Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Вузы приходят к абитуриентам

Наука и образование | Пятница | 03.07.2020 | 08:09
В отраслевых университетах стартовала приёмная кампания
В отраслевых университетах стартовала приёмная кампания
 | Наука и образование
фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
В российских вузах стартовала приёмная кампания. В этом году она впервые проходит дистанционно. Отраслевые университеты планируют зачислить на бюджетные места 10,5 тыс. первокурсников, в том числе почти 6300 целевиков. О ходе приёма, самых востребованных специальностях и планах на новый учебный год «Гудок» побеседовал с президентом Ассоциации вузов транспорта Борисом Лёвиным.

Левин.jpg

– Борис Алексеевич, насколько отраслевые вузы оказались готовы к онлайн-приёму?

– Приёмная кампания стартовала 1 июня (для поступающих на заочную форму обучения), 15 июня был дан старт для поступающих на среднее профессиональное образование, а 20 июня начался приём документов на очную форму обучения. Не скрою, что для всех вузов полностью перестроить процесс подачи документов, сделать его дистанционным было весьма трудоёмким делом. Но сложившаяся в стране ситуация с COVID-19 заставила развивать такой канал подачи документов. Определённые шаги в этом направлении вузами транспорта были предприняты заранее, поэтому оставалось только доработать техпроцессы. Так, Российский университет транспорта (МИИТ) ещё в 2019 году вошёл в пилотный перечень 54 университетов суперсервиса «Поступление в вуз онлайн». В рамках этого сервиса предусмотрена подача документов на очную форму бюджетной основы обучения через портал «Госуслуги». Это позволяет абитуриенту подавать документы практически со своего телефона. Оптимизирована и подача документов через университетские сайты – процедура занимает совсем немного времени.

– На ваш взгляд, может ли дистанционный формат подачи документов негативно повлиять на количество абитуриентов в отраслевых вузах?

– Скорее наоборот. Теперь абитуриент может поступить в выбранный вуз, не покидая квартиры. В то же время это ломает традиционный процесс подачи документов. Уверен, что многие вспомнят, как сами были в положении абитуриента: можно было вживую поговорить, посоветоваться с представителями приёмной комиссии, услышать подробности об интересующей специальности, преподавателях, выпускниках. Современные условия эти возможности не предусматривают, поэтому надо перестраиваться в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.
Мы ожидаем серьёзный рост количества заявлений на поступление в транспортные вузы. Пиковые даты, по нашим расчётам, – первая половина июля, когда начнётся проведение ЕГЭ. Вузы готовы в этот период обрабатывать ежедневно от 2 до 4 тыс. заявлений.

– С выполнением плана приёма проблем не возникнет?

– Нет, потому что поступающие видят большой спрос со стороны транспортной отрасли на грамотных и квалифицированных специалистов. Диплом об окончании отраслевого вуза – это по-прежнему высокий престиж, достойные трудоустройство и заработная плата, хорошие перспективы карьерного роста. Всё это положительно отразится на итогах приёмной кампании. Мы видим повышенный интерес поступающих к транспортным специальностям, причём не только к инженерным, но и к гуманитарным и экономическим. Это подтверждают дни открытых дверей вузов (в том числе проведённые в дистанционном формате), многочисленные профориентационные мероприятия, на которых всегда аншлаг.
Мы заметили, что работать в отрасли желают всё больше молодых людей, имеющих очень высокие результаты ЕГЭ, а также победители олимпиад, участники и призёры конкурсов проектных работ.

– Расскажите о новых специальностях и направлениях подготовки, которые открылись в отраслевых вузах.

– Сейчас и в ближайшей перспективе для транспортной сферы актуальными являются специальности, связанные с цифровизацией транспортного комплекса, управлением транспортными системами, транспортной логистикой, высокоскоростным движением, обслуживанием международных транспортных коридоров, беспилотными технологиями, развитием транспортного комплекса Арктики и северных регионов, а также с новыми видами транспорта, международным транспортным правом, экономической безопасностью и цифровой экономикой. И вузы транспорта стараются своевременно открывать соответствующие программы подготовки, чтобы оправдать ожидания работодателей, в том числе нашего главного стратегического партнёра – ОАО «РЖД».
В этом году в транспортных вузах России есть много интересного для поступающих. Вновь приведу пример РУТ (МИИТ). Проделана большая работа по лицензированию новых для университета направлений подготовки, связанных с речным и морским транспортом: «Судовождение», «Эксплуатация судовых энергетических установок», «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства» и ряд других. Это серьёзный шаг к созданию крепкой научной школы по подготовке квалифицированных и востребованных специалистов на речном и морском транспорте, тем более что университет обладает для этого необходимой инфраструктурой.
В настоящее время развитие получают цифровые технологии, поэтому открываются соответствующие образовательные программы. Причём эти программы базируются не только на традиционных информационных специальностях и направлениях подготовки, но и на классических инженерных. Например, в рамках специальности «Эксплуатация железных дорог» в этом году открыта новая специализация «Цифровые технологии управления транспортными процессами». А по направлению подготовки «Технология транспортных процессов» появилась магистерская программа «Цифровые транспортно-логистические системы».
В связи с открытием в РУТ (МИИТ) кафедры ЮНЕСКО в этом году объявлен приём на новые магистерские программы в области экологической безопасности на базе направлений подготовки «Государственное и муниципальное управление» и «Техносферная безопасность»: «Экологическая и социальная устойчивость транспортных систем и технологий» и «Устойчивое развитие и управление отходами на транспорте».

– Как вы оцениваете итоги нескольких месяцев онлайн-обучения студентов отраслевых вузов? Стоит ли готовиться к тому, что новый учебный год начнётся в Интернете?

– Данный формат обучения – это тоже реалии сегодняшнего дня. Его ускоренное внедрение в этом году обусловлено непростой ситуацией, связанной с пандемией. Онлайн-обучение прошло серьёзную обкатку по всей стране, в том числе в отраслевых вузах. Считаю, что транспортное образование выдержало такое переформатирование без ущерба для качества профессиональной подготовки.
Однако при подготовке специалистов для транспорта, оборонного комплекса, стратегических отраслей (таких как космос, добывающая промышленность, энергетика, атомная промышленность) должен быть найден разумный баланс между традиционным и дистанционным обучением. Целиком в онлайн-формате сложно подготовить специалистов в области эксплуатационного процесса, транспортного строительства, где важно обеспечивать безопасность перевозочного процесса. Поэтому здесь необходимы классические аудиторные лекции, занятия на тренажёрах, испытательных полигонах, традиционное обучение на базе ведущих предприятий с использованием новой техники и технологий.
Возникшая ситуация потребовала практически перестроить всю систему образования, накопленный вузами опыт позволил провести эту работу в короткие сроки и без потерь. Теперь необходимо оценить проделанное, положительный опыт надо развивать и совершенствовать.
Юлия Антич

Cегодня в СМИ

Первые лица