Общество / 14.05.21 08:52

Приём поездов даже из-под земли

Юрий Шаповалов участвовал в реконструкции крупных станций Приморья

Юрий Шаповалов участвовал в реконструкции крупных станций Приморья
 | Общество
фото:Наталья Кузьмина

Мой герой принёс на интервью немного потрёпанную временем трудовую книжку. Первая запись в ней датирована 1966 годом. В 16 лет устроился подсобным рабочим в воинскую часть. Тогда он заработал не только свои первые деньги, но и первый авторитет. В тот момент будущий главный инженер Уссурийской дистанции СЦБ понял, насколько важно относиться к своему делу ответственно и с душой.

Наш разговор с Юрием Ивановичем состоялся накануне Дня Победы. Конечно, он не мог не вспомнить про своего отца, прошедшего войну.

– Семья отца жила в Днепропетровской области. Чудом родные пережили жуткий голодомор, обрушившийся на Украину. Дед посадил в телегу жену, троих детей, не взял ничего из вещей и уехал из родного села в райцентр. И это спасло им жизни, – вспоминает Юрий Иванович. – Отца в 1939-м призвали на службу в армию. Ему, имеющему среднее образование, предложили поступить в Московское инженерное училище, в котором готовили сапёров. Он часто любил вспоминать о том, что у солдат в пирамидах стояли винтовки, а у них – лопаты.

Оканчивал обучение отец в Чкаловском училище зенитной артиллерии. Во время войны воевал в войсках ПВО. Победу встретил в Кёнигсберге. А потом их часть отправили на Дальневосточный фронт. Она базировалась на границе с Китаем в районе станции Гродеково. Капитан Шаповалов был награждён орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу». Уволился с военной службы он в 1956 году. Семья успела поездить за её главой по гарнизонам, а потом осела в Уссурийске.

Сам Юрий Иванович с юности увлекался не военным делом, а техникой: чинил радиоприёмники, телевизоры. А после срочной службы на Тихоокеанском флоте вновь вернулся в ту воинскую часть, где начинал работать мальчишкой. Коллектив его встретил как родного.

– Было такое ощущение как будто я не уходил. Однако через год вслед за другом я устроился в ШЧ радиомонтёром, или проще – радистом. В 1972 году в локомотивах радиостанции были, а дежурные по станциям связаться с машинистами не могли. И мы весь год на Хасанской ветке устанавливали радиостанции, – рассказывает Юрий Шаповалов. – Потом я поступил в институт, на факультет рабочей молодёжи, где продолжил изучать специфику СЦБ. И через несколько лет вернулся в родную Уссурийскую дистанцию дипломированным инженером, чтобы возглавить ответственный участок.

В при Советском Союзе на железной дороге действовали объекты, предназначенные для работы в военное время. Юрий отвечал за один из таких командных пунктов. Это крупное бомбоубежище, где стояла аппаратура, позволяющая диспетчерам регулировать движение поездов, находясь под землей.

– Работу «точки» обеспечивала автономная электростанция, телефонная связь – здесь находился коммутатор на 100 номеров, – вспоминает ветеран. – Раз в месяц железнодорожники проходили серьёзную тренировку в особых условиях.

С 1983 по 1995 год Юрий Шаповалов работал главным инженером Уссурийской дистанции СЦБ. В этот период начались большие стройки: реконструкция станции Уссурийск-2, которая раньше работала на ручных стрелках, расширение станции Хасан, ведущей на тот момент активную отправку грузов в Северную Корею, увеличение мощностей приграничной станции Гродеково-1.

– Потом я работал электромехаником КИПа. До 2013 года занимался поверкой и ремонтом аппаратуры СЦБ. Образование, полученное в стенах ХабИИЖТа, позволяло каждый раз окунаться в новое дело без страха. Трудностей я не испытывал. Если чего-то не знал, изучал самостоятельно, – рассказывает Юрий Иванович. – В общей сложности, включая учёбу в институте, железной дороге я отдал 42 года. Так привык всё время напряжённо работать, что до сих пор без дела сидеть не могу. Но сейчас в центре моего внимания – семья, внуки. Жена, кстати, тоже железнодорожник. Мы познакомились с ней в институте и с тех пор счастливы вместе.


На фото: У Юрия Шаповалова много наград, а самые ценные – звание «Почётный железнодорожник» и «Заслуженный работник транспорта РФ»

Наталья Кузьмина, Дальневосточная магистраль

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Окно в Европу Окно в Европу
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Актуальное