Пассажирские перевозки / 17.12.20 07:19

Как ВСМ Москва – Санкт-Петербург изменит нашу жизнь

Герои фильма «Москва – Санкт-Петербург: магистраль в будущее» рассказывают о том, что их мотивирует на создание первой в России ВСМ.

Герои фильма «Москва – Санкт-Петербург: магистраль в будущее» рассказывают о том, что их мотивирует на создание первой в России ВСМ. | Пассажирские перевозки
фото:123RF/Legion-Media

Владимир Косой, президент Центра экономики инфраструктуры



О мобильности

Современный мир – мир больших городов. Приближая один большой город к другому, мы повышаем мобильность населения, расширяем рынки и меняем весь уклад жизни. Одно дело, когда между двумя крупными городами надо совершить перелёт, и совершенно другое, когда ты совершаешь поездку так же, как на внутригородском транспорте. Это принципиально меняет уклад жизни, потому что, если мы посмотрим, к примеру, ситуацию Москвы и Санкт-Петербурга, то есть «Сапсан», который идёт четыре часа. Есть авиация, которая обеспечивает примерно ту же четырёхчасовую доступность. Когда люди де-факто смогут совершать поездку в течение одного дня туда и обратно – это другой мир, другая мобильность населения.


Об экономике

Инфраструктурные проекты являются одним из элементов китайского экономического чуда, о котором говорит весь мир, потому что Китай на сегодняшний день строит до 2 тыс. км высокоскоростных железных дорог в год. И если раньше у них были планы довести их протяжённость до 30 тыс. км, сейчас они рассматривают вариант 60 тыс. км. Марокко, Турция, страны Юго-Восточной Азии, Япония – все занимаются строительством ВСМ.

Экономисты отмечают, что основными точками формирования валового национального продукта являются так называемые глобальные города. Вот этих городов сейчас в мире порядка 600. За счёт их развития в значительной степени происходит развитие всей мировой экономики. Потому что большие рынки формируются именно в больших городах, в агломерациях.

С запуском ВСМ мы можем создать двухъядерную агломерацию. Два часа между центрами Москвы и Санкт-Петербурга – это двухъядерная агломерация.


О комфорте

Поездка на поезде – принципиально другой уровень комфорта, чем полёт на самолёте. Это упрощённые процедуры на земле, значительно большая площадь транспортного средства на одного пассажира.

Кроме того, ВСМ высвободит существующую инфраструктуру для контейнерных и пригородных перевозок на маршруте Москва – Санкт-Петербург. Поскольку главный ход Октябрьской дороги освободится, то по нему снова станет возможным перевозить грузы. Безусловно, никто не вернёт сюда уголь и другое сырьё. Но мы сможем отправлять контейнеры. А это значит, что мы разгрузим автомобильную дорогу М11.

Виктор Леш, генеральный директор АО «Синара – Транспортные машины»



Об амбициях

Амбиции, в хорошем смысле этого слова, находятся в двух плоскостях. Первая – это скорость. Не только движения поезда, но и в более широком смысле: скорость обмена данными с инфраструктурой, скорость реагирования на изменение погодных условий, обеспечение максимального комфорта пассажира на небывалых пока в России скоростях – всё это большой вызов.

Вторая плоскость – это то, что поезд российский. Не локализация, а российский поезд с долей международной кооперации. Это должен быть прорыв. По нашим оценкам, примерно 15–20% будет приходиться на международные наработки, остальное – на российские технологии. На всех стадиях разработки мы будем использовать лучшие решения, именно синергия – наша сильная сторона, мы создадим поезд, разумно впитывая все лучшие практики, объединяя их с отечественными решениями и компетенциями.

Наши зарубежные коллеги и конкуренты – французы, китайцы, немцы – разработку поездов ВСМ начали вести ещё в начале 2000-х. Конечно, те базовые решения, которые были в 2000-х и которые доступны нам сейчас, совершенно разные вещи. И я думаю, что поезд совместной разработки РЖД и СТМ будет как раз выгодно отличаться по уровню технологий, которые мы закладываем уже сейчас. Например, сегодня нам доступны уже другие решения в тяговом приводе по сравнению с началом 2000-х, за последние 20 лет сильно продвинулась электроника, стали более совершенными системы безопасности движения. И, конечно, поезд будет не просто быстрее, но умнее, комфортнее и давать пассажирам доступ ко всем современным технологиям для гарантии максимального удобства в путешествии.

В определённый момент мы начнём правильную акцию – водить СМИ, блогеров, общественность на завод, показывать, как мы его строим. Я убеждён в уникальности этого проекта, на самом деле мы не можем сегодня даже предугадать, как изменится наша жизнь, когда скорости выйдут за 300+. Это же очень интересная тема.


О возможностях

Если откинуть реалии 2020 года (я имею в виду пандемию и связанные с ней сложности), то влияние высокоскоростного транспорта на жизнь человека повысит в первую очередь его общие жизненные возможности. Иначе будет выглядеть мобильность населения и экономическая миграция, мы кратно повысим возможности любого человека найти применение своим талантам. Вся сегодняшняя экономика настроена на управление талантами, и мы это ощущаем, реализуя такие проекты, как высокоскоростные магистрали. И скорости, и трансформация городов вокруг высокоскоростной магистрали позволят любому быстрее претворять в жизнь свои таланты, желания и мечты.


О безопасности

В первую очередь железные дороги дают чувство безопасности. Самолёт тоже безопасный транспорт, но, когда ты движешься по земле, когда ты можешь встать с кресла, размять ноги, совершенно спокойно пройтись, при этом поговорить по телефону или посидеть в Интернете и сопровождать себя всеми доступными домашними делами и общением, конечно, ты получаешь другой уровень ощущения безопасности.

Андрей Никитин, губернатор Новгородской области



О планах

Принято решение о том, что трасса ВСМ Москва – Санкт-Петербург пройдёт через наш регион, и уже сегодня мы понимаем, как это изменит регион. Великий Новгород в 2028 году – это крупный университетский центр. В нём построено несколько новых кампусов университета. Все они расположены в пешей доступности. Новгород не будет большим городом, но он будет городом, удобным для пешеходов, удобным для велосипедистов. Это город, куда ежегодно прибывает 5–6 млн туристов, город, где есть масса отелей, город, где можно гулять и комфортно проводить время. Это город радиоэлектроники, город высокотехнологичной промышленности, в котором наука и современное производство работают в очень тесном контакте. Все эти процессы и так идут сегодня. Безусловно, ВСМ их упростит и ускорит.


О региональной экономике

Помимо 400 млрд руб. инвестиций, которые придут в связи со строительством, это ещё и рабочие места, которые эта стройка создаст. А также дополнительные инвестиции порядка 80–90 млрд руб. и 89 млрд руб. дополнительных доходов в бюджет.

Запуск ВСМ в 3–3,5 раза увеличит туристический поток в Новгородскую область и Великий Новгород. Я думаю, что со строительством ВСМ можно будет говорить о единой агломерации Москвы, Твери, Санкт-Петербурга и Новгорода. То есть корректно будет говорить об этом. И Новгород тоже должен стать её комфортной, ещё раз подчеркну, такой пешеходной её частью. Планы такие есть.


О новом качестве жизни

Довольно много профессоров работают сейчас в нашем университете, они переехали из Сибири и других регионов во многом потому, что Новгород находится недалеко от основных культурных центров. И уже сейчас с вводом трассы М11 можно, например, после работы вечером поехать в Санкт-Петербург в театр и вернуться достаточно комфортно. После того как откроется ВСМ, кратно сократятся эти дистанции. Для жизни талантливых людей, для жизни учёных здесь будет сочетание идеальной возможности жить рядом с природой в небольшом красивом историческом городе и иметь доступ к любой инфраструктуре мегаполиса тогда, когда она нужна. Но без минусов этого мегаполиса, без кварталов масштабной застройки, домов-муравейников, безумных пробок и так далее. Поэтому инвестиции, туризм, развитие науки и образования.


Об истории

Сложно оценивать те решения, которые принимались почти 200 лет назад. Но к чему это привело, я знаю. Один из крупнейших европейских городов Средневековья, который сравнивали с Венецией, превратился в город с населением чуть больше 10 тыс. человек.


О потомках

Если лететь на самолёте над Новгородской областью, не так много огоньков горит. И это несмотря на то,2 что это самая обжитая за последние 300–400 лет территория между Москвой и Санкт-Петербургом. До сих пор ещё тут есть места, где на десятки, а то и сотни километров нет жилья. Безусловно, после себя мы оставим чуть иную карту страны, в которой люди здесь, на северо-западе, будут жить лучше и комфортнее.

Константин Курченков, председатель экологического движения «Зелёная Россия»



Об экологии

ВСМ, наверное, самый экологичный транспорт в мире по сравнению с автомобильными магистралями и авиаперелётами. Энергозатраты при пользовании высокоскоростными магистралями в 4,3 раза ниже на одного пассажира, чем при пользовании автотранспортом, и в 8,5 раза ниже, чем при авиаперелётах. Земли для ВСМ также используется в два-три раза меньше, чем для автомобильных дорог.

Мы, «зелёные» общественники, будем внимательно смотреть, чтобы ошибок при строительстве не было.

Но здесь у нас есть такой принцип: если при реализации крупномасштабных государственных проектов инвесторы, застройщики вынуждены вырубать деревья, то за одно вырубленное дерево высадите как минимум три новых. У РЖД есть экологическая стратегия, разработана и реализуется она на долгие десятилетия. Надо взять опыт зарубежных стран – строить тоннели. Есть решение и для проблемы с шумом – это шумозащитные занавесы.


О мечтах

Я путешественник, люблю красивые места, и для меня поезд – самый любимый вид транспорта. Я уже представляю себе летящую стрелу. Хотелось бы, чтобы она была зелёная и соблюдались все экологические стандарты. Я уже вижу в панорамное окно поезда нашу природу, монастыри и уникальные архитектурные строения.

Считаю, что эта высокоскоростная магистраль будет востребована не только потому, что она самая экологичная в мире, а ещё и потому, что это просто комфортно и красиво.

Евгений Макаров, руководитель проекта «Немецкая инициатива»



О необходимости

ВСМ появляются во всё большем количестве стран. Это не случайно. Потому что это и большой экономический эффект, и развитие территории, мобильности, и рабочие места, и налоги. Ну и, конечно, это удобно для пассажиров, которые пересаживаются с авиа- и автомобильного транспорта.

Большинство государств активно инвестируют в ВСМ. И даже там, где применяется государственно-частное партнёрство, обычно государство является основным инвестором ВСМ. А делают они это сознательно – без ВСМ экономическая связанность регионов большой страны недостаточная. Кроме того, жителям крупных городов часто бывает необходимо быстро и эффективно перемещаться между городами и иметь возможность вернуться домой в тот же день, не тратясь на гостиницы. То есть использовать ВСМ так же, как метро или пригородный транспорт, только с большим комфортом.

Обычно такие проекты поддерживают широкие слои населения, скажем, не только обеспеченные люди.


Об эффектах

Помимо эффектов непосредственно для участников проекта, который рассчитан в перспективе на 30–40 лет окупаемости, существуют макроэкономические эффекты. Они связаны с развитием территории и регионов, через которые проходят ВСМ. Тут и улучшение городской среды, и создание новых рабочих мест, и налоговые поступления в федеральный бюджет и бюджеты этих территорий.

Это повышение общей привлекательности территорий – для туристов и бизнеса.


О транспорте для всех

Не следует разделять людей на простых и непростых. Там, где ВСМ действительно являются доступным видом транспорта, там повышается мобильность. А значит, повышается возможность выбирать разные варианты: место работы, место жительства, учёбы, получение медицинских, туристических услуг.

Это и есть та мобильность, без которой в XXI веке жизнь представляется затруднительной, тем более жителям мегаполисов. Уже не говоря о бизнесе, всех тех преимуществах, которые он получает.


О национальной гордости

Гордость испытывают все страны, которые состоят в клубе ВСМ. Это вопрос технологической гордости и общей эффективности. Японцы были первыми, поэтому у них гордость особая. Французы очень гордятся своей разветвлённой сетью ВСМ. Сейчас самая большая сеть в Китае, но это и логично, учитывая огромное население страны.

Есть и новые члены клуба – Турция, арабские страны. В США есть очень интересный проект. Поэтому есть общий тренд. И гордиться здесь есть чем.























Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →