Новости

Реклама

"Роснано" отказалось создавать нанотележки для магазинов

Около двух лет торговая компания X5 Retail Group (магазины "Перекресток", "Пятерочка", "Карусель") и "Роснано" тестировали "Магазин будущего", где не будет персонала, а всю работу людей будут выполнять машины. Теперь "Роснано" отказывается от проекта. Его технологии остались невостребованными.

"Роснано" отказалось создавать нанотележки для магазинов
фото: ИТАР-ТАСС / Gudok.ru
"Магазин будущего" — так назывался маленький магазинчик, открытый в центральном офисе компании X5 Retail Group, которая развивает сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель". Пользоваться им, правда, могли лишь сотрудники офиса, и проект сам был тестовый. Однако поражал воображение простого покупателя. В этих магазине не было кассиров, обслуживание проводилось автоматически, пустых полок не было никогда. Магазинный стеллаж был оснащен специальным оборудованием, которое может сигнализировать, какого товара на нем не хватает, и проводить инвентаризацию.

Каждый товар в магазине был снабжен специальной меткой, и все товары в корзинке покупателя считывались автоматически специальным аппаратом, немного напоминающим кассу. В этот аппарат достаточно было опустить наполненную товаром корзинку (выкладывать на кассу каждый товар было не нужно, даже если товары в корзинке лежат в беспорядке). Оплата проводилась в специальном терминале, а данные о том, сколько и за что нужно заплатить посетителю в терминале, появляются на карте лояльности клиента. Терминал принимал оплату всеми возможными способами, например, с телефона, в который встроена карточка NFS. Поражала воображение и "умная тележка". Если покупателю нужен, к примеру, картофельный крахмал, а он не знает, на какой полке его искать, он введет на дисплее тележки название товара, тележка сама определит местонахождение человека и доведет его до нужного товара.

От воровства в магазине без кассиров должна спасать идентификация покупателя, который перед первым посещением магазина оформлял специальную карточку.
Основа всего в таком умном магазине — метка на товаре, созданная по технологии RFID, это что-то типа "умного" штрих-кода. Только на метку, в отличие от обычного штрих-кода, можно записать различный объем информации, в том числе цену. Именно метка RFID сигнализировала о наличии товара на полке и даже сообщала менеджерам о сроке годности того, что стоит на полке.

Проект "умного магазина" финансировали в равной степени сама Х5, которая и занималась его реализацией, "Роснано", а также "дочка" "Роснано" — компания "Ситроникс" (ее задача была освоить технологи RFID для розничной торговли). Общие инвестиции составили 350 млн руб.

Однако год назад "Магазин будущего" в офисе X5 Retail Group закрылся. Почему? Ритейлер не сообщал. Теперь же ситуация прояснилась. Корпорация "Роснано" отказалось от развития проекта по внедрению радиочастотной метки RFID. Проблема в том, что технология так и не получила широкого распространения среди ритейлеров. Создавать такие магазины в России так и не стали.

Технология меток RFID и ранее использовалась магазинами, но не продуктовыми, а теми, кто продает одежду, обувь и бытовую технику. Просто сама технология достаточно дорогая, и магазинам и их поставщикам выгодно использовать метку на дорогих товарах, которые приносят магазинам больше прибыли. К тому же "вживлять" метку в упаковку товара должен был не сам магазин, а его поставщики, то есть производители продуктов питания. А те просто не стали этого делать, опять же из-за дороговизны современных технологий.

Кроме того, технология оказалась сложной и несовершенной. Различные группы товаров нужно было маркировать разными метками, некоторые из них не подходят, например, для колбасы, другие — для изделий из железа.

Метка, к примеру, не работает, если к ней приложить фольгу, то есть, если крышка от йогурта случайно закроет метку на бутылке вина, покупатель заплатит лишь за йогурт, а вино достанется ему бесплатно. Многие технологические вопросы пока остались не решены. И стимула решать эти вопросы, похоже, ни у кого и нет. Магазинам и их поставщикам технологии показались дороговаты, а покупатели и так довольны: лишь бы продукты в магазине были, и цены на них не кусались.

Правда, кое-что из технологий закрытого "Магазина будущего" X5 Retail Group все-таки использует . По итогам эксперимента в сетях "Карусель" и "Перекресток" появились так называемые бесконтактные кассы (кассы самообслуживания), где покупатель может самостоятельно оплатить свои покупки (но продукты на таких кассах из корзинок надо доставать). Установлены же такие аппараты лишь в нескольких магазинах сетей. Компания заявляла, что такие кассы для нее все еще "пилотный проект", который должен показать, сможет ли она сэкономить деньги, отказавшись от кассиров, или нет. Об итогах очередного эксперимента ритейлер пока не сообщал.

Другие материалы автора

Другие новости по теме

Общество | Четверг | 19.09.2019 | 15:21
В области корпоративной социальной ответственности введена номинация «Команда героев»
Читать полностью
Инфраструктура | Четверг | 19.09.2019 | 12:57
На участке Чум – Лабытнанги развёрнуты масштабные работы по модернизации земляного полотна
Читать полностью
Культура | Четверг | 19.09.2019 | 12:39
В минувшее воскресенье посетители Музея железных дорог России отправились в «Винтажное путешествие»
Читать полностью
Инфраструктура | Четверг | 19.09.2019 | 12:28
Сегодня исполняется 90 лет главному железнодорожному вокзалу Калининграда (Кёнигсберга)
Читать полностью
Грузовые перевозки | Четверг | 19.09.2019 | 10:28
На станции Дзержинская-Новая контейнерный поезд из КНР перегружают на колею 1435 мм для отправки в Европу всего за два часа
Читать полностью
Грузовые перевозки | Четверг | 19.09.2019 | 10:24
Кассетные подшипники колёсных пар доказали свою надёжность
Читать полностью
Инфраструктура | Среда | 18.09.2019 | 19:47
В ОАО «РЖД» разработали программу их развития до 2030 года
Читать полностью
Социальная политика | Среда | 18.09.2019 | 12:13
В ОАО «РЖД» подвели итоги летних каникул детей железнодорожников
Читать полностью
Грузовые перевозки | Среда | 18.09.2019 | 12:04
Эксперты обсудили перспективы развития калининградского транспортного коридора
Читать полностью
Инфраструктура | Среда | 18.09.2019 | 11:39
Благодаря цифровым технологиям водить поезда станет комфортнее и престижнее
Читать полностью