Новости

Реклама

Юрий Башмет: «Мы можем себе позволить выйти на улицы и давать концерты в метро и на вокзалах»

«Гудок» начинает серию бесед с известными деятелями искусства о том, как воспитать молодёжь в лучших культурных традициях и как популяризировать в России классическое искусство. Первым на наши вопросы ответил альтист, художественный руководитель и главный дирижёр государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и камерного ансамбля «Солисты Москвы» народный артист СССР Юрий Башмет

Юрий Башмет: «Мы можем себе позволить выйти на улицы и давать концерты в метро и на вокзалах»
фото: из личного архива Юрия Башмета / Gudok.ru
– Известно, что вы много сил и времени тратите на проекты, связанные с музыкально одарёнными детьми. Что это за программы?
– Это тема мне очень близка. В 2013 году была создана программа  «Юрий Башмет – молодым дарованиям России». В неё на сегодняшний день входят 13 образовательных центров в разных городах страны. В каждом из них проходят мастер-классы, которые проводят именитые российские и зарубежные музыканты для самых талантливых и музыкально одарённых детей. Они занимаются с учениками, дают им, что называется, хороший толчок для дальнейшего развития.
Во время занятий с детьми, прослушиваний и появилась идея создать Всероссийский юношеский симфонический оркестр, в котором играют молодые музыканты из разных городов нашей страны в возрасте от 11 до 22 лет. Чтобы попасть в его состав, нужно пройти настоящий конкурс. Ни связи, ни знакомства здесь не работают. Мы с профессиональными музыкантами прослушиваем каждого претендента. И тот, кто побеждает, становится музыкантом нашего оркестра. 

– Юношеский оркестр существует на постоянной основе? 
– Наш оркестр – это как сборная команда по футболу, в которой играют лучшие музыканты из 40 городов страны: от Владивостока до Калининграда. В обычной жизни многие из оркестрантов ещё учатся в школе. По этой причине они не могут посвящать себя полностью работе в оркестре. 
По нашим правилам тот музыкант, которому исполняется 22 года, покидает оркестр, освобождая место для других, более юных кандидатов. 
Для того чтобы отобрать лучших из лучших в его последний состав, мы прослушали в прошлом году более 650 человек. А в оркестр прошли только 100 человек. Но это не так трагично для тех ребят, кого профессиональное жюри не отбирает. Потому что в процессе прослушивания кандидат присутствует на мастер-классе известного музыканта. Это даёт ему возможность подготовиться к следующему прослушиванию. И, скажем, через пару лет он может снова попытать счастья и попасть в наш оркестр. 

TASS_20609997.jpg

фото: Станислав Красильников/ТАСС


– А у вас в оркестре действительно есть 11-летние музыканты? 
– Музыкантов такого возраста у нас человек 7–8. У нас есть замечательный 11-летний гобоист. На гастроли с нами обязательно едут одна-две мамы, мы называем их «дежурные мамы», чтобы присматривать за самыми юными музыкантами.

– И у вашего юношеского оркестра всё по-настоящему: гастроли, концертные залы, аплодисменты, поклонники?
– Конечно! В конце сентября – начале октября прошлого года мы ездили с последним составом юношеского оркестра в азиатский тур. Выступали в Сингапуре, Пекине, Шанхае и Сеуле. А начался он во Владивостоке, где мы отыграли концерт в рамках культурной программы Восточного экономического форума. 
Мы давали концерты в разных российских городах, два раза выезжали в Европу. Играли в Берлинской филармонии. Но наше первое выступление состоялось в 2012 году в Сочи. А первые гастроли состоялись в 2013 году, они прошли в Москве, Нижнем Новгороде, Перми и Екатеринбурге. В 2014 году состоялось первое европейское турне, мы играли в Берлине, Брюсселе и Женеве. В 2016 году ребята выступили в Большом зале консерватории в Москве, Концертгебау (Амстердам), Зале Верди (Милан) и в Мюзикферайн (Вена).
Но перед тем как отправиться в тур, ребята со всей страны приезжают в Москву на репетиционную сессию. Это как спортивные сборы перед Олимпийскими играми или другими важными спортивными соревнованиями. Они живут в прекрасных условиях под Москвой. Один раз мы это сделали в Крыму. С ними занимаются педагоги, их собирают по группам и секциям. Я с ними работаю последние 4–5 дней, когда они уже подготовленные, знают, что играть.

– Какую программу исполняет ваш юношеский оркестр?
– Для нас писали и Александр Чайковский, и Кузьма Бодров. Например, последний придумал произведение «Путешествие по оркестру», где у каждого музыканта есть возможность выразить себя. Мы довольно часто специально для юных оркестрантов придумываем номера, где они имеют возможность солировать. И у них возникает в хорошем смысле спортивный задор. Ведь оркестр – это школа жизни, совместный быт, дорога. Тут надо учитывать все голоса. Этому мы учим.

– Можно ли говорить о достижениях тех ребят, которые играли и продолжают играть в вашем оркестре?
– Пока ещё рано. Но у нас есть девушка из Екатеринбурга, она стала лауреатом международного конкурса, сейчас учится в Московской консерватории. Она пришла в оркестр, когда ей было 14 лет. Сейчас она на втором курсе, ей 19. 
Вообще в Екатеринбурге хорошие музыкальные традиции. Я давно заметил, что есть российские города, которые можно назвать кузницами музыкальных кадров. А в Новосибирске отличная школа ударных инструментов. В этом городе есть педагог, фанатично преданный своему инструменту, он передаёт мастерство ученикам, а те приезжают учиться в Москву, поступают в консерваторию. Такой человек может получать за свою работу совсем небольшую зарплату, но для него деньги не важны.

2019-02-01_13-29-57.jpg

фото: classicalmusicnews.ru


– Как вы оцениваете современных российских зрителей? 
– Я могу ими только восхищаться. Публика в российских городах пытлива и благодарна. Хотя при этом те, кто всегда ходит на концерты классической музыки и не пропускает гастроли столичных оркестров и исполнителей, как правило, имеют свои предпочтения, у них собственная точка зрения на то, как следует исполнять то или иное произведение, они сравнивают игру разных исполнителей, у них есть свои любимцы. В общем, их не собьёшь рекламой. 
Я вспоминаю одну историю, которая произошла в Свердловской филармонии. Друг попросил меня во время поклонов в конце концерта посмотреть по диагонали направо в потолок и помахать рукой. Там была установлена телекамера. В какой-то уральской деревне в библиотеке собрались девять бабушек, чтобы посмотреть наш концерт. Именно им я и махал. Потом в следующий раз, когда я был в Екатеринбурге, мне на пресс-конференции принесли банки с солёными огурцами и грибами. Это был привет от тех бабушек.

– У вас нет проблемы с публикой, у вас всегда аншлаги...
– Вы напрасно так думаете. Потому что это бешеная ответственность перед теми детьми, которые оказались на моём концерте впервые с родителями или чаще с бабушкой и дедушкой. Для меня важно, чтобы мой концерт не стал первым и последним для этого ребёнка. 
Есть и другой уровень ответственности – перед той публикой, которая приходит слушать именно тебя. Я это вижу по солистам, когда дирижирую. На концерте появляются люди, которые пришли послушать конкретного музыканта. Они помнят, каким он был 20–30 лет назад. Например, солист стал лауреатом конкурса им. П.И. Чайковского 40 лет назад. И его публика с тех пор ходит на него. А это тоже очень большая ответственность для этого исполнителя, важно не разочаровать тех, кто его любит.

– Когда вы считаете, что выступление было удачным?
– Мне трудно объяснить это ощущение. Если речь идёт об оркестре, то от концерта к концерту ощущается некий градус взаимопонимания. Даже если репетируешь с чужим оркестром, скажем, три дня, но возникла какая-то искра между нами, то во время концерта ты уже можешь себе позволить импровизировать. Показать музыкантам, что тут надо тише сыграть, а тут чуть ускорить темп или дать возможность, опустив руки, для соло флейты. Ты можешь играть свободно. Вот если возникает это ощущение взаимопонимания, тогда здесь и сейчас рождается музыка. Я это называю импровизацией. Музыкальная клетка живая. Сейчас нет звука, а через секунду вдруг он возникнет. И слушатель станет свидетелем этого процесса. Он вместе со мной будет импровизировать. Но это идеальный сценарий.

TASS_29738524.jpg

фото: Станислав Красильников/ТАСС


– У вас в программе для камерного ансамбля «Солисты Москвы» и симфонического оркестра «Новая Россия» есть произведения современных композиторов. Вам не хватает классики?
– Для альта не так много написано музыки. В общем много, но мало Моцарта, Шуберта и Бетховена, мало шедевров. Поэтому после победы на конкурсе ARD в Мюнхене в 1976 году мне пришлось задать самому себе вопрос: что играть дальше? Тут надо сказать огромное спасибо Тихону Хренникову. Он организовал фестиваль «Московская осень». Там в обязательном порядке исполнялись произведения советских композиторов: Андрея Эшпая, Микаэля Таривердиева, Карена Хачатуряна, Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной. Это всегда были премьеры в рамках фестиваля. Там я играл концерт молодого композитора Александра Чайковского. Участие в этом фестивале помогло мне пополнить репертуар произведениями наших талантливых современников.
Надо сказать, что мы с Александром Чайковским много лет дружим, и он сочинил для меня много произведений. Из последних –  это очень интересное «Слово о полку Игореве», где текст читает Михаил Ефремов. В этом произведении Чайковский соединил симфонический оркестр и оркестр народных инструментов. Это звучит невероятно. Мы несколько раз его исполнили в концерте. А сейчас ещё сделали запись этого концерта.
А с Кузьмой Бодровым, молодым композитором, мы тесно сотрудничаем с того момента, как он написал музыку для спектакля «Не покидай свою планету» по повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В нём приняли участие «Солисты Москвы» и Константин Хабенский. Это великолепный спектакль, сейчас он идёт два раза в месяц в «Современнике» с аншлагами. 
Вообще мы сделали пять синтетических спектаклей: «Кармен», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Не покидай свою планету» и «Ван Гог. Письма к брату». У меня есть реализованные идеи синтетических концертов, в которых соединяются живопись и музыка. Например, почему Сергей Рахманинов сочинил симфоническую поэму «Остров мёртвых»? Оказывается, под впечатлением от одноимённой картины швейцарского символиста Арнольда Бёклина. Картина запала ему в душу, и он написал такую роскошную тяжёлую музыку, очень трудную для исполнителей. Мы её выучили, достали аппаратуру 3D. И теперь наша публика видит проекцию этой картины на заднике, а в это время мы исполняем рахманиновское произведение. 

– Вам нравится работать с молодыми? 
– Да. У нас в рамках ежегодного Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи проходит Международный конкурс молодых композиторов им. Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера. Все отобранные произведения исполняются очень качественно, профессионально камерным ансамблем «Солисты Москвы» и оркестром «Новая Россия». А дальше произведение живёт или нет. Для меня написано более 50 концертов, но живут на сцене 7–10. На первом месте, конечно, произведения Альфреда Шнитке, Гии Канчели и Софии Губайдулиной. 

– Чего вы ждёте в этом году от конкурса молодых композиторов? 
– Я жду, что вдруг в этом году «родится» новый Шнитке. 

– Вообще Сочи для вас важный город?
– Конечно! Здесь 12 лет назад начался наш Зимний фестиваль искусств в Сочи. Он намного шире, чем фестиваль классической музыки. Здесь представлены и балетные спектакли, джазовая музыка, симфонические концерты и выступления камерных ансамблей. Иногда театры привозят свои спектакли. Если мы приглашаем джазовый коллектив или исполнителя, то это всегда имя. Ко мне на фестиваль приезжал Эмир Кустурица со своей бандой. Я считаю, что все жанры хороши и нужно показывать лучших представителей. К нам в Сочи даже шахматист Анатолий Карпов приезжал, чтобы устроить сеанс одновременной игры с молодёжью.
В рамках Зимнего фестиваля искусств я всегда играю мировые премьеры. Два года назад мы впервые сыграли произведение очень известного в Японии композитора Атсухито Гондая. Это композитор уровня Альфреда Шнитке. 

– Вы готовите какой-нибудь сюрприз для зрителей, которые придут на XII Зимний фестиваль искусств?
– В 2019 году в рамках фестиваля запланирована обширная программа разнообразных мероприятий с участием ведущих российских и зарубежных артистов и коллективов. Традиционно состоится целый ряд мировых премьер. Среди них совместный проект с Русским музеем «Параллельные миры. Русское искусство. ХХ век. Часть 2. 1945–1956 годы», который объединит русскую музыку, живопись и поэзию 1945–1956 годов.
Большое внимание будет уделено молодому поколению. Пройдут музыкальная, вокальная, театральная академии, мастер-классы для молодых композиторов, оркестровая академия Всероссийского юношеского симфонического оркестра, Школа молодых журналистов и многое-многое другое.
Специально для фестиваля заказаны музыкальные произведения у четырёх композиторов из России, Германии, Бельгии и Китая. 
Крайне интересным обещает быть концерт «Россия и карта мира», на котором вместе со мной и камерным ансамблем «Солисты Москвы» будут выступать музыканты из разных частей света на своих национальных инструментах: бандонеоне, волынке, пипе, домре, гитаре и т.д.
Совершенно уникальную программу вечера балета представит в Сочи премьер Национального балета Испании Серхио Берналь, где в одном концерте будут живьём играть как музыканты испанского фламенко, так и симфонический оркестр.
Вечер джаза в этом году будет представлен концертом прославленной американской джазовой певицы и пианистки, двукратной обладательницы премии Грэмми Дайаны Шур (США).
Совершенно необычным по формату будет вечер с участием двух мужских хоровых коллективов: «Рустави» из Грузии и «А Филетта» с Корсики. Целый ряд спектаклей, мастер-классов, открытых лекций и разнообразных мероприятий пройдёт в Сочи в рамках проекта «Фестиваль «Территория» в гостях у Зимнего международного фестиваля искусств».

Bashmet-Kasskara-02.jpg

фото: из личного архива Юрия Башмета/Gudok.ru


– Важно ли для вас завоевывать молодую аудиторию?
- Конечно! Мы расширяем границы жанра, создавая синтетические спектакли и концерты вместе с драматическими актерами. Мы можем себе позволить выйти на улицы и давать концерты в метро и на вокзалах. Я, например, приглашал порой джазовых, этнических музыкантов в свои концерты, а в один Новогодний концерт еще 5 лет тому назад я пригласил рэпера. Главное, чтобы было талантливо и искренне!

– Как вы относитесь к флешмобам, когда классические музыканты играют в неожиданных местах, и это вовсе не концертные залы?
– Мы играли на вокзалах не один раз. И в Сочи во время нашего фестиваля. Там чудесный старинный вокзал с прекрасной акустикой. Когда РЖД восстановили железнодорожное сообщение с Ниццей, мы играли на улице этого города. Поезда прибывали, люди выходили из вагонов в город, а тут играет наш оркестр. И в Москве мы играли на Казанском вокзале. Там прекрасный зал. Мы даже в московском метро дали ночной концерт. Разыгрывались на открытой платформе.

– Вам интересны эксперименты с разными площадками?
– Конечно, конечно. Это разнообразие и удовольствие. Единственное, что не всегда есть условия для хорошей подготовки. Я бы предпочёл температурный режим от 22 до 24 градусов. Ведь для каждого инструмента есть свои температурные ограничения. В паспорте гобоя, например, написано, что его нельзя открывать при температуре ниже 13 градусов. Однажды на моих глазах лопнул гобой, когда мы играли на открытой площадке. Нас тогда спасали от холода только коньяк и пледы.

– Есть новые задумки, проекты?
– Да, есть идея устроить фестиваль молодёжных оркестров. Хотя это, конечно, требует больших организационных усилий. У нас в стране таких оркестров примерно 20. Мне эта тема очень интересна. Идея с фестивалем меня увлекает, надеюсь, она понравится и тем, кто имеет возможность помочь нам в его организации. 

Другие материалы автора

Другие новости по теме

Итоги | Пятница | 13.12.2019 | 13:25
Каждую неделю редакция «Гудка» выбирает наиболее важные события, которые попали в объектив фотографов издательского дома и информационных агентств
Читать полностью
Инфраструктура | Пятница | 13.12.2019 | 07:36
Приволжская дорога выпустила в свет перекидной настольный календарь «Женщина в профессии»
Читать полностью
Инфраструктура | Пятница | 13.12.2019 | 07:33
В 2019 году план по улучшению условий труда в ОАО «РЖД» будет выполнен в полном объёме
Читать полностью
Инфраструктура | Пятница | 13.12.2019 | 07:28
Возведение станции в Междуреченске началось одновременно со строительством угольных предприятий города
Читать полностью
Инфраструктура | Пятница | 13.12.2019 | 07:22
Николай Сазанов был одним из первых машинистов-инструкторов в тепловозном движении
Читать полностью
Инфраструктура | Пятница | 13.12.2019 | 07:17
Пожарный во внеслужебное время вынес из огня человека
Читать полностью
Спорт | Пятница | 13.12.2019 | 07:11
Сегодня в Санкт-Петербурге проходит Кубок начальника Октябрьской дороги
Читать полностью
Инфраструктура | Пятница | 13.12.2019 | 07:05
После завершения работ пропускная и провозная способности на полигоне будут значительно увеличены
Читать полностью
Инфраструктура | Пятница | 13.12.2019 | 06:53
Каждому участнику программы блюда фасуют в индивидуальные контейнеры и доставляют в термосумках
Читать полностью
Инфраструктура | Четверг | 12.12.2019 | 20:32
Глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров встретился с профсоюзами и подвёл итоги года
Читать полностью