Наука и образование / 18.01.21 08:45

ВНИИЖТ собрал экспортный портфель

Работа на международном направлении выстроена исходя из приоритетов ОАО «РЖД»

Работа на международном направлении выстроена исходя из приоритетов ОАО «РЖД»
 | Наука и образование
фото:123RF/Legion-Media

В начале года будут подведены итоги международного тендера по оказанию комплекса консультационных услуг по организации специального научного центра в Индии. Заявка АО «ВНИИЖТ» попала в шорт-лист претендентов на победу. Об этом проекте и других составляющих экспортного портфеля рассказывает генеральный директор АО «ВНИИЖТ» Сергей Виноградов.



– Сергей Александрович, в прошлом году в холдинге «РЖД» началась работа по формированию экспортного портфеля. Что входит в экспортный портфель по профилю института?

– Международное направление мы рассматриваем как одно из ключевых в развитии института. Это касается как бизнес-составляющей – я имею в виду получение институтом дополнительного дохода, – так и расширения круга научных контактов ВНИИЖТа с зарубежными научными центрами и экспертами.
В экспортном портфеле, который утверждён распоряжением ОАО «РЖД» в октябре 2020 года, представлена широкая линейка высокотехнологичных цифровых продуктов, а также услуги в области технического консалтинга, научного сопровождения инфраструктурных проектов, испытаний железнодорожной техники.
В экспортный портфель вошли хорошо зарекомендовавшие себя на отечественных железных дорогах решения института: система управления пассажирскими перевозками АСУ «Экспресс-3» нового поколения, семейство цифровых продуктов для построения прогнозных графиков движения и расчёта показателей пропускной способности «Эльбрус», автоматизированная система контроля работы специального подвижного состава.
Помимо этого мы предложили включить в экспортный портфель и перспективные продукты института, внедрение которых в России только начинается. Прежде всего это цифровые платформы на основе блокчейн-систем для участников рынка грузоперевозок и обслуживания локомотивов.
Все наши предложения могут быть адаптированы и доработаны под нужды конкретных заказчиков.

– Какие сложности существуют при подготовке проектов зарубежного направления?

– Выход на зарубежные рынки – это всегда поиск решений, направленных на снятие барьерных ограничений. Среди основных проблемных моментов отмечу необходимость серьёзного изучения нормативной базы, регулирующей функционирование железнодорожных систем за рубежом. Это особо актуально при участии в международных тендерах, а также при проработке зарубежных проектов, где есть требования по сертификации нашей продукции. Разобраться во всех нюансах без помощи коллег по международному блоку ОАО «РЖД» было бы затруднительно, и мы очень благодарны им за всестороннюю помощь.
Второй момент – высокая конкуренция на международных рынках. Эту проблему мы, как научное предприятие, рассматриваем для себя в качестве дополнительного мотивационного фактора, ведь создание технологий по принципу «на шаг впереди» – это наше основное призвание.

– В каких проектах ВНИИЖТ заявил о себе как о конкурентоспособном научном предприятии?

– Сегодня институт участвует в проекте по созданию индийского НИИ по организации тяжеловесного движения. В 2019 году при поддержке коллег из ООО «РЖД Интернешнл» мы подали заявку на международный тендер по оказанию комплекса консультационных услуг по организации специального научного центра в Индии, который будет заниматься развитием выделенных грузонапряжённых линий. Наших партнёров из Индии очень заинтересовал опыт ВНИИЖТа по исследованию высоких нагрузок на путь и технической поддержки проектов по организации тяжеловесных линий в России. По итогам нескольких этапов конкурса наша заявка попала в шорт-лист претендентов. Подведение итогов тендера запланировано на начало 2021 года.
Мы рассматриваем данный проект как возможность продемонстрировать международному рынку комплексность компетенций института. Заказчик, обращаясь к нам, может получить научно-консультационную услугу под ключ: от подготовки ТЭО проекта до его сопровождения на протяжении всего жизненного цикла, а также обучения специалистов. Это наше конкурентное преимущество в сравнении со многими зарубежными научными центрами. Отмечу, подобные крупные международные проекты важны и с точки зрения получения новых знаний и развития компетенций наших учёных.

– Ещё одно перспективное направление института – совместный проект с Корейским железнодорожным научно-исследовательским институтом по созданию грузовой тележки с изменяемой шириной колеи 1435/1520. Почему важно развивать грузовое движение на полуострове в проекции на российские железные дороги? Что получит холдинг в результате реализации проекта?

– Этот проект с коллегами из Южной Кореи мы реализуем с 2018 года. Цель нашей совместной работы – способствовать созданию бесшовного грузового железнодорожного коридора Корейский полуостров – Россия – Европа, который в перспективе сможет увеличить транзитный потенциал нашей страны и привлечь новых клиентов на железную дорогу.
В декабре 2020 года мы завершили третий этап работы – проведение оценки соответствия грузовой тележки с изменяемой шириной колеи, разработанной корейскими партнёрами, российским техническим нормам. В этом году проект подразумевает проведение цикла совместных испытаний.

– ВНИИЖТ известен своими компетенциями в области разработки нормативной документации. Есть ли у института международные проекты в данном направлении?

– Да, такие проекты есть. Услуги, связанные с разработкой различных нормативных документов, мы рассматриваем как одни из ключевых в своей деятельности, в том числе и с точки зрения международного рынка. ВНИИЖТ традиционно участвует в работе различных международных отраслевых организаций и ассоциаций, под эгидой которых ведётся разработка различных железнодорожных стандартов и другой технической документации.
В частности, ВНИИЖТ совместно с коллегами из профильных департаментов ОАО «РЖД» разрабатывает проект международного стандарта ISO по габаритам подвижного состава. Тут важно отметить, что по итогам работы должен получиться унифицированный документ, который будет учитывать как национальную специфику, так и требования международной организации по стандартизации.
На 2021 год по заказу Азиатско-Тихоокеанской ассамблеи Международного союза железных дорог (МСЖД) институт планирует выполнить работу по разработке методических указаний по назначению периодичности неразрушающего контроля и определению остаточного ресурса в эксплуатации рельсов с поперечными трещинами. Отмечу, что заявка с этой работой прошла солидную процедуру конкурсного отбора и поддержана широким кругом зарубежных железнодорожных администраций.

– Какие ещё зарубежные проекты будут реализованы институтом в этом году?

– Кроме наших традиционных зарубежных проектов – сопровождение системы АСУ «Экспресс» в странах Содружества Независимых Государств и Балтии, мы также планируем развитие ряда новых направлений.
В частности, речь идёт о продвижении наших продуктов в области мониторинга и диагностики инфраструктуры. Эти продукты хорошо зарекомендовали себя в работе в России и легко могут быть доработаны под нужды конкретных зарубежных заказчиков. Тут мы смотрим на рынок СНГ, а также Индии и стран Юго-Восточной Азии.
Кроме того, планируем работу по дальнейшей реализации нашего проекта под названием «Холодный экспресс». Институтом совместно с рядом российских партнёров разработана новая технология ускоренных перевозок в рефрижераторных контейнерах. В 2020 году при поддержке Департамента зарубежных проектов и международного сотрудничества РЖД мы представили проект на площадках МСЖД и Экономической и социальной комиссии для стран Азии и Тихого океана ООН, где получили положительные отзывы и увидели интерес партнёров к его реализации.
В 2021 году мы также готовимся представить свои разработки и решения на различных международных мероприятиях, конференциях и выставках. В апреле мы организуем собственную научную площадку для обмена мнениями – международную конференцию «Наука 1520 ВНИИЖТ: загляни за горизонт». Она пройдёт в совмещённом офлайн- и онлайн-формате с участием ведущих российских и зарубежных экспертов.

– Насколько международные проекты института соотносятся с цифровой трансформацией РЖД?

– Приоритет АО «ВНИИЖТ» – обеспечение холдинга «РЖД» передовыми цифровыми решениями, которые делают компанию эффективной. При реализации зарубежных проектов одна из задач института – получить новый опыт и знания для создания полезных и удобных цифровых продуктов для компании. В этом контексте упомяну совместную работу ВНИИЖТа с ведущим железнодорожным научным центром Германии – DB Systemtechnik – над проектом цифрового двойника подвижного состава. Это совместный проект, где мы дополняем друг друга при разработке технологии. Подобная научная кооперация позволяет нашим научным организациям значительно быстрее находить необходимые решения и доводить продукты до стадии внедрения и широкого применения.
Безусловно, вся работа ВНИИЖТа на международном направлении выстроена исходя из приоритетов, определённых в стратегических документах компании, таких как Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» и Стратегия цифровой трансформации.

Беседовал Дмитрий Попов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

От Мариинска до Тайшета От Мариинска до Тайшета
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Пресс-релизы

В раздел →