Машиностроение / 20.02.21 08:24

Исторический БТР-40

В преддверии Дня защитника Отечества «Гудок» рассказывает о железнодорожной модификации бронетранспортера

В преддверии Дня защитника Отечества «Гудок» рассказывает о железнодорожной модификации бронетранспортера | Машиностроение
фото:RU.Wikipedia.org

Межрегиональная общественная организация содействия изучению и эксплуатации военной техники (МРОО СИЭВТ) «Военно-техническое общество» восстанавливает раритетную и военную технику. В коллекции есть и советский бронетранспортёр БТР-40 – его железнодорожная модификация была создана для охраны советско-китайской границы. В преддверии Дня защитника Отечества «Гудок» рассказывает об этом историческом автомобиле.

В гараже Военно-технического общества более 50 различных моделей автомобилей, мотоциклов, два легкомоторных самолёта. «Для нас важно сохранить военную технику СССР и России, ведь это неотъемлемая часть истории Вооружённых сил нашей страны. Мы регулярно проводим в разных городах парады бронетехники, где каждый может потрогать и сесть за руль боевой машины», – рассказал «Гудку» руководитель МРОО СИЭВТ «Военно-техническое общество» Алексей Мигалин.

Один из экспонатов общества – советский бронетранспортёр БТР-40. Этот лёгкий бронированный автомобиль для транспортировки военных и эвакуации раненых был разработан в Особом конструкторском бюро «ГАЗ» в 1947–1949 годах на основе полноприводного грузового автомобиля «ГАЗ-63» и стал первым серийным бронетранспортёром СССР. Производство БТР-40 осуществлялось ГАЗом с 1950 по 1960 год, всего было выпущено около 8500 машин.

В 1969 году была произведена вторая модификация этого автомобиля, его железнодорожный вариант – бронетранспортёр-дрезина БТР-40 ЖД для оснащения бронепоездов типа БП-1. «Своим появлением эта машина обязана обострению советско-китайских отношений в конце 1960-х годов. Тогда государственная граница между двумя странами, раньше называвшаяся «границей дружбы», превратилась в некое подобие линии фронта, – рассказывает Алексей Мигалин. – В короткое время в приграничных районах СССР была восстановлена военная инфраструктура, одним из элементов которой являлись бронепоезда для защиты железнодорожных объектов».

Для взаимодействия с бронепоездами требовалась лёгкая и быстроходная бронированная машина, способная перемещаться как по железным, так и по грунтовым дорогам.

БТР-40 ЖД был оснащён стальными катками с внутренними ребордами, они располагались на откидных рычагах спереди и сзади корпуса автомобиля. Благодаря каткам бронетранспортёр мог двигаться по рельсовой колее со скоростью до 65 км/ч. Постановка машины на рельсы и снятие её с пути осуществлялись в течение 3–5 минут командой из двух человек с помощью двух переносных аппарелей (пологая платформа для подъёма и спуска техники). Масса комплекта стальных катков составляла 520 кг, но при этом в убранном состоянии катки не мешали автомобилю передвигаться по обычной грунтовой дороге.

«Всего было выпущено несколько таких машин, часть из которых ещё в 1997 году продолжали нести службу в оперативно-стратегическом территориальном объединении Вооружённых сил СССР и РФ Забайкальский военный округ», – отмечает Алексей Мигалин.

В коллекции Военно-технического общества есть нежелезнодорожная модификация БТР-40 1956 года выпуска. «Автомобиль был приобретён в 2015 году в Ростове-на-Дону. Он был в плохом состоянии: на корпусе ржавчина, в машине не было люка лебёдки, лебёдки, крыльев, правильного мотора, правильной коробки передач, приборной панели, электропроводки, сидушек для десанта и механика-водителя, правильного радиатора системы охлаждения. Были только корпус и два моста. Практически всё пришлось делать по новой», – рассказывает Алексей Мигалин.

Ремонт длился пять месяцев, и сейчас автомобиль на ходу. БТР-40 с бортовым номером 453 принимал участие в Параде Победы 9 Мая 2019 года в Калининграде, в бронепробегах «Дорога мужества» 2019–2020 годов, фестивале военной техники «Моторы войны». Он регулярно участвует в праздновании Дня пограничника, Дня призывника.

И в этом году в День пограничника, 28 мая, общество планирует провести традиционный проезд на автомобилях по Москве. А затем в июле состоится пятый бронепробег «Дорога мужества» Москва – Ржев – Вязьма – Смоленск – Брянск – Калуга – Москва, где в колонне БТР-40 будет идти вторым после головного УАЗ-469.

Виктория Гаджиева

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

От Мариинска до Тайшета От Мариинска до Тайшета
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир