспертов ведущих вузов. И первым шагом должна стать экспериментальная отработка новых подходов на площадке одного или нескольких университетов. При положительном результате можно начинать формирование современной цифровой образовательной среды на государственном уровне.
Второй момент: на транспорте, как и в других отраслях, есть специальности, которым нельзя сегодня обу­чить в электронном режиме. Это очевидно на примере железнодорожного транспорта. Подготовить высококлассного специалиста, обеспечивающего эффективность и безопасность эксплуатационного процесса, можно только за счёт систематических лабораторных и практических занятий, сложных тренажёров, изучения новых технологий и образцов техники, причём не только в стенах вуза, но и на базе передовых предприятий. 
Возможно, что в будущем, по мере развития цифровизации транспорта, онлайн-курсы будут в той или иной мере использоваться для подготовки специалистов по основным железнодорожным специальностям. Но этот процесс должен идти постепенно, обдуманно, и главную роль при этом должна играть позиция работодателя, определяющего профессиональные компетенции молодых специалистов и методы их формирования. 

– Если дистанционное образование развивается, то традиционное испытывает трудности. Так, Минобрнауки России утвердило контрольные цифры приёма в вузы за счёт средств федерального бюджета на 2019/20 учебный год: количество бюджетных мест по сравнению с прошлым годом сократилось на 12%. При этом самый большой дефицит – в магистратуре (сокращение на 38%). С вашей точки зрения, с чем это связано и каковы будут последствия этого решения?
– На мой взгляд, позиция государства ясна: если оно вкладывает деньги в подготовку специалистов, то эти специалисты должны быть востребованы в экономике и социальной сфере. Это вполне адекватный подход. Каждое бюджетное место должно быть обоснованно, невостребованные специальности и направления подготовки надо закрывать.
Но приведённые цифры сокращения контрольных цифр приёма (КЦП) – усреднённые. Так, например, в РУТ (МИИТ) количество бюджетных мест очной формы обучения в 2019 году сократилось лишь на 4%, для магистратуры – на 22% (в основном для вечерней и заочной форм обучения).
Замечу, что сокращение бюджетных мест не повлечёт оттока абитуриентов, если вузы будут гарантировать высокое качество обучения на платной основе. 

– Факт снижения в России трудоустройства по специальности подтверждает исследование РАНХиГС, проведённое летом 2018 года. Так, только 37% выпускников вузов, колледжей и техникумов работают по указанной в дипломе специальности. При этом растёт число безработных с высшим образованием – с 15% в 2000 году до 23,5% в 2017 году. Относится ли это к выпускникам отраслевых вузов?
– Отвечу однозначно – для них эта тенденция не актуальна. Приведённые РАНХиГС цифры невольно напоминают известное выражение о «средней температуре по больнице». Если провести подобное исследование в масштабах ведущих технических университетов, отвечающих за кадровое обеспечение стратегически важных отраслей, то получим иные результаты. Транспортные вузы не выпускают специалистов на биржу труда, наши выпускники востребованы в среде работодателей – показатель трудоустройства составляет приблизительно 90–95%, а у целевиков практически 100%. Остальные 5–10% получают свободное распределение, но не идут на биржу труда, а сами находят интересную и перспективную для себя работу.

– Качество подготовки специалистов во многом зависит от профессионализма преподавателей. На Гайдаровском форуме, который проходил с 15 по 17 января в Москве, замминистра науки и высшего образования РФ Марина Боровская отметила, что вузы должны повышать уровень подготовки преподавательского состава. Насколько эффективна работа по развитию кадров в отраслевых вузах?
– Эта деятельность в числе прочих, несомненно, является приоритетной для транспортных университетов. Ведётся непрерывная работа по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, причём она не ограничивается университетским масштабом. Наши преподаватели повышают квалификацию на предприятиях ОАО «РЖД», в других ведущих российских и зарубежных транспортных компаниях.
Также вузы активно привлекают к преподавательской работе представителей руководящего блока и ведущих специалистов-практиков транспортных предприятий. Например, в вузах железнодорожного транспорта ряд руководителей ОАО «РЖД» заведуют ключевыми кафедрами, читают лекции для преподавателей и студентов. Среди лекторов – послы зарубежных государств, ректоры и специалисты ведущих вузов Азии и Европы, транспортных компаний с мировой репутацией. К слову, представители компаний «Сименс» и «Альстом» читают курсы лекций в РУТ (МИИТ) на постоянной основе.
Ведущие специалисты холдинга участвуют в составлении учебных планов и программ, написании учебной литературы, определении тем курсовых и дипломных работ.

– Ежегодно меняются правила Единого госэкзамена (ЕГЭ): добавляются новые предметы (в 2020 году пройдёт масштабная апробация обязательного ЕГЭ по английскому языку, в перспективе – и по истории). В этом году главное новшество – запрет на одновременную сдачу базовой и профильной математики. Каково ваше отношение к ЕГЭ?
– Споры самых авторитетных сторонников и противников Единого госэкзамена ведутся с момента его введения. Но формат ЕГЭ закреплён законодательно. На сегодняшний день ЕГЭ служит показателем подготовки абитуриентов в школах. И, разумеется, она далеко не одинакова (в первую очередь по фундаментальным дисциплинам) в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах или в российской глубинке. Никто не оспаривает равных прав школьников из всех регионов поступать в ведущие вузы, в том числе и транспортные. 
Но надо учитывать специфику кадрового обеспечения транспортного комплекса: выпускники столичных вузов никогда не поедут на работу на отдалённые предприятия, а на железнодорожном транспорте сотни таких структур по всей стране. Работать там будут только местные уроженцы, в основном члены семей железнодорожников. По этой причине транспортные вузы вынуждены принимать ребят с невысокими показателями ЕГЭ. К сожалению, всё это федеральная образовательная политика не берёт в расчёт. 
Так как результаты ЕГЭ поступивших в вузы сегодня служат критерием эффективности вузов и влияют на их рейтинг, отраслевым вузам очень сложно попасть в списки самых продвинутых и инновационных образовательных учреждений. Это тянет их вниз в федеральных рейтингах. 
Чтобы не допустить кадрового голода, в отрасли с 1978 года эффективно действует система целевой подготовки кадров, ныне трансформированная на законодательном уровне в систему целевого обучения. Целевой набор на основные специальности на бюджетной основе составляет около 70% от общего приёма. Все целевики трудоустраиваются после окончания вуза.
Поэтому, на мой взгляд, основным критерием эффективного вуза должен быть не уровень ЕГЭ поступивших на первый курс, а уровень подготовки выпускаемых специалистов, их востребованность у работодателей. А по этим показателям транспортные вузы полностью отвечают критериям самых передовых высших учебных заведений.  

– С 1 января 2019 года вступили в силу поправки к закону «Об образовании», по которым индивидуальные предприниматели получили право становиться заказчиками целевого обучения. Отраслевые вузы готовы к такому сотрудничеству?
– Бизнес платит налоги, поэтому он вправе рассчитывать на кадровое обеспечение своих предприятий. Но в госбюджете нет такого количества средств, чтобы обучить специалистов для всех предприятий и отраслей. Выход – дать предпринимателям возможность учить кадры для себя за свой же счёт. Поэтому данный закон взаимовыгоден. Отраслевые вузы готовы к сотрудничеству с частным бизнесом. 

– В российском образовании всё чётче прослеживается новая тенденция – выпускники девятых классов не стремятся продолжать обучение в школе, растёт спрос на среднее профессиональное образование (СПО). И если в 2017 году в колледжи и техникумы отправилась почти половина бывших девятиклассников, то в 2018-м – уже 54%. С чем это связано?
– Данная тенденция ещё раз подтверждает целесообразность создания Министерства просвещения РФ. Государство уделяет повышенное внимание развитию среднего профессионального образования, привлекательности СПО для молодёжи.
Отраслевые вузы ощущают повышение спроса на СПО, это подтверждают результаты приёма в подразделения университета – колледжи и техникумы. 
Это согласуется и с запросами работодателей. К примеру, ежегодная потребность нашего главного стратегического партнёра – ОАО «РЖД» – в специалистах-техниках превышает потребность в инженерных кадрах на 10–15%.
В марте прошлого года, выступая на проходившем в РУТ (МИИТ) Всероссийском съезде транспортников, Владимир Путин обозначил основную задачу транспортного образования: готовить кадры в соответствии с потребностями и интересами работодателей. Отраслевая система СПО работает именно в таком режиме, когда во главе угла стоит повышение качества подготовки специалистов, которые после окончания отраслевых колледжей и техникумов должны быть не только готовыми во всех отношениях к работе на транспорте, но и успешно продолжать образование в системе высшего образования транспортных вузов.
Добавлю, что в университетских научно-образовательных транспортных комплексах существует непрерывная система подготовки кадров и большинство выпускников колледжей и техникумов продолжают обучение в рамках одного университета по программам высшего образования. Это закономерный процесс.

– В 2019 году большие изменения ожидаются и в области подготовки кадров высшей квалификации – аспирантуре. Ранее глава РАН Александр Сергеев сообщил, что в учебной программе сократится количество лекций и будет введено обязательное написание научной работы, при этом срок обучения может вырасти с 3–4 до 5–6 лет. Такую возможность сейчас обсуждают в Минобрнауки России. Видите ли вы необходимость во введении так называемой научной аспирантуры?
– Конечно, в современных условиях необходимо повышать качество образования, в том числе в аспирантуре и докторантуре. Однако любая инициатива должна пройти обкатку на практике. Положительный результат – главный критерий эффективности предлагаемых новаций.
Эффективность подготовки научных кадров во многом зависит от самих вузов, которые должны с учётом существующих реалий привлекать в аспирантуру талантливую молодёжь и создавать мотивированные условия для подготовки нового поколения учёных, заинтересованных в продолжении научной работы.
В то же время при подготовке научных кадров вузам целесообразно работать в паре с научно-исследовательскими институтами, совместно разрабатывать программу обучения. К слову, по такому пути идут образовательные учреждения США, Южной Кореи. Не зря же и в России вопросы науки и образования курирует одно министерство. Кстати, около 10 лет на базе АО «ВНИИЖТ» действует Центр подготовки научных сотрудников РУТ (МИИТ). Образование – эта сфера взаимных интересов различных сторон. 





Борис Алексеевич Лёвин родился в 1949 году в подмосковном городе Железнодорожный. В 1968 году окончил Московский электротехнический техникум, в 1973 году – Московский институт инженеров транспорта (МИИТ) по специальности «Автоматика и телемеханика». 
С 1973 года был инженером кафедры «Автоматизированные системы управления» МИИТа, с 1977 года – заведующий аспирантурой МИИТа. В 1989 году по его инициативе на базе аспирантуры создан Отраслевой центр подготовки научно-педагогических кадров. 
С 1991 года занимал пост ректора Всесоюзного института повышения квалификации руководителей и специалистов железнодорожного транспорта (в 1995 году указом президента РФ институт преобразован в Российскую академию путей сообщения). С 1997 года был ректором Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), с 2017 по 2018 год – ректором Российского университета транспорта (МИИТ). 
В 2018 году стал президентом РУТ (МИИТ). Возглавляет Ассоциацию высших учебных заведений транспорта. Является доктором технических наук, профессором, заслуженным работником высшей школы РФ. Отмечен орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Александра Невского, Почёта, «Знак Почёта», медалью ордена «За заслуги перед Отечест­вом» II степени.
Юлия Соловьева

Комментарии
    0
Защита от автоматических сообщений