Новости

Реклама

Паровозы давали профессию, рождали традиции и спасали жизни

Машинист паровоза депо Санкт-Петербург-Финляндский Вадим Гуков о съёмках в кино и железнодорожных традициях

Паровозы давали профессию, рождали традиции и спасали жизни
фото: Иван Куртов / Gudok.ru
В мае нынешнего года на широкие экраны страны вышел фильм «Коридор бессмертия», повествующий о работе железнодорожников на секретной шлиссельбургской магистрали, спасшей блокадный Ленинград. Кинематографистам ладить с паровозами помогала целая команда машинистов, одним из которых стал Вадим Гуков.

– По «Коридору смерти» вывезли моих родных: бабушку и маму. Это значит, что эта дорога и паровозы сохранили мне жизнь, – говорит машинист паровоза депо Санкт-Петербург-Фин¬лянд¬ский Вадим Гуков.

Оказалось, не только сохранили, но и стали делом всей его жизни. Коренной ленинградец Вадим Леонидович Гуков один из немногих железнодорожников в нашей стране, кто сумел подружиться с паровозом. Именно подружиться. Так учит своих подопечных в фильме «старый машинист Петрович» в исполнении Народного артиста России Игоря Ясуловича.

Вадим Леонидович, вспоминая съемки, говорит, что это был тяжёлый и напряжённый период. Снимали зимой, ночами. Но это, кроме сложностей, добавляло романтики. Машинист должен быть романтиком. И это, наверное, роднит его дело с профессией актёра. Актёрам во время съёмок пришлось вживаться в события военной поры, осваивать железнодорожные профессии.

Александр Обласов, сыгравший машиниста Евдокима Собакина, благодарен своим наставникам:

– Артёму Алексееву и мне приходилось водить в кадре паровоз. Хочу выразить благодарность тем ребятам, которые обслуживают паровозы, которые учили нас, как их водить. Они, конечно, фанаты своей профессии. Атмосфера на съёмках царила удивительная. И взрывы были, и ночевали мы прямо на съёмочной площадке – актёрская группа с машинистами возле печурки, кипятили чай, делали сухарики, слушали рассказы машинистов.

А рассказов у Вадима Гукова немало. Он пришёл на железную дорогу в 1980-х. Ещё застал тех, кто водил поезда по «Коридору смерти». Их уважали все.

– Сейчас таких людей уже нет, – говорит Вадим Леонидович, – работа на паровозе командная, взаимоотношения должны быть, как на флоте. Почему на флоте? Да потому что машинист – самый главный, он для всех царь и бог, как капитан на корабле.

Традиций у тех, кто работает на паровозе, много, правда, не каждую из них нынешние железнодорожники соблюдают. Вот бывало, например, машинист кидал ключом в провинившегося кочегара или помощника. Попробуй, увернись! Так учили: не по книгам – по опыту! Виноват – получай наказание, чтобы на всю жизнь запомнить, как делать не нужно.

Теперь и традиций таких крепких нет, и суровых наказаний за мелкие неточности в работе от наставников тоже не предусмотрено.

– Радует, что в кино техничес¬ких неточностей почти нет. Мы тщательно консультировали создателей фильма, советовали, выверяли каждую мельчайшую деталь, и, как видно по результату, к нашим словам прислушались, – продолжает Вадим Лео¬нидович. – Да и как иначе! К традициям и деталям съёмочная группа относилась бережно и трепетно, ведь связь с сюжетом фильма у киношников получилась буквально кровная – отец Дмитрия Каралиса (соавтор сценария, писатель) Николай Каралис сам был машинистом и водил поезда по «Коридору смерти».

За всё время, пока на путях нашей огромной страны бегали паровозы, они спасли немало человеческих жизней. Именно так получилось и у учителя Вадима Гукова – Виктора Ивановича Платонова. Когда началась блокада, ему едва исполнилось 10 лет. Мальчишку взяли на железную дорогу, где он на кладбище паровозов, что в районе нынешнего Ладожского вокзала, снимал детали, которые потом шли на ремонт действовавших локомотивов. А вскоре и сам начал ходить в рейсы, сначала кочегаром, потом помощником, а вскоре и машинистом. Так и стала железная дорога, как для многих, судьбой и жизнью.

Достоин был оказаться на экране и другой наставник Гукова – машинист по прозвищу Водяной, получивший на войне тяжёлую психологическую травму, которая оказалась серьёзнее иной физической. Имени Водяного на съёмочной площадке Вадим Леонидович не называл, рассказал только, что по молодости Водяной не заметил пробоину в котле. Вода вытекла прямо в пути следования, паровоз встал, как вкопанный, а машиниста за это едва не расстреляли на месте. Это стало уроком на всю жизнь. Водяной не переносил длинных перегонов, ездил «от колонки к колонке». Но к этой особенности коллеги в депо относились с глубоким пониманием.

В фильме «Коридор бессмертия» впервые воссоздана малоизвестная история паровозных колонн, которые приближали победу. Такие колонны всегда следовали за фронтами, оперативно обеспечивая войска самым необходимым. Вместе с людьми воевали и паровозы. Это были, в основном, лёгкие машины типа «О» – основной, он же «Овечка», или «Эушки» (серии ЭУ).

Один из таких паровозов как раз и стал героем фильма. Когда-то давно он был «ранен», на тендере видны металлические заплатки. Но паровоз до сих пор помогает железнодорожникам сохранять традиции.

Одна из них гастрономическая – изготовление сухарей. Их делают из особого черного хлеба – «шайб», который до сих пор пекут в Санкт-Петербурге. Машинист Вадим Гуков готовил сухари в топке своего ЭУ для актёров. И сейчас, спустя почти четыре года после окончания съёмок фильма, вкус незамысловатого традиционного паровозного угощения для актёров – одно из ярчайших впечатлений проникновения в традиции железнодорожного мира.

Раньше встречные приветствовали машинистов паровозов, снимая шапку. Теперь эта традиция ушла в прошлое. Но их, как и в былые времена, можно отличить по фуражке с особым белым кантом. Машинисты паровозов по-прежнему отличаются богатырским здоровьем, выносливостью и выдержкой. На машиниста паровоза можно выучиться. Но учат не только профессии, – учат дружить с паровозами. Пройдя череду испытаний и выучив матчасть, с паровозами остаются только самые лучшие! И это тоже традиция, как и тогда, в годы войны…

Светлана Канаева
Материал опубликован в газете «Октябрьская магистраль» 05.07.19

Другие материалы автора

Другие новости по теме

Инфраструктура | Среда | 16.10.2019 | 16:44
Юговосточники подключились к движению по сбору отработанных батареек
Читать полностью
Инфраструктура | Среда | 16.10.2019 | 08:30
Для восстановителей построили двухэтажный корпус с ремонтными боксами
Читать полностью
Инфраструктура | Среда | 16.10.2019 | 08:26
Сразу 18 маневровых тепловозов были приобретены  для депо Белово по инвестиционной программе ОАО «РЖД»
Читать полностью
Пассажирские перевозки | Среда | 16.10.2019 | 08:20
Организаторы фестиваля «Фритур» решили показать Нижний Новгород в непривычных ракурсах
Читать полностью
Спорт | Среда | 16.10.2019 | 08:15
В этом году соревнования были приурочены к юбилею магистрали
Читать полностью
Инфраструктура | Среда | 16.10.2019 | 08:09
Проблемой остается небольшой интервал движения на грузонапряженных участках
Читать полностью
Грузовые перевозки | Среда | 16.10.2019 | 08:03
По территории России и Казахстана перевозку обеспечит ОТЛК ЕРА
Читать полностью
Машиностроение | Среда | 16.10.2019 | 07:57
Холдинг планирует выходить на африканский рынок
Читать полностью
Наука и образование | Среда | 16.10.2019 | 07:49
Сибирский государственный университет путей сообщения подготовил для платформы собственные курсы
Читать полностью