Наука и образование / 28.10.20 08:01

Новаторы получат гранты

Молодые учёные работают над актуальными проектами в области железнодорожного транспорта

Молодые учёные работают над актуальными проектами в области железнодорожного транспорта
 | Наука и образование
фото:фото: Иван Куртов / ИД «Гудок»

ОАО «РЖД», образовательный фонд «Талант и успех» и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) объявили грантовый конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований «Научное наставничество». До 9 ноября заявки на участие в нём могут подать студенты и аспиранты при поддержке учёного-наставника. Победителей ждут гранты размером от 4 до 6 млн руб.

Соглашение о совместной реализации конкурса «Научное наставничество» в сентябре прошлого года подписали заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев, руководитель образовательного фонда «Талант и успех» (курирует образовательный центр «Сириус») Елена Шмелёва и председатель Совета РФФИ Владислав Панченко. Как отметил Сергей Кобзев, компания заинтересована в инновационных проектах, предлагающих современные материалы и технологии, а также применение искусственного интеллекта в управлении процессами на железнодорожном транспорте. «Мы видим огромный потенциал в сотрудничестве с «Сириусом», потребность в инновациях для компании будет постоянно расширяться», – подчеркнул он.

Принять участие в конкурсе могут коллективы от пяти до десяти человек: студенты, магистранты, аспиранты, а также молодые учёные – кандидаты наук в возрасте до 35 лет. Руководить коллективом должен опытный учёный-наставник в возрасте до 65 лет (он обязан иметь учёную степень кандидата или доктора наук, статьи по тематике исследования, индексированные в международных базах данных Scopus, или быть лауреатом государственных премий в области науки, инноваций и образования).

Как отметил Владислав Панченко, благодаря конкурсу «Научное наставничество» удастся сформировать новые, прогрессивные научные школы, участниками которых станут высокоинтеллектуальные учёные. «Сочетание глубоких фундаментальных исследований с современными формами обучения является аксиомой сегодняшнего дня. Во главе каждого проекта будет стоять ведущий учёный. Он должен набрать группу молодёжи, которая в итоге создаст некий прототип научно-исследовательской лаборатории», – добавил он.

Каждая команда должна разработать научный проект по одному из четырёх направлений: «Технологии искусственного интеллекта» (в частности, разработка цифровых технологий прогнозирования грузопотоков на основе моделирования, самообучения, накопленных знаний и опыта; разработка системы беспилотного управления тяговым подвижным составом), «Новые технологические решения» (например, разработка решений в области квантовых коммуникаций; разработка конструктивных решений для движения, разгона и торможения на основе магнитной левитации), «Альтернативные источники энергии» (к примеру, разработка энергоэффективных синхронных электроприводов и генераторов на постоянных редкоземельных магнитах), «Композитные материалы» (скажем, создание новых композитных мембранно-каталитических систем для энергетических установок и исследование их каталитических и мембранно-сепарационных свойств). Полный список конкурсных тем представлен на сайте РФФИ.

Зарегистрировать команду и проект необходимо до 9 ноября через электронную систему КИАС РФФИ.

Конкурсная комиссия, в состав которой войдут представители компаний-организаторов, будет оценивать проекты с точки зрения их актуальности, новизны, научной значимости и возможности реализации на железнодорожном транспорте. Итоги объявят до 30 ноября. Команды-победители получат денежные гранты. Средства можно будет потратить на поездки, связанные с реализацией проекта, участие в научных мероприятиях, покупку литературы, приобретение расходных материалов, проведение исследований, оформление прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Грантополучатели будут обязаны реализовать свои проекты с использованием инфраструктуры образовательного фонда «Талант и успех». «У нас достаточно ресурсов и возможностей, чтобы создать условия для работы учёных в лабораториях и инжиниринговых центрах мирового уровня над задачами, которые сегодня приоритетны для нашего партнёра – ОАО «РЖД»», – подчеркнула Елена Шмелёва.

Срок реализации каждого проекта – два года. Команды должны предоставить организаторам два отчёта о ходе своей работы. На их основе ОАО «РЖД» может предоставить возможность молодым учёным пройти стажировку или трудоустроиться в компанию.

«Научное наставничество» – это площадка, которая позволит компании и университетам совместно работать над актуальными задачами. Нет возможности поддерживать талант, если подобная среда не будет формироваться повсеместно», – уверена Елена Шмелёва.

Юлия Антич

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →