Новости

11 ч
11 ч
11 ч
12 ч
13 ч

Реклама

Игорь Беляков: "Нашу кредитоспособность оценивает рынок, а не рейтинговые агентства"

Уже второе международное рейтинговое агентство понизило кредитный рейтинг РФ до "спекулятивного". Игорь Беляков, руководитель направления "Финансовые рынки" Экономической экспертной группы объяснил, почему это произошло

Игорь Беляков: "Нашу кредитоспособность оценивает рынок, а не рейтинговые агентства"
фото: Игорь Беляков, эксперт Экономической экспертной группы / Gudok.ru

 

 — Нередко международные рейтинговые агентства обвиняют в том, что их оценки кредитоспособности РФ предвзяты и политически мотивированы. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

 

— Я лично не склонен считать, что эти решения были политически мотивированными. Действительно, они учитывали геополитические риски. Но я не считаю, что рейтинговые агентства поступили непрофессионально. Я считаю, что это решение было взвешенным. Были рассмотрены различные компоненты суверенной кредитоспособности РФ. И какие-то из них у нас находятся на достойном уровне: небольшой размер госдолга, что неоднократно повторялось, может быть самый низкий в G20 (разве что с Саудовской Аравией мы конкурируем по этому показателю). У нас пока большие резервы — и резервы Банка России, и фонды Минфина. Все еще положительный счет текущих операций платежного баланса — и это тоже хороший фактор устойчивости.

 

— Этого недостаточно, чтобы инвесторы убедились в нашей кредитоспособности? 

 

— Сами по себе эти показатели привели бы нас в категорию А, то есть высокой кредитоспособности, по шкале рейтинговых агентств. Но другие факторы, в том числе политические, оцениваются гораздо ниже, чем тот рейтинг уровня "ВВ+", который нам присвоен. То есть часть факторов у нас характерна для более высокого рейтинга, а часть — для более низкого. И в результате мы получили то, что имеем. То есть, о взвешенной оценке ситуации агентствами можно судить по тому, что несмотря на упомянутые позитивные факторы, рынок оценивает нашу кредитоспособность еще ниже. Если вы посмотрите на доходность суверенных облигаций — и внешних и внутренних, — на стоимость CDS (т.н. страховки от дефолта заемщика по облигациям), то увидите, что они  находятся на уровнях, которые соответствуют странам с рейтингом “B” или еще ниже.

 

— В сообщении агентства Moody’s, которое последним понизило нам рейтинг, говорится преимущественно о политических факторах, повлиявших на его решение. Но практически не говорится об экономических показателях, которые характеризуют РФ как заемщика. Неужели для агентства политика главнее экономики?

 

— Здесь нет какого-то разрыва между политикой и экономикой. Агентства учитывают те геополитические факторы, которые имеют прямое влияние на экономические показатели. Ведь в финансовом мире многое основано на доверии, на оценке будущих перспектив. И показатели спроса и предложения на рынке также зависят от политических факторов. Спрос и предложение со стороны инвесторов на облигации эмитента напрямую зависят от политической ситуации. И когда она ухудшается, то и инвесторы начинают уходить с рынка.

 

— Мог ли повлиять на решение рейтинговых агентств высокий уровень долговой нагрузки российских госкомпаний, обязательства которых принято считать как квазисуверенный долг?

 

— Да, конечно, это тоже было учтено. Хотя размер неявных обязательств бюджета сложно оценить точно. Но даже с учетом квазисуверенного долга, обязательства государства в совокупности не превышают 30—40% ВВП. Это невысокий долг. Так, по Маастрихтскому соглашению, ориентиром приемлемого уровня госдолга для стран Еврозоны был установлен показатель 60% ВВП. У нас, как видите, ниже, даже с учетом квази-суверенного долга. Хотя размер этих обязательств увеличивается при реализации антикризисных мер.

 

— Влияет ли на суверенный рейтинг России тот факт, что не так давно, в 1998 году, наша страна допустила дефолт по своим обязательствам? Как долго еще нам будут напоминать об этом при определении нашей кредитоспособности?

 

— Я не думаю, что сейчас на рейтинг это сильно повлияло. Если говорить о формирующихся рынках, то для них брать какой-то длинный период для оценки кредитоспособности не имеет смысла, поскольку в этих странах быстро меняются экономические условия. У нас в 1998 году были радикально другие условия. Госдолг был значительно выше, причем  преобладал валютный долг,  который после кратной девальвации превысил 100% ВВП. Очень высокая инфляция — гораздо выше, чем сейчас. Несколько лет подряд наблюдался обвал экономики. Если факт тогдашнего дефолта и был упомянут, то фактического влияния на решение агентств он не оказал.


Другие материалы автора

Другие новости по теме

БАМ | Четверг | 18.04.2019 | 23:57
Выросшие на Байкало-Амурской магистрали дети железнодорожников продолжили династию и мечтают вернуться в Амурскую область

Читать полностью
Первые лица | Четверг | 18.04.2019 | 23:43
Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Александр Мишарин в интервью «Гудку» рассказал о перспективах развития высокоскоростного движения с учетом проекта ВСМ Москва – Санкт-Петербург
Читать полностью
БАМ | Четверг | 18.04.2019 | 23:29
Традиционные велосипедные заезды железнодорожников весной 2019 года посвящаются 45-летию Байкало-Амурской магистрали
Читать полностью
Грузовые перевозки | Четверг | 18.04.2019 | 23:17
ОАО «РЖД» необходимо увеличить пропускные и провозные возможности инфраструктуры, а операторам подвижного состава – установить экономически оправданные ставки для перевозки угля
Читать полностью
БАМ | Четверг | 18.04.2019 | 22:16
45 лет назад началось строительство Байкало-Амурской магистрали. «Гудок» собрал фотофакты того времени. 
Читать полностью
Социальная политика | Четверг | 18.04.2019 | 00:03
Перед заступлением в рейс или после поездки проводники могут снять стресс в комнате психологической разгрузки
Читать полностью
Машиностроение | Среда | 17.04.2019 | 23:55
Машиностроители разработают единую систему передачи данных с тягового состава
Читать полностью
Инфраструктура | Среда | 17.04.2019 | 23:49
На природоохранные мероприятия в 2019 году планируется потратить 6,9 млрд руб
Читать полностью
Грузовые перевозки | Среда | 17.04.2019 | 23:43
Железнодорожный оператор «Евросиб СПб – транспортные системы» будет выполнять перевозки грузов с использованием комплексного сервиса охраны
Читать полностью
Социальная политика | Среда | 17.04.2019 | 00:07
Грядущие изменения в отраслевой HR-сфере обсудили участники круглого стола, организованного в ИД «Гудок»
Читать полностью