Наука и образование / 06.12.21 23:13

Ключевой актив цифровой трансформации. На конференции в «Гудке» обсудили вопросы подготовки специалистов будущего

Работа по подготовке кадров для цифровой трансформации в холдинге «РЖД» охватывает всех – от руководителей разного уровня до рядовых работников и студентов

Работа по подготовке кадров для цифровой трансформации в холдинге «РЖД» охватывает всех – от руководителей разного уровня до рядовых работников и студентов | Наука и образование
фото:Сергей Авдуевский / ИД «Гудок»

Вчера в ИД «Гудок» в смешанном очно-дистанционном формате прошла международная транспортно-логистическая конференция «PRO//Движение.Digital», на которой рассматривались вопросы формирования кадрового потенциала для цифровой трансформации. На форуме отмечалось, что в ОАО «РЖД» разработан и действует комплекс мер, направленных на развитие цифровых компетенций сотрудников компании и на формирование культуры цифровой трансформации.  

Цифровизация – важнейшая часть «Индустрии 4.0», нового технологического уклада, к которому сейчас переходит цивилизованное человечество. И осуществить этот переход без подготовленных специалистов невозможно. Партнёр, руководитель IT-консалтинга компании PwC в России Тимофей Хорошев привёл данные исследований Всемирного экономического форума, из которых следует, что к 2025 году на планете появятся около 95 млн новых цифровых рабочих мест. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ считает, что уже сейчас на российском рынке труда существует дефицит специалистов информационно-коммуникационных технологий от 500 тыс. до 1 млн человек. При этом образовательная отрасль страны выпускает лишь около 80 тыс. таких специалистов в год. 

Заместитель директора АНО «Цифровая экономика» Юлия Горячкина отметила, что государство предпринимает усилия по снижению дефицита IT-специалистов, в том числе увеличивая бюджетные места в образовательных учреждениях. Но оно сможет подготовить к 2024 году лишь около 600 тыс. человек, и этого недостаточно. АНО обещает к 2024 году в рамках дополнительных программ подготовки обучить ещё 400 тыс. айтишников.

Впрочем, при подготовке кадров необходимо уделять внимание не только количеству выпускников, но и качеству их обучения. Чтобы студенты получали самые современные знания и востребованные навыки, развиваются технологии обучения. Об этом говорили ректор научно-технологического университета «Сириус» Максим Фёдоров и директор Высшей инженерной школы РУТ (МИИТ) Олег Покусаев, использующий принципы хакатона в обучении, предполагающего вовлечение студентов в решение реальных задач отрасли уже с первого курса. 

«Ключевой актив цифровой трансформации – это не технологии, не компьютеры, не роботы, не искусственный интеллект, а люди. Потому что именно люди проводят изменения, они реализуют проекты цифровизации», – говорит заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.

Он рассказал, что работа по подготовке кадров для цифровой трансформации в холдинге «РЖД» охватывает всех – от руководителей разного уровня до рядовых работников и студентов.

Большое внимание уделяется подготовке специалистов из числа руководителей региональных дирекций функциональных филиалов и дорог, линейных предприятий, непосредственно организующих производственный процесс, так называемых лидеров цифровой трансформации, способных инициировать и возглавлять реализацию проектов цифровизации. В прошлом году для них проведено восемь образовательных семинаров, на которых обучено свыше 300 человек. На дорогах сформированы команды лидеров цифровой трансформации, обладающих необходимыми навыками для участия в проектах цифровой трансформации.  

Большая работа ведётся с образовательными учреждениями, прежде всего с профильными вузами. В частности, на Транспортной неделе в этом году заключены соглашения по обучению студентов цифровым компетенциям РЖД практически со всеми транспортными вузами страны.
 
Не остаются без внимания и рядовые работники компании, которым и предстоит работать с продуктами и инструментами цифровизации. Ставится задача развития компьютерной грамотности представителей даже рабочих профессий, предполагающей в том числе знание офисных программ, хотя бы начальное умение работать с данными. 

Для них также важно знать о передовых цифровых технологиях, мерах цифровой безопасности и защиты данных, быть знакомым с основными положениями Стратегии цифровой трансформации РЖД. Для этого разработаны специальные курсы, доступные на порталах Системы дистанционного обучения (СДО) РЖД, Корпоративного университета, других ресурсах. Так, в общем доступе в СДО размещены 22 курса и набора видеоматериалов для повышения цифровой грамотности работников. Несмотря на то что просмотр курсов и тематических видеороликов не является обязательным, проходит добровольно с целью самостоятельного повышения уровня знаний, их уже изучили более 165 тыс. человек. 

Деятельность по развитию кадрового потенциала цифровизации ведёт к формированию новой цифровой культуры в компании. Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» уточнил, что новая культура предполагает прежде всего открытость и честность коммуникаций во всей компании. 

Кроме того, в культуру цифровизации входят такие понятия, как отсутствие боязни изменений и страха наказания за неверные действия, подавляющие всякую инициативу; контроль за качеством результатов работы, а не за исполнителем; гибкость в планировании и возможность прогнозировать последствия принимаемых решений; умение учиться на своих и чужих ошибках, извлекая уроки даже из неудач.

Как неотъемлемая составляющая HR-блока компании «РЖД» Корпоративный университет, работающий как внутренняя бизнес-школа, активно расширяет портфель образовательных решений в поддержку процессов цифровой трансформации холдинга. 

Директор университета Роман Баскин подчеркнул, что сегодня система развития руководителей, базирующаяся на принятой в РЖД Модели корпоративных компетенций, должна работать в связке с комплексом «цифровых приложений». В частности, когда мы говорим о такой компетенции, как «клиентоориентированность», то управленец кроме классических знаний в этой сфере должен знать, как создавать цифровые продукты, формировать цифровую среду для взаимодействия сотрудников и клиентов, использовать передовые цифровые технологии, развивать цифровую культуру. Компетенцию «командная работа и взаимовыручка» сегодня уже невозможно развивать без четкого понимания принципов создания цифровой среды, использования цифровых технологий и стремления к «цифровому лидерству».

«Развитие компетенций – мощнейший рычаг в руках руководителя для повышения эффективности принимаемых решений, а добавление цифровых знаний в систему развития человеческого капитала компании позволяет своевременно реагировать на вызовы нашего стремительно меняющегося мира», – уверен Роман Баскин.


Реализуемый комплекс мер призван обеспечить необходимым кадровым потенциалом реализацию актуализированной Стратегии цифровой трансформации РЖД до 2030 года, создать коллектив прогрессивно мыслящих сотрудников, способных обеспечить лидерство холдинга как в цифровой сфере, так и по важнейшим показателям деятельности.


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

Александр Зубов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →