Наука и образование / 04.08.21 09:00

РЖД ищут проекты с реальным экономическим эффектом. Как работают региональные инновационные площадки

Приоритетные направления для акселерации на сети: искусственный интеллект в управлении перевозочным процессом, энергоэффективность, экологическая безопасность и развитие транспортно-логистических систем в едином пространстве

Приоритетные направления для акселерации на сети: искусственный интеллект в управлении перевозочным процессом, энергоэффективность, экологическая безопасность и развитие транспортно-логистических систем в едином пространстве | Наука и образование
фото:techspot.com

Инновации – необходимое условие для развития. В компании действует Центр инновационного развития, формирующий подразделения на сети, занимающиеся поиском и продвижением идей. А региональные центры инновационного развития должны стать генераторами идей по совершенствованию технических и технологических процессов. О работе с инновациями «Гудку» рассказали руководители региональных центров.


Олег Костюк, и.о. начальника отдела инновационного развития Октябрьской дороги

03.08.jpg

Региональная инновационная площадка (РИП) Октябрьской дороги открыта 25 июня 2019 года. За время работы РИП сформирован реестр проектов ОЖД, в который уже вошло 551 инновационное предложение. По 128 проектам работа продолжается, по 30 проектам испытания завершены с положительным результатом.

У сотрудников ОЖД возникают запросы на инновации, а мы находим соответствующее спросу оптимальное предложение. Отмечу, что запросы отличаются разнообразием и широтой охвата деятельности: одним необходим механизм защиты оборудования от удара молнии, другим – средство для борьбы с несанкционированной наружной рекламой. Благодаря инновационным площадкам у сотрудников стальных магистралей появляется возможность найти новое решение извне, подчас самое удивительное и нестандартное, но по итогу вполне реализуемое и действенное.

Так, от службы охраны труда Октябрьской дирекции инфраструктуры поступил запрос: необходимо средство, которое снизит уровень непроизводственного травматизма пешеходов зимой. ООО «А. Миллер» предложило применить полимерно-песчаные настилы на ступени. В прошлом году мы их испытали на лестничном марше пешеходного моста, расположенного на остановочном пункте Фарфоровская. Доказано, что благодаря этим настилам на ступеньках не образовывались наледь и снежный накат.

Другой успешно реализованный проект – решение для оптимизации грузоперевозок: совместно с Октябрьским территориальным центром фирменного транспортного обслуживания и Октябрьским центром метрологии мы провели на станции Кандалакша эксплуатационные испытания системы весового и диагностического контроля ВРТ-03 компании «Статера». Преимущество этой системы – она взвешивает железнодорожный транспорт любой модификации в движении, а также включает в себя набор датчиков, которые способны измерить деформацию рельса под давлением колёс вагона для своевременного и оперативного их обслуживания или ремонта.

Сейчас в активной стадии испытаний находится четыре проекта, заключено 17 соглашений о сотрудничестве с представителями внешней среды. В первую очередь ОЖД заинтересована в инновациях, касающихся эффективного использования топливно-
энергетических ресурсов, повышения эффективности производственных процессов, безопасности движения поездов и экологической безопасности.


Дмитрий Червяков, заместитель начальника отдела перспективного развития и новой техники службы техполитики Свердловской дороги

03.08.2021.jpg

Региональная инновационная площадка (РИП) на Свердловской дороге в Екатеринбурге действует с 2019 года. Уже через год с момента её открытия на разных стадиях реализации находились 116 проектов, из них 80 имели высокую степень реализации, ещё 16 были направлены на опытную эксплуатацию. С этого времени ежегодное количество заявленных к рассмотрению проектов сохраняется примерно на том же уровне.

Наша цель – добиться того, чтобы реализованных проектов с реальным экономическим эффектом было как можно больше. РИП ведёт активный поиск инноваций. При этом используются все современные средства – от точечной интернет-рассылки запросов на инновации (в соответствии с потребностями региональных дирекций) до проведения региональных акселераторов по отбору инновационных решений. Ведётся поиск предприятий, которые потенциально готовы предложить или уже имеют полезные для ОАО «Российские железные дороги» решения, технологии, но их нужно ещё адаптировать, предоставляя полигоны для проведения испытаний.

Темы, которые нас интересуют, разные. В числе приоритетных направлений – развитие транспортно-логистических систем в едином транспортном пространстве на основе ориентированности на клиентов; создание и внедрение динамических систем управления перевозочным процессом с использованием искусственного интеллекта; внедрение инновационных систем автоматизации и механизации станционных процессов.

Один из первых проектов, который вышел на конкурсную закупку, – мобильный универсальный мультитопливный инсинератор. Это энергоэффективный котельный комплекс, в который загружается твёрдое топливо – отработанные деревянные шпалы. Предприятие, предложившее этот проект, появилось на РИП в июле 2019 года. Их разработка получила высокую оценку, но предстояло ещё оценить его экологичность.

Через месяц после оформления всех необходимых процедур на промбазе производителя прошли испытания по оценке выбросов вредных веществ в атмосферу. Они завершились успешно, и рабочая группа подготовила техническое задание, технико-экономическое обоснование, экспертное заключение по проекту от функционального заказчика. Было принято положительное решение о внедрении проекта, его финансировании и тиражировании. В результате на станции Подволошная запланировали строительство котельной с использованием теплофикационной установки по утилизации шпал. Это только один из реализованных проектов, а сейчас таких десятки.

Свердловская железная дорога в плане инноваций активно взаимодействует с частными предприятиями, учебными учреждениями и региональными властями.

Так, в начале марта 2021 года эксперты РИП провели совещание с представителями нескольких госуниверситетов путей сообщения и частных компаний. На нём рассматривались инновационные методики и технологии по текущему содержанию земляного полотна для их возможного применения на СвЖД. Эта тема возникла не случайно.

К решению задач предполагалось привлечь сторонние научные и проектные организации. Специалисты службы пути определили перечень основных вопросов, они были оформлены на РИП в виде запросов и направлены в ведущие отраслевые университеты и частные предприятия. В итоге было представлено несколько интересных разработок. Так, представители Петербургского госуниверситета путей сообщения предложили для исправления пути на пучинах укладывать пенополистирол под балластную призму, восстанавливать насыпь после потери устойчивости откоса блоками пенополистирола или пеностеклом. Интересной оказалась и разработка Сибирского госуниверситета путей сообщения по армированию с инъектированием твердеющих растворов. Усиление грунтовых массивов обеспечивается армоэлементами с полным или частичным применением инъектируемого твердеющего цементного раствора.

Специалисты РИП используют любую возможность, любую открытую информационную площадку, форум – чтобы заявить о себе. Так, СвЖД – постоянный участник Пермского инженерно-промышленного форума. Представители дороги на мероприятии в этом году были основными докладчиками на стратегической сессии и круглом столе с промышленными предприятиями Пермского края по закупкам оборудования и материалов для ремонта и реконструкции путей и подвижного состава. Сейчас в РИП рассматриваются десятки проектов, готовых к реализации при соответствующей поддержке. Так что роль Региональной инновационной площадки трудно переоценить.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →