Спорт / 15.01.21 08:13

Как закалялся «Локомотив»

Спортивное общество было создано исключительно благодаря поддержке железнодорожников на местах

Спортивное общество было создано исключительно благодаря поддержке железнодорожников на местах
 | Спорт
фото:Архив РФСО «Локомотив»

85 лет назад было создано всесоюзное спортивное общество «Локомотив», объединившее рабочих железных дорог. Инициаторам его создания пришлось преодолеть немало трудностей – их обвиняли в раскольничестве и фракционной борьбе. Как ни странно, помог создать общество вполне демократический инструмент – коллективная петиция железнодорожников в Политбюро ЦК.

Первые попытки образовать железнодорожное спортивное общество восходят ещё к 1920-м годам, в частности, в 1922 году появился любительский футбольный клуб «Казанка». Одним из тех, кто пытался пробить идею создания единого железнодорожного спортивного общества, был нарком Ян Рудзутак. Но на его предложения была наложена резолюция: «Создание спортивных обществ с привязкой к рабочим специальностям есть фракционная борьба».

Между тем «Казанка» участвовала в различных чемпионатах в Москве и других городах СССР, а в 1935 году был торжественно открыт её домашний стадион «Сталинец» (ныне на его месте находится «РЖД Арена»). В поддержу «Казанки» приходили тысячи писем рабочих-железнодорожников.

Преодолеть сопротивление и создать спортивное общество железнодорожников смог близкий к Сталину нарком путей сообщения Андрей Андреев, хотя и ему это удалось только под конец своего пребывания в должности. Осенью 1935 года Андреев утвердил резолюцию начальника отдела агитации и пропаганды НКПС Александра Щербакова о спортивном обществе, которая впоследствии рассматривалась на заседании Политбюро ЦК.

Но инициатива Щербакова встретила неожиданное возражение со стороны ревизионной комиссии, в докладе которой говорилось: «Представляется неоправданным и даже вредным подобное обособление внутри рабочего класса. Почему товарищи железнодорожники считают себя вправе создать отдельное спортивное общество? Это смахивает на раскольническую деятельность в худших её проявлениях». Похоже, Андреев получил и устные предупреждения на заседании Политбюро ЦК, потому что в октябре написал сразу несколько «покаянных писем», в которых говорил о том, что его неправильно поняли. «Целью моей и товарищей было... создание физкультурно-спортивного объединения для повышения уровня здоровья железнодорожников, для организации досуга, наконец, для спортивных соревнований. Ничего, кроме этого, я не имел в виду».

Был Андреев проработан и по партийной линии. Комиссия обратила внимание на то, что «товарищи Андреев, Щербаков [и другие] своими непродуманными и вредными действиями наносят удар по принципам коллективизма... Следует дать чёткую партийную оценку того, как возможно использование спортивных мероприятий в духе социалистических соревнований и не является ли это протаскиванием буржуазной идеологии...».

Впрочем, уже вскоре Андреев нашёл выход из положения. Он собрал – возможно, по предложению Щербакова – больше 10 тыс. подписей железнодорожников с просьбой к НКПС создать спортивное общество. Среди подписантов были как сотрудники НКПС, так и рядовые рабочие железных дорог. Очевидно, коллективное письмо произвело должное впечатление, и Андрееву был дан зелёный свет. Вероятно, после очередного заседания Политбюро Андреев получил принципиальное соглашение на образование спортивного общества. Но ещё до того, как судьба «Локомотива» была окончательно решена, Андреев под свою ответственность подписал устав общества и указ о его создании, сославшись на «многочисленные просьбы трудящихся» и инициативу ЦК союзов железных дорог. Правда, политуправление НКПС и отдел агитации и пропаганды вместе с оргбюро «Локомотива» перенесли открытие общества на 12 января 1936 года – возможно, это было связано с тем, что ждали личного одобрения Сталина.

Самое первое известие о создании общества появилось ещё в начале ноября на страницах газеты «Красный спорт», а 7 ноября, в честь очередной годовщины Октябрьской революции, было перепечатано в специальном бюллетене НКПС. Возможно, таким образом Андреев хотел проверить, как далеко ему позволят зайти с его инициативой. В новостной заметке говорилось, что «на железнодорожном транспорте создаётся единое добровольное спортивное общество железнодорожников «Локомотив», целью которого является повседневная работа по оздоровлению железнодорожников и их семей».

В декабре 1935 года Щербакову было поручено составить новое идеологическое обоснование для «Локомотива» и предположить, как будет выглядеть новое спортивное общество. Через неделю он представил проект. «Исследовав мнение рабочих-железнодорожников, мы с товарищами пришли к мнению о том, что... спорт будет служить лучшим проявлением социалистического соревнования. Победы любимой команды вдохновят железнодорожников на новые трудовые подвиги. Кроме того, мы уверены, что рабочие повысят производительность труда, зная о том, что по его результатам могут попасть в число спортсменов-физкультурников. На разных уровнях будут соревноваться между собой не только местные железнодорожные команды... Мы сможем устроить соревнования и между представителями разных рабочих специальностей».

Возможно, планы Щербакова шли ещё дальше, чем он излагал. Учитывая резкий рост общего числа рабочих (в том числе и железнодорожников) после индустриализации, можно было говорить о создании спортивных обществ в масштабе всей страны. Но по крайней мере одно предложение из НКПС вызвало полное неприятие со стороны ревизионной комиссии, рассматривавшей документы: «Нельзя допустить, чтобы из среды рабочих-железнодорожников выходили, так сказать, спортсмены-профессионалы. Что же это получится? Девять человек работает, чтобы один занимался спортом в своё удовольствие и пытался достичь мировых рекордов? Подобная установка противоречит социалистическому обществу и образу жизни. Пойти на такое решительно невозможно».

Однако самой резкой критике проект Щербакова подвергся со стороны военных. Анонимный представитель Наркомата обороны в решении ревизионной комиссии написал, что «подобное увлечение физкультурой и спортом, среди прочего, наносит вред ДОСААФ. Все мероприятия, связанные с повышением и улучшением физического состояния населения, должны проводиться в рамках воинской подготовки».

И все же 12 января 1936 года было объявлено о создании «Локомотива», под чьей эгидой объединялись все спортивные общества, клубы и команды, имевшие отношение к железным дорогам.

Однако конфликт вокруг создания «Локомотива» стоил Андрею Андрееву должности. Уже в конце февраля он был отправлен в отставку, а на его место назначен Лазарь Каганович. По странной иронии истории, одной из жертв развязанного им массового террора на железных дорогах пал Александр Щербаков, по сути, главный идейный вдохновитель создания «Локомотива». А через год был расстрелян и первый председатель спортивного общества железнодорожников Виктор Рябоконь.

Но их дело не пропало. В 1936 году «Локомотив» победил в первом розыгрыше Кубка СССР по футболу. Широко известны имена воспитанников «Локомотива» довоенных лет – легкоатлета Моисея Иваньковича, штангистов Льва Механика и Якова Куценко, боксёров Виктора Степанова и Николая Чудинова, лыжников Анатолия Рудакова, Нины Марковой и Валентины Зиминой.

В годы Великой Отечественной войны 73 воспитанника «Локомотива» удостоены за ратные подвиги звания Героя Советского Союза, 54 стали полными кавалерами ордена Славы.

Владимир Максаков

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

От Мариинска до Тайшета От Мариинска до Тайшета
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Пресс-релизы

В раздел →