Новости

4 ч
4 ч
4 ч
11 ч

Реклама

Венецианская биеннале представит Россию как железнодорожную станцию

26 мая открывается одна из культовых архитектурных выставок, партнером которой выступит ОАО  «РЖД»

Венецианская биеннале представит Россию как железнодорожную станцию
фото: Из каталога Веницианской Биеннале / Gudok.ru
Россия принимает участие в Венецианской биеннале с 1914 года. В этом году впервые партнёром российской экспозиции выступило ОАО «РЖД», а отечественный павильон «Станция Россия» станет железнодорожной станцией с залом ожидания, депо и камерой хранения.
Престижный фестиваль современного искусства и архитектуры проводится в Венеции уже в течение 123 лет. Биеннале не работала только в годы Второй мировой войны. 

В этом году общая тема крупнейшей выставки мира – «Свободное пространство» (Freespace). Тему предложили кураторы биеннале, основательницы Дублинского архитектурного бюро Grafton Architects – Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара. Они считают, что свободное пространство – основа архитектуры, в которой заключены такие понятия, как щедрость, человечность и гуманность. По мнению кураторов, свободное пространство исполняет желания и дарит подарки в виде дополнительной территории, природных материалов, воздуха, солнечного и лунного света. 

STATIO.jpg

Россия – сама свободное пространство. Её просторы, огромные расстояния, которые соединяют между собой артерии железных дорог, железнодорожные станции и вокзалы, которые на время организуют это пространство. Поэтому российский павильон решён как железнодорожная станция. Он так и называется – «Станция Россия». 

Российский павильон разбит на пять условных залов, в каждом из которых посетители будут исследовать настоящее и будущее вокзалов и железных дорог с помощью архивных фотографий, макетов, звуковых инсталляций и видеоарта. 

В первом зале – видеоинсталляции Ардена Вальды о системе железных дорог России. Как пояснили «Гудку» в дирекции российского павильона, это многоплановое видео, рассказывающее о масштабах страны и её кровеносной системе – железнодорожных путях, разрезающих пространство и время. Об интенсивности движения, вокзалах: от первого, Павловского Царскосельской железной дороги и до суперсовременных вокзалов, вписанных в сложную урбанистическую среду. 

STATION_R.jpg

Второй зал – «Проектное депо». Здесь выставлены макеты, фотографии, кадры с камер наблюдения, установленных на колёсах железнодорожных составов. В центре композиции – макет вокзала в Павловске работы архитектурного бюро «Литейная часть – 91» Рафаэля Даянова и архивные фотографии. Здесь же – рисунки и объекты ВСМ Москва – Казань Николая Шумакова, главного архитектора ОАО «Метрогипротранс»; рисунки Никиты Явейна, руководителя Санкт-Петербургского архитектурного бюро «Студия 44», осуществившего реновацию железнодорожного вокзала в Сочи. 
«Представлять Россию на главной архитектурной выставке мира – Венецианской биеннале – для нас большая честь и большая ответственность, – рассказал он «Гудку». – К теме, которая будет представлена в российском павильоне в этом году, у меня отношение особое: железнодорожному строительству, архитектуре вокзалов посвятил свою профессиональную жизнь мой отец – конструктивист Игорь Георгиевич Явейн. Два его произведения – вокзал в Курске и вокзал в Великом Новгороде – войдут в ретроспективный блок экспозиции». 

«Студия 44» подготовила для экспозиции материалы по вокзалу Олимпийский Парк, построенному к зимней Олимпиаде 2014 года в Сочи, уточнил он. «Я рад, что именно эта наша работа представит современное вокзальное строительство в России. Ведь вокзалы – своего рода визитные карточки городов, и архитектура нашего вокзала, на мой взгляд, поспособствовала формированию имиджа Сочи как города динамичного, устремлённого в будущее, экологически ответственного, – добавил он. – Конечно, не будем забывать о том, что современный вокзал – функционально и технологически сложное сооружение. И, наверное, мы не назовём его красивым, если в нём трудно сориентироваться. Поэтому для нас архитектура вокзала в значительной мере является проекцией потоков движения транспорта, пассажиров, багажа. Она и следует этим потокам, и организует, направляет их». 

Третий зал – «Зал ожидания будущего». Здесь футуристические проекты и решения пространства вокзалов архитектурной группы «Горожане» и «Studio 911» на фоне граффити Анатолия Акуе. Как рассказали «Гудку» основатели архитектурной группы «Горожане/ CITIZENSTUDIO» Михаил Бейлин и Даниил Никишин, эта экспозиция рассказывает о путях развития города и архитектуры через призму главной темы российского павильона. 
«В своём графическом проекте «Великая русская река» мы показываем, как железная дорога проходит через центры городов России, и таким образом изучаем этот феномен существования железной дороги в городе», – рассказал Михаил Бейлин. 

«В проекте «Дихотомия» на основе пространств, которые занимает железная дорога, мы рассматриваем, как будут меняться эти пространства, когда железные дороги изменятся технологически, высвобождая много места. А именно свободное пространство – Freespace – и есть главная тема Венецианской биеннале», – уточнил Даниил Никишин. 

По словам архитекторов, железные дороги и инфраструктура вокруг вокзалов – потенциально огромное хранилище пространства в центрах городов. «Больше в мегаполисах таких пространств не будет. И это колоссальные возможности и колоссальная опасность в неверном их использовании», – считает Михаил Бейлин. 

В четвёртом зале – «Камера хранения», наполненная различными предметами, напоминающими о прошлом железных дорог и путешествующих по ним известных пассажиров: царей и диктаторов, философов и художников, писателей и музыкантов. В пятом зале – видео «7 дней в 7 минутах» Даниила Зинченко. Фильм о том, как сам режиссёр отправился в долгое путешествие из Москвы по Транссибу для того, чтобы впервые встретится с дедом, живущим во Владивостоке. Российский павильон должен стать местом, наполненным переживаниями и страстями, говорят организаторы. 


Венецианская биеннале проводится раз в два года. Учреждена в 1895 году как Международная художественная выставка города Венеции. Тогда на ней были представлены работы художников из 16 стран. По правилам биеннале искусство стран-участниц представляется в павильонах, специально выстроенных для этой цели видными национальными архитекторами. В 1914 году, когда Россия первый раз участвовала в выставке, павильон был построен по проекту архитектора Алексея Щусева на средства мецената Богдана Ханенко. СССР также принимал участие в биеннале, но в 1922, 1938–1954 и 1978–1980 годах советский павильон был закрыт. В 1926 и 1936 годах в нём проходили выставки итальянского футуризма. Советский Союз возобновил своё участие в биеннале в 1956 году. С 1975 года в Венецию стали приезжать архитекторы. 

Другие материалы автора

Другие новости по теме

Грузовые перевозки | Четверг | 21.02.2019 | 23:46
Первые поезда весом 8,3 тыс. тонн, ведомые двумя электровозами ВЛ80  под управлением одной бригады отправились в феврале
Читать полностью
Пассажирские перевозки | Четверг | 21.02.2019 | 23:37
Особенность нового поезда в том, что впервые в России произведён электропоезд, который может работать как на переменном, так и на постоянном токе и тепловозной тяге
Читать полностью
Социальная политика | Четверг | 21.02.2019 | 23:32
Процентная ставка по ипотеке для молодого работника всего 2%, для остальных – 4,5%
Читать полностью
БАМ | Четверг | 21.02.2019 | 16:53
45 лет назад началось строительство Байкало-Амурской магистрали. «Гудок» показывает, как это событие видели фотокорреспонденты того времени. Каждый месяц мы публикуем фотоочерк, посвящённый грандиозной стройке. Сегодняшний выпуск – непосредственно о прокладке железной дороги
Читать полностью
Инфраструктура | Среда | 20.02.2019 | 23:29
От станции Кожва до Салехарда - корреспондент «Гудка» проехала по территории, на которой будет построена самая северная дорога России
Читать полностью
Наука и образование | Среда | 20.02.2019 | 23:19
Интеллектуальная система защиты переездов разработана в Саратове
Читать полностью
Грузовые перевозки | Среда | 20.02.2019 | 23:12
Главной задачей ассоциации станет создание и развитие в России единого мультимодального цифрового транспортного и логистического пространства
Читать полностью
Наука и образование | Среда | 20.02.2019 | 23:03
В семи федеральных округах уже определены финалисты проекта, в их число вошли и железнодорожники
Читать полностью
Наука и образование | Вторник | 19.02.2019 | 23:37
Холдингу понадобятся кадры, способные работать в условиях цифровой трансформации, обслуживать новейшую технику, работать с искусственным интеллектом
Читать полностью
Инфраструктура | Вторник | 19.02.2019 | 23:27
«Белкомур» уже включён в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года, в Транспортную стратегию до 2030 года и в Схему территориального планирования
Читать полностью