Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Новая история старой цистерны

Общество | Пятница | 03.07.2020 | 07:53
К операции по доставке раритета были подключены и вагонники, и путейцы, и локомотивщики, и движенцы
К операции по доставке раритета были подключены и вагонники, и путейцы, и локомотивщики, и движенцы | Общество
фото: Архив «ДВМ»
Двухосная цистерна для перевозки нефтеналивных продуктов – старейший экспонат, представленный на открытой площадке Музея истории Амурского моста. Новая страница в жизни раритета началась после его обнаружения в лесном массиве практически в черте Хабаровска. Именно цистерна станет героем очередного материала из цикла, посвящённого десятилетию Музея истории Амурского моста. В первой публикации «ДВМ» рассказала о металлической ферме начала ХХ века кон­струкции Лавра Проскурякова.

В сентябре 2010 года на страницах газеты появился материал под названием «Привет из XIX века». В нём рассказывалось о том, как была обнаружена цистерна. О неожиданной находке в районе станции Хабаровск-2 хранителям истории магистрали рассказали заведующий Музея истории эксплуатационного локомотивного депо Хабаровск‑2 (с 1985 по 2005 год помощник машиниста ТЧЭ‑2) Александр Затолокин и электромеханик Виктор Кульнин из ремонтного локомотивного депо Дальневосточное.

Раритетная цистерна стояла на рельсах образца 1912 года. На место выехали директор Музея истории Дальневосточной железной дороги Валерия Буркова, директор Музея истории Амурского моста Виктор Паршин, ведущий инженер Дальневосточного центра научно-технической информации и библиотек Наталья Долганова вместе с «виновниками» этой сенсации.

– Цистерну нашли 14 августа, а в депо доставили в первых числах сентября, – вспоминает Александр Затолокин. – Потребовалось немало времени, чтобы продумать всю кампанию по её извлечению и максимально аккуратной доставке в депо. Место было неподъездное. Нужно было решить, как туда пройдёт железнодорожный кран.

К операции по доставке раритета были подключены и вагонники, и путейцы, и локомотивщики, и движенцы. Стояла также задача организовать слаженную работу представителей профильных служб, и это получилось.

– В депо цистерну почистили от грязи, затем перевезли во второй корпус, – продолжает Александр Затолокин. – Бригада мастера Пономаренко начала её разбирать. Отделили бочку от полусгнившей деревянной лежни. Сня­ли некоторые детали, чтобы обработать цистерну пескоструйным аппаратом. Специальной краской её покрывали четыре раза.

Работники депо по фотографиям полностью восстановили рассыпавшуюся будку тормозильщика – на всех надписях сохранили стилистику и шрифты тех времён.

– Для своего почтенного возраста она неплохо сохранилась. Её бока были украшены заклёпками, расположенными геометрическим узором, – рассказывает Валерия Буркова. – Больше всего нас тогда поразила колёсная пара, также выполненная с применением заклёпок, что было характерно для периода конца XIX века. Сегодня подобные образцы практически нигде не сохранились.

Кстати, основные вехи новой истории цистерны зашифрованы в современном номере этого уникального образца отечественной ретротехники. Его составил Александр Затолокин. Особенно пытливые умы поймут, что первая цифра – это шифр подвижного состава, а следующие – даты обнаружения цистерны, доставки её в депо, начала восстановления.

Фото: Отреставрированный раритет готов отправиться к месту своей новой стоянки. Май 2011 года
Татьяна Щербаченко, Дальневосточная магистраль

Cегодня в СМИ

Первые лица