Пассажирские перевозки / 21.06.21 15:11

Жизнь без пластика: можно ли на железной дороге обойтись без одноразовой посуды

Эксперты «Гудка» о плюсах и минусах возможного отказа от одноразовой посуды на железной дороге

Эксперты «Гудка» о плюсах и минусах возможного отказа от одноразовой посуды на железной дороге | Пассажирские перевозки
фото:Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»

Европейский парламент одобрил запрет на производство в Европейском союзе с 2021 года многих видов одноразовых изделий из полимеров.

В России идёт активное обсуждение такой же меры. Для транспорта это будет важное решение, поскольку пластиковая посуда активно используется на предприятиях питания, в том числе и на РЖД. При этом сам вопрос запрета пластика и перехода в питании на многоразовую посуду очень сложный и неоднозначный, в чём можно убедиться, прочитав мнения экспертов Gudok.ru.

Гранёный стакан – экологичный спутник пассажира
Наталья Соколова, председатель правления АНО «Равноправие», эколог

В ОАО «РЖД» 2021 год объявлен Годом экологии и проходит под девизом – «Быть экологичными во всём». Основную долю у ОАО «РЖД», конечно, составляют промышленные отходы, и по их вовлечению в рециклинг ведётся активная работа. Но пассажиры этого не видят, однако при изменении концепции использования одноразовой посуды в поездах и на вокзалах они также могут оценить, как и в бытовом плане РЖД встают на «зелёный» путь и заботятся о природе.

Есть несколько вариантов использования посуды в РЖД, начиная с внедрения раздельного сбора мусора в поездах и вовлечения его в переработку и заканчивая сокращением объёма используемого пластика путём перехода на многоразовую тару или тару из биоразлагаемых материалов.

Все эти способы сокращения образуемых пластиковых отходов жизнеспособны.

Начну с менее выгодного и щадящего природу способа – использование пластиковой посуды и её последующая переработка. Это одно из эффективных решений проблемы увеличения количества пластика в окружающей среде, на свалках и полигонах. Такой курс взяла сейчас Россия – государство стимулирует переход на экономику замкнутого цикла. Однако такой способ сокращения пластика требует больших усилий. Ведь он включает в себя построение замкнутого цикла при обращении с продукцией, целой системы правильного сбора, логистики, сортировки и переработки пластика на соответствующих производствах. Также большой проблемой для железных дорог станет организация дополнительной сортировки, очистки, мытья пластиковой посуды. Это удорожает цепочку переработки данного вида сырья.

Альтернативу пластиковой посуде в ОАО «РЖД» ищут давно. Так, в качестве эксперимента в «Сапсанах» в 2017 году стали использовать посуду, сделанную из картофельного и кукурузного крахмала. Вариант биоразлагаемой посуды кажется идеальным, пока горячая вода или пища при соприкосновении не даёт неприятного запаха. Чай с запахом картошки пассажирам не понравился, а эксперимент свернули.

Использование биоразлагаемой посуды немного идеализировано, и, на мой взгляд, это не панацея. Прежде всего такую посуду тоже нужно правильно утилизировать, отправлять на промышленный полигон для компостирования, а для этого должна быть налажена система её сбора и транспортировки до места назначения. Кроме того, посуда из биоразлагаемого пластика стоит существенно дороже, чем из обычного.

Пока идеальным вариантом для РЖД может стать активное внедрение многоразовой посуды и её последующее мытьё. В условиях распространения коронавируса для кого-то этот вариант может показаться опасным с эпидемиологической точки зрения. Однако мыло и горячая вода эффективно уничтожают коронавирус, другие вирусы и бактерии. При соблюдении санитарных правил профессиональное мытьё посуды убивает все патогенные микроорганизмы. И наоборот, одноразовые вещи не более безопасны в сравнении с правильно вымытыми многоразовыми предметами, скорее вызывают ложное чувство безопасности. К тому же одноразовая посуда может содержать вирусы и патогенные бактерии, которые возникают при производстве, транспортировке, хранении и использовании. При этом человек, надеясь на безопасность одноразового, может пренебрегать правилами гигиены.

Визитной карточкой железных дорог уже долгое время остаётся верный спутник каждого путешественника – гранёный многоразовый стакан в резном подстаканнике. Этот опыт можно распространить и на другие виды посуды, используемые в поездах, тем самым избавить нашу природу от переизбытка пластиковых приборов, которые служат нам буквально несколько минут, но отравляют жизнь нашему и многим последующим поколениям.


Использование одноразовой посуды можно значительно сократить
Леонид Молочник, руководитель экспортного отдела концерна ПРОТЭК

В поездах я вижу одноразовую посуду, столовые приборы, упаковку из полистирола. В России пока ещё существуют производства одноразовых изделий из вспененного полистирола, ударопрочного полистирола, двуосноориентированного полистирола и из поливинилхлорида. Эти материалы в Европе уже запрещены для использования на производстве с июня 2021 года из-за высокого содержания в них вредных веществ и сложностей с переработкой. Поэтому стоит обратить внимание на другие материалы, которые можно переработать.

К примеру, полиэтилентерефталат (ПЭТ) – это термопластичный полимер. Упаковка из ПЭТ не предназначена для разогрева продукта в микроволновой печи, но используется для холодных блюд и напитков, а также для заморозки. Есть ещё полипропилен (ПП), который обладает высокой химической стойкостью по отношению к неорганическим кислотам и щелочам, а также к спиртам, эфирам и растворителям. ПП отлично подходит для упаковки горячих или охлаждённых полуфабрикатов, готовой еды, в ней можно разогревать продукт в микроволновой печи. За этими двумя материалами будущее. Так, ПП можно до 10 раз подвергать переработке, а ПЭТ – многократно. А это значительно уменьшает потребность в производстве одноразовой посуды. С точки зрения экономики переработанные ПЭТ и ПП уже дешевле на рынке своего исходного сырья примерно в два раза. Переработанные материалы смешивают с первичным сырьём, приводят показатели текучести, вязкости в норму. Этот материал разрешён к использованию в Европе. Именно из него можно готовить одноразовую посуду, но при этом необходимо заниматься его сбором.

Сегодня в мире набирает обороты тенденция использования в упаковочной промышленности экологически чистых материалов – изготовление продукции на основе биоразлагаемых полимеров. За счёт применения современных технологий при создании упаковочных материалов количество отходов, приходящихся на неутилизируемую упаковку, можно сократить до 70 млн тонн в год.

Если говорить о бумажной упаковке, одноразовой посуде, то, как правило, чтобы картон не пропускал влагу, его ламинируют. Соответственно, изделия из него – стаканчики, тарелки – нельзя считать биоразлагаемыми по умолчанию. Такие изделия возможно переработать, если после сбора разделить картон и ламинацию в гидроцентрифуге. Но это требует дополнительных затрат и пока широко не используется.

Воду очистить проще, чем утилизировать пластик
Юрий Холопов, доцент кафедры «Биомедицинская безопасность на транспорте» СамГУПСа, член комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности

При использовании бытового пластика, в том числе одноразовой посуды, человек склонен обращать внимание в первую очередь на удобство для себя: купил упаковку пластиковой посуды, посидел с друзьями на пикнике – выбросил, забыл. Дёшево и гигиенично. И мало кто при этом задумывается над дальнейшей судьбой мусора.

В масштабах страны – тысячи тонн чуждого природе компонента пролежат сотни лет, в худшем случае они со временем превратятся под воздействием факторов природы в микропластик и начнут мигрировать по пищевым цепочкам. Так одноразовый пластик превращается в невидимый фактор опасности, вредное воздействие которого до конца не изучено.

Если изделия из пластика будут смыты потоками воды, то отправятся в путешествие по ручьям, рекам и пополнят объёмы островов мусора в Мировом океане. Обитатели водных объектов окажутся заложниками этой ситуации. Но если реализуется такой опасный вариант трансформации пластика, как низкотемпературное горение, которое часто возникает в местах скопления твёрдых коммунальных отходов, то высокотоксичные продукты сгорания (в том числе канцерогенные) будут циркулировать в атмосфере и вызывать различные заболевания у людей. При этом вредному воздействию будем подвергаться мы все, вне зависимости от того, насколько экологично ведём себя в быту, занимаемся ли раздельным сбором отходов и утилизацией.

Есть и другие крайности – использование одноразового пластика с нарушением регламентов. Часто ли мы обращаем внимание на маркировку стаканчиков, тарелок, пластиковых контейнеров перед тем, как поместить в них горячие напитки или еду или начать разогревать в микроволновке? Увы, отсутствие элементов экологической культуры и тут делает нас заложниками ситуации контакта с опасными компонентами.

Сторонники запрета на использование одноразовой пластиковой посуды обосновывают это тем, что организовать её утилизацию гораздо сложнее ввиду загрязнения остатками еды и несовершенства технологий переработки. Поэтому, отвечая на вопрос, что безопаснее для окружающей среды – производство и утилизация одноразовой посуды или мытьё многоразовой, – экологи склоняются в пользу второго варианта. Действительно, при мытье посуды используются поверхностно-активные вещества – фосфаты, которые, попадая в водные объекты, способны нарушать экологическое равновесие. Но есть и ряд плюсов. Например, технологии очистки воды гораздо более совершенны, чем утилизация пластика, их легче внедрять как на локальных, так и на городских системах очистки канализационных стоков. Далее – современные моющие средства уже более экологичны, лишены недостатков предшественников, хотя и стоят дороже. Негативный эффект в виде сточных вод имеет чёткую локализацию, «привязку к трубе» в отличие от необходимости собирать пластиковые отходы повсюду. И наконец, применение посудомоечных машин позволяет в разы сокращать расход воды. В целом же для оценки экологичности любого продукта или технологии необходимо провести исследование, в котором следует оценить расходы различных ресурсов, формирование углеродного следа.

Сегодня многие страны, руководствуясь интересами экологии, запрещают оборот пластиковой посуды. Значит ли это, что мир в скором времени забудет вообще о ней? Думаю, нет! Как только найдутся приемлемые по цене и качеству варианты, мы снова увидим эту продукцию, но уже совершенно другого уровня. Быть может, это будет даже съедобная посуда из пищевого сырья.

Всё зависит от условий
Людмила Коротич, научный руководитель ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Роспотребнадзора (ВНИИЖГ)

С использованием и многоразовой посуды, и одноразовой пластиковой связаны определённые меры безопасности, которые необходимо обязательно исполнять, чтобы не возникало проблем со здоровьем.

Безопасность многоразовой обеспечивает мытьё, при котором должны соблюдаться требования, прописанные в санитарных правилах для каждого вида транспорта. При этом в вагонах-ресторанах трудностей больше, чем, к примеру, в пунктах питания на вокзалах, поскольку там, как правило, ограничено количество воды. Также трудности связаны и с тем, что «Санитарные правила по отдельными видам транспорта и транспортной инфраструктуре», которые были приняты в начале этого года как результат применения «регуляторной гильотины», не рекомендуют использовать синтетические моющие средства, поскольку поверхностно-активные вещества при недостаточной промывке могут сохраняться на посуде, и это вредит здоровью пассажиров. Рекомендуется использовать соду, горчицу и моющие средства на основе натуральных компонентов, которые, к сожалению, стоят довольно дорого. И, конечно, обработка многоразовой посуды требует затрат, места и времени. К примеру, в вагоне-ресторане обязательно должен быть отдельный отсек для мойки, а если нет горячей или холодной воды, ресторан закрывается.

С пластиковой посудой другая проблема. Она, безусловно, удобнее. Но при взаимодействии с пищей и горячей водой там могут выделяться вредные химические вещества. Поэтому пластиковая посуда, используемая на железнодорожном транспорте, должна иметь сертификат соответствия определённым условиям. Но такая посуда стоит дороже, и бывает, что, экономя средства, некоторые организации покупают ту, которая не годится для пищевых целей.

Поэтому, на мой взгляд, здесь нужно компромиссное решение. В вагонах-ресторанах и в вагонах-бистро можно использовать одноразовую пластиковую посуду. И, разумеется, её нужно собирать и отправлять на переработку. А на вокзалах в стационарных условиях можно использовать многоразовую, поскольку там гораздо легче обеспечить все условия для безопасного питания.


В ответе за мусор
Владислав Жуков, член общественного совета и научно-технического совета Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Европейский парламент одобрил новое законодательство ЕС, запрещающее производство и продажу с 2021 года ряда пластиковых изделий одноразового использования. У нас также идёт рассмотрение подобных инициатив. Однако пока они отклоняются, потому что нет единого мнения экспертов, политиков и специалистов в области экологии и охраны окружающей среды, в том числе и экономики.

Вопрос дискуссионный. Даже если запреты на использование одноразовой пластиковой посуды и введут, реализация их займёт определённое время.

У нас разработана стратегия переработки ВМР (вторичные материальные ресурсы), которая является составной частью проекта «Чистая страна», стимулируется раздельный сбор мусора. Мы рассматриваем возможности ограничения использования одноразовой посуды из первичного сырья.

Также в России ведётся работа по внедрению РОП – расширенной ответственности производителя товарной продукции. Механизм её реализации включает декларирование количества товаров, составление отчётности о выполнении нормативов утилизации, а в случае невыполнения – уплату экологического сбора. То есть производитель пластиковых изделий несёт ответственность за те отходы, которые получаются в конце жизненного цикла от одноразовой посуды. Опять же это стимулирует перерабатывающую отрасль.

В вагоне-ресторане или вагоне-бистро я бы рекомендовал использование многоразовой посуды. Не думаю, что сложно соблюсти санитарно-гигиенические требования. После использовании одноразовой посуды в противном случае нужно обеспечить строго раздельный сбор мусора, чтобы потом можно было сдавать его на переработку. Тогда это будет действительно эффективный путь ОАО «РЖД» к экологизации деятельности.

Что касается биоразлагаемой посуды и упаковки, то они производятся из стабильных материалов, например на основе кукурузного крахмала. Да, её производство дороже пластика на 15–20%. Но экология здесь выигрывает, она разлагается в разы быстрее пластика.

День железнодорожника

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Ветеран-железнодорожник Владимир Суханов открыл собственный железнодорожный музей Ветеран-железнодорожник Владимир Суханов открыл собственный железнодорожный музей
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Храм сибирских путей 125 лет назад на железных дорогах страны появился первый в истории вагон-церковь

Популярное из регионов

Прямой эфир