Наука и образование / 15.07.20 07:23

Непрерывное обучение

Корпоративные университеты обеспечивают образовательную поддержку компаниям-учредителям

Корпоративные университеты обеспечивают образовательную поддержку компаниям-учредителям
 | Наука и образование
фото:фото: Корпоративный университет ОАО «РЖД»

Корпоративное образование – новое явление в бизнес-среде, но уже прочно интегрированное в стратегию развития многих компаний. Сегодня корпоративные университеты решают сразу несколько задач – непрерывное развитие управленческих компетенций руководителей, формирование корпоративной культуры, вовлечение и развитие молодых сотрудников, внедрение новых подходов и инструментов менеджмента. Также они принимают непосредственное участие в формировании и развитии кадрового резерва.

По словам заместителя начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Марии Савиной, чтобы эффективно развивать компетенции руководителей, образовательная организация должна находиться в одном контуре с учредителем. «Корпоративный университет РЖД, которому 1 июля исполнилось 10 лет, сегодня занимает особое место в отраслевой образовательной системе, вектор развития которой определяет стратегия развития компании и ценности бренда ОАО «РЖД»: мастерство, целостность, обновление», – подчеркнула Мария Савина.

При этом, по мнению заместителя генерального директора Корпоративной академии Росатома Ирины Иващенко, корпоративным университетам стоит следить за трендами в области бизнес-образования и менеджмента, а для этого развивать сотрудничество с партнёрами. «Один из важнейших приоритетов развития нашей академии – её глобализация. Эту цель невозможно достичь без коллаборации, партнёрства. К примеру, сейчас совместно с корпоративными академиями Роскосмоса и Ростеха мы реализуем программу Федерального кадрового резерва предприятий оборонно-промышленного комплекса. В проекте участвуют коллеги из шести корпораций. Они повышают свои компетенции по целому ряду направлений, среди которых стратегический менеджмент, управление проектами, экономические дисциплины, маркетинг, управление персоналом и командами», – рассказала Ирина Иващенко.

Опыт совместного обучения представителей разных компаний есть и у Корпоративного университета РЖД. Так, в 2019 году была запущена образовательная программа «Стратегия развития партнёрских отношений» для руководителей ОАО «РЖД» и логистических подразделений холдинга «ЕВРАЗ». Слушателями стали 22 руководителя подразделений обеих компаний, связанных с перевозочным процессом. В течение трёх дней они совершенствовали навыки командообразования, изучали внутренние процессы работы компании-партнёра. «Когда за одной «партой» оказываются представители разных компаний и проводят несколько учебных дней вместе, возникает совершенно другой уровень коммуникации, – отметил директор Корпоративного университета РЖД Роман Баскин. – Также мы развиваем сотрудничество с корпоративными университетами, поддерживаем связь с коллегами из разных компаний».

Подготовкой инженерных кадров для ОАО «РЖД» занимаются девять отраслевых вузов. По словам ректора Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) Алексея Манакова, классические вузы и корпоративные университеты не конкуренты, а партнёры. «СГУПС тесно работает с Корпоративным университетом РЖД, у нас есть совместные образовательные программы, и мы видим для себя много плюсов от такого сотрудничества, – подчеркнул Алексей Манаков. – Так, например, наши преподаватели могут повышать квалификацию в Корпоративном университете, сотрудничество с которым мотивирует нас развиваться и совершенствоваться».

В 2018 году по франшизе в нескольких отраслевых вузах стартовала одна из самых популярных программ Корпоративного университета РЖД – «Корпоративный лидер». Благодаря этому аудитория программы увеличилась в несколько раз. «В прошлом году появилась образовательная франшиза ещё одной программы Корпоративного университета РЖД – «Основы бережливого производства», – рассказал Алексей Манаков. – Цель обучения – освоение слушателями основных принципов бережливого производства и порядка применения его методов и инструментов в собственной профессиональной практике».

По словам и.о. ректора, проректора по обучению и исследованиям Корпоративного университета Сбербанка Игоря Баранова, сегодня корпоративные университеты работают в трёх основных направлениях – обучение, распространение корпоративной культуры и отслеживание актуальных трендов в менеджменте. При этом важнейшей целью остаётся формирование и развитие кадрового резерва предприятий-учредителей.

В управленческом кадровом резерве госкорпорации «Росатом» числится порядка 4 тыс. человек. Корпоративная академия компании организует для них различные образовательные курсы и тренинги. «Мы пытаемся разнообразить наши форматы обучения, чтобы создать для руководителей качественную среду для обмена опытом. Так, у нас действует программа менторинга – это управленческое наставничество, в которое вовлечено большое количество управленцев. На сегодняшний день сформировано более тысячи пар менторов и их подопечных, – рассказала Ирина Иващенко. – Реализуем проект «Росатом для Росатома», в рамках которого эксперты отрасли, то есть люди, обладающие полезными знаниями и навыками, делятся с нашими слушателями своим опытом и делают это вовлекающе, интересно, ярко. Кроме того, проводим обучение менеджеров через искусство (например, живопись и музыку), тем самым «прокачиваем» их эмоциональный интеллект, гибкость мышления».

В кадровый резерв руководителей ОАО «РЖД» входит более 30 тыс. человек. «Работу с управленческим резервом мы начинаем с комплексной оценки корпоративных компетенций – это одна из ключевых задач Корпоративного университета РЖД, – рассказала Мария Савина. – С её помощью мы определяем приоритетные направления развития резервистов. Освоение инструментов регулярного менеджмента в соответствии с нашей Моделью корпоративных компетенций является основой программ подготовки резервистов, но и такие навыки, как умение видеть внешнюю бизнес-среду, оценивать её мегатренды, всегда были и остаются актуальными. При этом программы университета нацелены на то, чтобы руководитель понимал стратегию компании в тесной связке как с деятельностью своего подразделения, так и личного роста».

Каждый резервист в зависимости от того, на каком уровне резерва он находится, должен пройти определённый набор программ в Корпоративном университете РЖД. Всего реализуется четыре ступени таких программ: «Управление компетенциями», «Управление эффективностью», «Управление изменениями» и «Стратегический менеджмент». «Например, руководитель, который находится в резерве генерального директора, должен освоить все четыре программы развития. Система обучения устроена так, что на каждую последующую ступень выпускник переходит только после успешного освоения предыдущей», – пояснил Роман Баскин.

Как подчеркнула Мария Савина, первую ступень лестницы программ должен пройти каждый руководитель компании. «Это тот самый управленческий минимум, который позволяет развить абсолютно все компетенции, которые есть в Модели корпоративных компетенций ОАО «РЖД». Если говорить о специализированной управленческой подготовке, то есть всех четырёх ступенях обучения, то её должны пройти порядка 65–70% от общего числа руководителей», – отметила она.

По словам Романа Баскина, дистанционный формат обучения был востребован во время пандемии и останется таким и после стабилизации эпидемиологической ситуации в стране. «Переходить в онлайн-формат имеет смысл, если логистика слушателей сложна в организации. Также элементы онлайна можно привнести в очную программу. Например, если обучение состоит из нескольких модулей, то один из них можно провести удалённо. И конечно, теперь стало ясно, что образовательные организации должны иметь в своём арсенале полноценную студию и техническое оборудование для онлайн-работы, хотя это очень затратно, – подчеркнул Роман Баскин. – Но полностью заменить аудиторный формат обучения дистанционным нельзя – качество образовательного процесса будет страдать. К примеру, как организовать деловую игру виртуально? Бизнес-образование, как и классическое, должно строиться на реальной коммуникации преподавателей и слушателей».

Юлия Антич

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

От Мариинска до Тайшета От Мариинска до Тайшета
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир