Пассажирские перевозки / 27.07.21 10:40

Мнения и оценки. Выпускники первой магистерской программы «Пассажирский комплекс» готовы к новым вызовам

Слушатели первой магистерской программы «Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта», разработанной РУТом (МИИТ) совместно с ОАО «РЖД», в июне завершили двухгодичное обучение.
Выпускники-железнодорожники поделились с «Гудком» впечатлениями об учёбе. Они рассказали о принципах выбора темы магистерской диссертации, работе над ней и планах дальнейшего профессионального развития.

Слушатели первой магистерской программы «Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта», разработанной РУТом (МИИТ) совместно с ОАО «РЖД», в июне завершили двухгодичное обучение.<br>
Выпускники-железнодорожники поделились с «Гудком» впечатлениями об учёбе. Они рассказали о принципах выбора темы магистерской диссертации, работе над ней и планах дальнейшего профессионального развития. | Пассажирские перевозки
фото:Александр Саверкин/ИД Гудок

Надо развиваться в профессии

Валерий Семенов, начальник резерва проводников пассажирских вагонов Северо-Западной дирекции скоростного сообщения

Валерий Михайлович Семенов.jpg

Результаты обучения по программе «Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта» для себя лично оцениваю на отлично. На мой взгляд, следует запустить её реализацию на базе других отраслевых вузов – это позволит большему количеству сотрудников пассажирского комплекса профессионально развиваться, повышая качество работы с клиентами.

Я стремлюсь к постоянному совершенствованию и саморазвитию, поэтому обучение по магистерской программе в Российском университете транспорта (МИИТ) воспринял как шанс получить новые знания. Руководство Дирекции скоростного сообщения (ДОСС) ОАО «РЖД» меня в этом полностью поддержало.

Обучение проходило в гибридном формате. Сразу отмечу, что на качество обучения это никак не повлияло, поскольку в РУТ (МИИТ) функционирует электронная образовательная платформа. Занятия стали проводиться в формате вебинаров, опытные преподаватели давали нам интересный и грамотно подобранный учебный материал, создавали эффект присутствия в аудитории. Иногда мы так увлекались лекцией, что незаметно для себя выходили за учебные временные рамки. Отдельно хотелось бы отметить работу научных руководителей, которые оказывали нам постоянную поддержку.

Образовательная программа была сформирована так, чтобы подтянуть наши знания в разных областях. Мы изучали дисциплины, направленные на формирование компетенций в области клиентоориентированности и качества транспортных услуг, выстраивания логистики пассажирских перевозок и формирования мультимодальных транспортных систем, основ корпоративного управления и управления проектами в пассажирском комплексе, применения цифровых технологий и моделирования пассажирских транспортных систем.

Итогом обучения по программе стала защита магистерских диссертаций. Моя диссертация направлена на организацию работы с фронтлайн-персоналом. С темой я определился почти сразу – на вводном занятии, которое проводил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Владимирович Пегов. В диссертации проанализировал процесс формирования клиентоориентированного сотрудника, который, по сути, является лицом ОАО «РЖД». В своей работе я затронул вопросы подбора, обучения, оценки и мотивации сервисного персонала. Чтобы ещё больше углубить знания в сфере клиентоориентированности, хотелось бы пройти стажировку на высокотехнологичных объектах пассажирского комплекса и других видов транспорта в России или за рубежом. Однако из-за ковидных ограничений в настоящее время это невозможно. Но я продолжу развиваться в этой области, реализуя некоторые предложения диссертации в ДОСС.

Электричка на батарейках

Вячеслав Быстранов, начальник отдела скоростных поездов Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава

фото Быстранов.jpg

Каждый слушатель магистерской программы «Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта» является профессионалом на своём рабочем месте, однако обучение помогло нам уйти от зашоренности и начать думать системно при решении производственных задач. Полученные знания позволили всесторонне взглянуть на работу пассажирского комплекса.

Когда в августе 2019 года мне позвонили из отдела кадров и предложили пройти двухгодичное обучение в РУТ (МИИТ), я сразу согласился. Несмотря на то что на тот момент только вступил в новую должность, решил не упускать возможность получить профильные знания и компетенции. Изначально для обучения выбрал очный формат – ценю возможность живого общения с преподавателями и коллегами. Однако из-за пандемии COVID-19 пришлось перейти на дистант. Большая благодарность нашим кураторам – Михаилу Туманову и Екатерине Копыловой, которые сумели грамотно организовать учебный процесс и в аудиториях, и онлайн.

Мы изучили большое количество профильных дисциплин. Больше всего меня заинтересовали система тарифообразования, регулируемые и нерегулируемые сегменты перевозок, управление проектами в пассажирском комплексе, а также технология организации пассажирских перевозок, составление графиков оборота и движения. Когда я думал над темой для магистерской диссертации, мне на глаза попалась статья в журнале «Железные дороги мира» о том, что компания – производитель подвижного состава Stadler готова начать поставку в Германию новых гибридных электропоездов Flirt, работающих как от контактного провода, так и от тяговых аккумуляторных батарей. В тот момент я подумал: «Электричка на батарейках – не может быть!» И решил подробнее разобраться в теме.

Оценке перспектив эксплуатации в России подобных аккумуляторных поездов я посвятил свою итоговую квалификационную работу. Вначале проанализировал полигон эксплуатации рельсовых автобусов и вагонов локомотивной тяги в пригородном движении по всей России. Результаты меня вдохновили: оказалось, что длина плеч обслуживания более 90% всех маршрутов составляет не более 150 км. Как раз на такое расстояние автономного хода рассчитаны аккумуляторные поезда, которые являются экологически нейтральной альтернативой дизельному подвижному составу. Затем изучил опыт эксплуатации аккумуляторных электропоездов за рубежом и с удивлением для себя обнаружил, что продолжительный период времени (с 1962 по 1980 год) они эксплуатировались в СССР на Прибалтийской железной дороге. Каждый поезд преодолевал в сутки порядка 350 км, причём 45% пути при питании от аккумуляторных батарей.

Оценив актуальную потребность России в эксплуатации аккумуляторных поездов (из опроса пригородных пассажирских компаний удалось выяснить, что такая потребность оценивается в районе 121 единицы – это 464 вагона), я решил подробно рассмотреть пилотный полигон их внедрения. Мой выбор остановился на Калининградской области. В ходе работы были подготовлены проектные графики движения аккумуляторных поездов для участков Калининградской магистрали. Общий размер движения составил 15 пар (между курортными городами Светлогорск и Зеленоградск и станциями назначения Балтийск, Мамоново, Багратионовск, Гусев и Советск). Особенностью графика является диаметральное движение по отношению к Калининграду, при котором пригородные аккумуляторные поезда сначала следуют по электрифицированному участку пути, а после прибытия на станцию Калининград-Южный продолжают движение по неэлектрифицированным участкам. Тем самым исключается необходимость пересадки пассажиров для смены типа подвижного состава (электропоезда и рельсового автобуса). В ходе анализа установил, что пробег аккумуляторных электропоездов может составить 498,5 км/сут. из расчёта на один состав.

Уверен, у аккумуляторных поездов большие перспективы в нашей стране. Их главное преимущество – способность сократить негативное воздействие транспорта на окружающую среду (в частности, снизить углеродные выбросы). Кроме того, внедрение аккумуляторных поездов позволит повысить качество обслуживания и транспортной мобильности населения внутри и между агломерациями в пригородном сообщении за счёт организации беспересадочных маршрутов.

Наконец, удастся стимулировать создание линейки российского моторвагонного подвижного состава с применением автономных источников питания (тяговых аккумуляторных батарей), обеспечивающих новый уровень комфорта и сервиса для пассажиров.

Блокчейн для «пассажирщиков»

Виталий Бушуев, начальник отдела развития клиентских сервисов Департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД»

бушуев.jpg

Процесс обучения на железной дороге перманентен. На какой бы должности я ни находился за эти 15 лет в ОАО «РЖД», могу сказать точно: поддерживать наработанные и получать новые навыки необходимо. И если предоставилась возможность стать одним из тех, кто создаст «эффект бабочки» и пустит волну, которая позволит компании воспитать достойных специалистов своего дела, я только «за». Решение пройти обучение по магистерской программе «Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта» в стенах моей альма-матер поддержало и руководство.

Изначально я переживал, что в связи с учёбой станет меньше времени для коммуникации с родными в выходные дни, но дистанционное обучение позволило безболезненно поменять ритмы бытовой жизни. Совмещение работы и учёбы не вызвало какого-либо дискомфорта, наоборот. Вспомнил, как тяжело было учиться в МИИТе и трудиться помощником машиниста (а затем и машинистом электропоезда) по системе два через два.

Обучение позволило систематизировать те знания и опыт, которые были получены за период работы в пассажирском комплексе компании. Оно способствовало развитию тех компетенций и знаний, которые хочет видеть в нас руководство.

Преподаватели на программе – интересные личности, каждый со своим опытом и багажом знаний, которыми они не стеснялись делиться. А мы, в свою очередь, старались задавать каверзные, непростые вопросы (в том числе и руководителям, которые читали лекции).

Ввиду того, что время и руководство компании ставят перед нами задачи, решение которых – прерогатива будущего, то для магистерской диссертации я выбрал тему, которая мне самому интересна, – технология блокчейн.

Сейчас здраво могу оценить, что моя квалификационная работа несёт в себе идеологическую составляющую – вопрос применения технологии блокчейн в пассажирском комплексе в целом. Решений может быть множество – это и умные билеты как элемент взаиморасчётов с клиентами (пассажирами), обмен данными, контроль и взаиморасчёты между подразделениями холдинга, создание собственного ICO – РЖД-коина и многое другое.

Конечно, хотелось бы применить свои наработки и мысли, став полезным и благодарным компании, которая в меня столько вкладывает. Надеюсь, у меня найдутся сподвижники, которые присоединятся к работе в данном направлении.

Результаты обучения оцениваю положительно. Теперь я и мои однокурсники могут называть себя «пассажирщиками» по праву. Ранее, когда сталкивался с вопросом коллег, чем вы занимаетесь, сразу ответить не получалось, ведь приходится заниматься фактически всем. «Пассажирщик» – это многопрофильный, многоуровневый и разносторонне развитый специалист. Необходимо понимать работу всех смежных структур и подразделений. Считаю, что благодаря реализации магистерской программы компания только выигрывает, особенно если смотреть в будущее.

Цифровые сервисы в поездах

Алексей Манахов, начальник отдела информатизации службы технической политики Дирекции скоростного сообщения

WhatsApp Image 2021-07-26 at 11.56.jpg

Работая в пассажирском комплексе, каждый день сталкиваешься с вопросами, связанными с особенностями обслуживания пассажиров. При наличии высшего технического образования мне иногда не хватало компетенций для решения некоторых возникших задач и требовалось расширение кругозора в пассажирской части моей деятельности. По этой причине я решил пройти обучение по магистерской программе «Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта» в Российском университете транспорта (МИИТ).

Обучение проводилось по субботам, поэтому мне было легко совмещать учёбу с работой. Из-за пандемии COVID-19 пришлось перейти в онлайн. В короткие сроки преподаватели смогли перестроить учебный формат без потери качества.

Было изучено достаточно много интересных дисциплин, касающихся инфраструктуры пассажирского комплекса, строения вагонов, тарифной политики. Изучали английский язык, рассматривали зарубежный опыт.

Учитывая, что обучение проходило в дистанционном формате, некоторые предметы с удовольствием слушали всей семьёй.

Для своей магистерской диссертации изначально я выбрал тему, связанную с управлением поезда без машиниста, но в процессе подборки материала понял, что лучше сфокусировать своё внимание на том вопросе, которым занимаюсь на работе изо дня в день. В результате сменил тему на «Развитие цифровых сервисов на поездах «Сапсан» и «Ласточка». Работа над ней у меня заняла около полугода.

Квалификационная работа нацелена на унификацию и персонализацию услуг информационно-развлекательной системы в пассажирском комплексе, а также на расширение перечня предоставляемых пассажиру услуг. Как я сказал ранее, это моя повседневная работа, поэтому продолжу заниматься этим вопросом, чтобы все мои наработки были максимально применены на практике.

Обучение в РУТ (МИИТ) мне очень понравилось. Считаю, что образовательную программу «Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта» следует реализовывать и для уровня бакалавриата.


Новые знания пригодятся для привлечения пассажиров

Елена Бородина, заместитель начальника службы по обслуживанию пассажиров – начальник отдела маркетинга Дирекции скоростного сообщения

IVAN1265.jpg

Обучение в Российском университете транспорта (МИИТ) по магистерской программе «Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта» позволило мне по-другому посмотреть на многие процессы в своей работе и в работе специалистов из других подразделений. Не могу сказать, что совмещать работу с учёбой было просто, но результат того стоил. Уверена: важные и интересные исследования выпускников программы, получив практическое применение, привлекут новых пассажиров на железнодорожный транспорт и повысят привлекательность бренда РЖД.

Своё первое высшее образование я также получила в стенах МИИТа. Однако система образования не стоит на месте, после моего первого обучения появилось большое количество новых образовательных программ и дисциплин, которые необходимы специалистам для успешной работы в области развития пассажирских перевозок.

Магистерская программа «Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта» уникальна. Она разработана экспертами ОАО «РЖД» и РУТ (МИИТ) непосредственно для специалистов пассажирского комплекса. И поэтому у меня не было сомнений в том, что стоит воспользоваться возможностью пройти обучение, получить новые знания и повысить уровень профессиональных компетенций.

В нашей группе обучались студенты из разных городов, и для тех, кто по различным причинам не мог очно посетить занятия, была предусмотрена трансляция онлайн, а также была возможность получить весь необходимый материал в личном кабинете на сайте университета. Конечно, пандемия COVID-19 внесла свои коррективы, однако благодаря готовности преподавательского состава к онлайн-формату это не нарушило целостности процесса.

Мы изучали дисциплины в различных областях, они были направлены на формирование компетенций в области качества оказания транспортных услуг, клиентоориентированности, применения цифровых технологий, управления проектами, моделирования пассажирских транспортных систем, логистики, мультимодальных перевозок.

Изученные методы оценки рисков, инструменты анализа были использованы мной в написании магистерской диссертации. Она посвящена внедрению риск-менеджмента в процессы планирования и прогнозирования основных показателей работы Дирекции скоростного сообщения. Задачи исследования – идентификация рисков, которые влияют на эффективность деятельности по планированию и прогнозированию; изменение показателей работы при возникновении рисков и степени их влияния; разработка мероприятий по нивелированию и минимизации рисков.

Повышение конкурентоспособности возможно за счёт оптимизации производственно-технологической деятельности и коммерческой работы компании, а также её бизнес-процессов. Это позволит обеспечить эффективное использование всех доступных ресурсов (финансовых, трудовых, технических, технологических).

Каждая перевозочная компания в процессе своей деятельности осуществляет прогнозирование плановых показателей работы подвижного состава и выручки от её реализации. Внесение корректировок в плановые показатели деятельности может быть сопряжено с наступлением событий, приводящих к возможным потерям доходов и угрозе стабильной позиции на рынке транспортных услуг. К событиям, которые могут негативно повлиять на деятельность Дирекции скоростного сообщения, относятся эпидемиологическая обстановка в стране и в мире, изменение доходов населения, изменение транспортных связей, действия конкурентов, действия обслуживающего персонала (поездной бригады).

Одним из механизмов, направленных на снижение вероятности возникновения подобных неблагоприятных ситуаций и их оценки при планировании, является внедрение принципов и методов риск-менеджмента. Они позволят оценить влияние на деятельность перевозочной компании экономических, финансовых, социально-политических, экологических, инновационных, технологических и других рисков.

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

История

Предчувствие войны. Наркомат путей сообщения в 1936 году принял план третьей пятилетки Предчувствие войны. Наркомат путей сообщения в 1936 году принял план третьей пятилетки
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами «У нас генетически присутствует воля к победе» Сборная России по пляжному футболу в третий раз в истории выиграла чемпионат мира. Шесть футболистов, выступавших за сборную, были призваны из «Локомотива». Капитан «Локомотива» Борис Никоноров и нападающий Федор Земсков рассказали, как выигрывали Кубок мира

Прямой эфир

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →