Общество / 04.12.20 07:43

Из Африки на Горьковскую магистраль

В 2007 году Сергей Ежов удостоился медали «За развитие железных дорог» от Президента РФ

В 2007 году Сергей Ежов удостоился медали «За развитие железных дорог» от Президента РФ | Общество
фото:Личный архив

Всё произошло совершенно случайно. Прочитав объявление «Приглашаются на работу помощники водителей на автодрезину в Семёновскую дистанцию пути», Сергей Ежов как-то вдруг принял решение и тем же днём оказался в кабинете начальника незнакомого предприятия.

Штурманский электрик выбирает путь

Хотя Сергея всегда тянуло к технике, и в школьные годы он даже с интересом наблюдал за работой путевых машин, но не было мысли о том, что когда-нибудь и сам он станет железнодорожником и, что уж совсем фантастично, посвятит магистрали почти 40 лет жизни! А тогда, в 1980 году, начальник мастерских Семёновской дистанции пути Николай Петрович Шаболтаев принял в ряды опытных работников молодого парня, за спиной которого были только флот и автошкола. Правда, как оказалось, трёхлетняя служба в морской части пограничных войск и приобретённые там навыки штурманского электрика пригодились Сергею на суше. Автопрокладчик, геолокация, эхолот, рулевые механизмы – устройство всей этой сложной аппаратуры Сергей знал, как свои пять пальцев, а потом легко управлялся со всякой техникой. Даже чуть не отправился работать в Африку, в порт Гвинея-Бисау на судоремонтное предприятие. Однако волею судьбы оказался на Горьковской магистрали. И уже здесь, постигая на практике азы железнодорожных наук, усовершенствовал вверенную технику. Человек идёт на работу с улыбкой на лице и, возвращаясь домой, всё думает увлечённо о деле, как преобразовать что-то. Так и должно быть. Так и было с Сергеем.


– Техника на тот момент была не совершенна, хотелось сделать лучше, – вспоминает сегодня Сергей Власович Ежов. – Рождались рационализаторские идеи. Например, чтобы убедиться, что крановая установка автодрезины приведена в транспортное положение, нужно было обязательно выйти из кабины. Я придумал такую сигнализацию: если стрела была в транспортном положении и движение разрешалось, в кабине автоматически загоралась зелёная лампочка.


С получением корочек водителя ДГКу Ежов ещё год стажировался на автодрезине, которая разво-зила хлеб для семей путейцев на дальние околотки. Маршрут начинался от станции Каликино, где раньше была пекарня, и заканчивался Ветлужской. Работал с Николаем Гришиным. Как и первый наставник Михаил Муравьёв, Гришин многое дал тогда ещё юному и неопытному Сергею. А главное, что вынес для себя с тех далёких лет, – что машинист и помощник одна команда. Вместе всё надо делать, сообща, помогая друг другу. Это так залегло в сердце, что позднее Сергей и сам воспитывал молодых ребят с тем же подходом.


ПМГ, ВПР, Duomatic


На автодрезине Ежову не пришлось работать долго. Уже в 1984 году он снова сел за ученическую скамью. Железная дорога с деревянных шпал переходила на железобетонные, появились новые машины – путевые моторные гайковёрты (ПМГ). Эта самоходная машина непрерывного действия предназначалась для отвёртывания и затяжки болтов рельсовых скреплений. ПМГ автоматически закручивала гайки и заменяла целые бригады. Но прогресс не стоит на месте. Сейчас, к примеру, на смену клеммно-болтовым скреплениям КБ пришли скрепления АРС, и такие машины потихоньку уходят с магистрали. Тогда же они были незаменимы, на Горьковской железной дороге ПМГ было около десятка. А одним из первых, кто отправился в Тихорецк изучать эту технику, был Сергей Ежов. Спустя всего четыре года он ехал уже в Калугу. Появилась выправочно-подбивочно-рихтовочная машина. Первые ВПР были выполнены по лицензии австрийцев, позднее их делали на заводах в Калуге и Кирове. На ВПР Сергей работал старшим машинистом, на плечах которого лежали организационные вопросы, контроль за исправным состоянием техники, за качеством проведённой работы. Просадки по возвышению, перекосы, отклонения по уровню, сверхнормативные отступления от норм содержания участков пути – всё исправляет ВПР. Но до начала «окна» параметры пути нужно было правильно измерить и рассчитать. Сейчас процесс устроен проще, вагон-путеизмеритель проходит и измеряет все неисправности, погрешности пути. Данные записываются на флешку, чтобы потом их перенесли и заложили в современную путевую машину. Появляется точка отсчёта, и выправка пути идёт по «накатанной». Но в те годы старший машинист и мастер сами читали путеизмерительную ленту и параметры пути отмечали вручную. Экипаж машины составляли четыре человека: Игорь Яровиков, Виктор Смирнов, Владимир Сараев и сам Ежов. Собралась превосходная команда. Качество работы первой ВПР было на высоте, она была лучшей на дороге.


– Секрет состоит в том, что нужно не только содержать машину в исправном состоянии, но чувствовать её, уметь слышать. Когда вся бригада ответственно относится к каждому узлу машины, тогда и получается добиваться хороших результатов, – объясняет Сергей Власович сегодня.


Не удивительно, что в 1997 году именно Ежов и ещё несколько лучших на дороге специалистов своего дела оказались в Австрии, когда нужно было изучать новую технику – Duomatic. К слову, на тот момент у 37-летнего Сергея уже имелся знак «Почётный железнодорожник». Ежов был самым молодым на магистрали обладателем почётной ведомственной награды Министерства путей сообщения. Он рассказывает сегодня, что учиться в Австрии было не сложно, ведь по принципу работы ВПР и Duomatic (а теперь и современный Dinamic) схожи. Главное отличие в скорости. ВПР передвигается циклически и останавливается после подбивки двух шпал, чтобы опустить рабочие блоки, а Duomatic – машина непрерывного действия. Первую на ГЖД австрийскую машину Duomatic-2824 запускали в работу совместно с представителями завода-изготовителя. Вторую машину получала муромская бригада через полгода. Позднее производство высокотехнологичной путевой техники освоили на заводе «Калугаремпутьмаш».


– С этой машиной мы проехали почти по всей Горьковской магистрали, – вспоминает Сергей Власович. – Duomatic, действительно, оказался на порядок выше по производительности, качеству работы. Да, было непросто, в то лето мы зачастую трудились неделями. Днём спали, а ночью работали. Такой режим выматывал, но результат стоил того. В первый же год в мастерских Семёновской дистанции пути мы нашли вагончик, совместно с плотниками оборудовали его: подвесили на крышу бак с водой, поставили газовую плиту, устроили кухню. И года три так с ним катались. Это сейчас заводы выпускают комфортабельные вагоны для проживания бригад путевых машин с электростанцией, а тогда обходились малым.




Язык коллектива


С началом выпуска машин Duomatic на калужском заводе они стали распространяться по Горьковской дороге. Duomatic-2824 тогда уже был приписан к ПЧ Дзержинск, а Семёновская дистанция пути перестала существовать. В 2000 году было принято решение о создании специализированного предприятия. В Нижнем Новгороде появилась СПМС-318, которая постепенно стала забирать путевые машины из дистанций пути, в том числе из ПЧ Дзержинск. Уже в зиму 2001 года Сергей занимался обслуживанием и ремонтом путевых машин в новообразованной специализированной путевой машинной станции. Обычно, когда грунт становится мёрзлым, и машины останавливают летние работы, их приводят в порядок: меняют масло, проверяют рабочие органы и производят прочие регулировки. Но в ту зиму технику начали стягивать со всей дороги для ремонта в СПМС-318. Алексей Иванович Бунин, первый руководитель предприятия, предложил Ежову новую должность заместителя начальника по ремонту путевых машин.


Татары, марийцы, удмурты, чуваши, русские – из разбросанных по ГЖД дистанций пути приходила не только разная техника, но и люди различных национальностей и менталитета. Это и было главной сложностью в организации рабочего процесса, признаётся Сергей Власович:


– К каждому требовался свой подход, свой язык. Почему эта машина зашла первой на ремонт, а та – второй, нужно объяснять одному человеку так, а другому – иначе. У меня трудилось около 50 работников разных возрастов и профессионального уровня. Все под одной крышей! И должны были стать коллективом!


Зачем создавалась специализированная путевая машинная станция, зачем оснащались множество участков по ремонту? Чтобы путевые машины ремонтировали специалисты, ведь не каждый машинист может устранить любую неисправность своей техники. К тому же зимой машинистов зачастую вызывали работать на снегоуборочных машинах, и заниматься ремонтом было просто некогда.


Поначалу было сложно. Машины шли потоком. Начиналось всё с октября, а в марте-апреле отремонтированная техника должна была выйти в работу. На первых порах трудности возникали и с запчастями, которые вместе с машинами должны были передать ПЧ. Но то поздно отдавали, то «забывали». В СПМС-318 же отдел снабжения не успел ещё развернуться в полную силу. Так и работали, что называется «с колёс». Даже сами создавали стенды для испытаний деталей и узлов машин.


В 2007 году Сергей Ежов удостоился медали «За развитие железных дорог» от Президента РФ В. В. Путина. А в 2014-м начался новый этап реорганизации предприятия. По решению ОАО «РЖД» ремонт был передан РПМ, должность заместителя по ремонту путевых машин была упразднена. Так Сергей Власович стал начальником участка производства, затем бригадиром и главным механиком ПЧМ Нижний Новгород. В прошлом году он вышел на заслуженный отдых. Теперь уже сыновья продолжают дело отца и трудятся в Нижегородской механизированной дистанции инфраструктуры. Максим – начальник железнодорожно-строительной машины, Виктор – старший машинист Duomat № 31. Но Сергею Власовичу скучать не приходится. Сегодня он передаёт свои знания студентам СамГУПСа, ведь у него есть не только богатый практический опыт, но и высшее железнодорожное образование. Некогда в свои 45 он не побоялся снова сесть за парту и стал дипломированным инженером.


– Будь я трактористом или кем-то другим, всё равно бы прожил интересную жизнь. Возвращаясь мысленно назад, понимаю, что всё было не зря. У меня была хорошая профессия, и я оставил после себя добрую память... – подводит итоги Сергей Ежов.

Алена Зудина, Волжская магистраль

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

Пресс-релизы

В раздел →