Инфраструктура / 14.10.21 09:09

Эффективный персонал. Для подбора кадров на дорогах создаются рекрутинговые центры

«Гудок» собрал мнения об особенностях их работы

«Гудок» собрал мнения об особенностях их работы | Инфраструктура
фото:Лилия Сенченко

ОАО «РЖД» как динамично развивающейся компании требуется большое количество специалистов в самых разных областях. Чтобы сделать подбор персонала более эффективным, на дорогах создаются рекрутинговые центры. На сегодняшний день на сети их уже семь. «Гудок» собрал мнения об особенностях их работы.

Компания создаёт собственные центры по подбору персонала

Сергей Саратов, начальник Департамента управления персоналом ОАО» РЖД»:

Рекрутинг как самостоятельное направление деятельности в компании появился сравнительно недавно. Два года назад мы впервые стали работать с этим инструментом на уровне центрального аппарата, чтобы привлекать с внешнего рынка руководителей и специалистов с теми компетенциями, которых в ОАО «РЖД» не было. Нужны были профессионалы, которые усилят новые направления деятельности компании, такие как развитие квантовых коммуникаций, цифровизация, моделирование бизнес-процессов. Этот опыт был признан успешным, и компания пошла по пути создания собственных центров по подбору персонала, чтобы работать с массовыми профессиями по единой методологии, применяя единые подходы по всей сети.

В прошлом году отделы подбора персонала были открыты на Свердловской, Приволжской и Северной железных дорогах, в этом году к ним присоединились коллеги с Октябрьской, Московской, Западно-Сибирской и Северо-Кавказской железных дорог.

Компания осваивала новый инструмент в особенное время, из-за пандемии многие задачи решались в удалённом режиме. Безусловно, для кадрового блока это был вызов, с которым мы справились. Сегодня заказчики дают положительную обратную связь и ставят хорошие оценки рекрутинговым центрам, это свидетельствует о высокой клиентоориентированности новых подразделений. В общей сложности за последний год рекрутерам поступило около 5 тыс. заявок, более 75% вакансий были успешно закрыты. Сегодня в нашей базе соискателей более 140 тыс. человек, она продолжает расти. Можно сказать, что компания получила реально работающий инструмент, с помощью которого можно в кратчайшие сроки решать масштабные и нестандартные задачи, в этом мы лишний раз убедились этим летом, когда выполнили план по подбору специалистов по более чем 100 рабочим профессиям для работ по модернизации БАМа и Транссиба.

Сегодня поиском и первичной оценкой персонала занимаются профильные специалисты. Важная часть их профессиональных навыков – умение управлять инструментами привлечения. Мы запустили Карьерный портал, пришли в соцсети, научились делать контекстную рекламу, чтобы постоянно напоминать о себе тем, кто ищет работу. Вместе с Центром бренда работодателя и развития человеческого капитала ОАО «РЖД» мы вплотную занялись брендом работодателя и его продвижением и теперь в едином стиле и тональности по всей стране подаём информацию о компании и преимуществах работы в РЖД с учётом специфики наших целевых аудиторий. В результате компания стала более открытой, а бренд работодателя РЖД – понятным и узнаваемым. Люди увидели, что РЖД – это не привилегированный работодатель, куда можно попасть только после профильного учебного заведения. К нам можно прийти с рынка, учиться, получить рабочую профессию и расти в компании. Более того, теперь в половине регионов все потенциальные работники приходят в РЖД через единое окно, для кандидатов это открывает дополнительные возможности для трудоустройства, поскольку их резюме увидят на всех дорогах и во всех подразделениях и могут предложить работу практически в любой точке страны.

Процесс подбора теперь максимально автоматизирован. Рекрутеры работают с платформой, которая интегрирована во все основные кадровые системы – сегодня единым цифровым пространством охвачена половина полигонов железных дорог. Выстроен полный цикл работы с вакансией. Важное преимущество автоматизации – гибкая и прозрачная система отчётности. Мы можем видеть весь процесс подбора и выстраивать аналитику по разным параметрам: как закрывается та или иная позиция по любому подразделению или в любом регионе. Это позволяет по-новому прогнозировать потребность в персонале.

Задача следующего года – открыть отделы рекрутинга на дорогах Восточного полигона и расширять базу кандидатов. Кроме того, важно помнить, что освоение рекрутинга дало нашей компании не только новые компетенции, но и новые знания о людях, их ожиданиях и предпочтениях. Мало выстроить устойчивый приток качественных кандидатов, нужно научиться использовать новую информацию о рынке, чтобы эффективно выстраивать работу в том числе и с уже действующими сотрудниками компании в части их адаптации, развития и мотивации.

Борьба за кадры

Андрей Баулин, начальник службы управления персоналом Западно-Сибирской железной дороги:

На Западно-Сибирской железной дороге Центр рекрутинга был открыт в августе.

В нашем регионе есть промышленные предприятия в Кузбассе, Омской, Новосибирской областях и Алтайском крае. Зачастую они готовы предоставить более привлекательные с точки зрения заработной платы условия труда, но ОАО «РЖД» имеет ряд преимуществ: стабильность и социальные гарантии. Мы помним, что в первую волну многие наши граждане остались без работы, в то время как железнодорожники чувствовали себя уверенно и защищённо.

Западно-Сибирская железная дорога ежегодно принимает на работу порядка 10 тыс. человек. Подбором персонала каждое подразделение дороги занимается самостоятельно. При этом кадровик ведёт свою базу потенциальных кандидатов и имеет свой резерв с внешнего рынка. Но в условиях повышенной конкурентности на рынке труда необходимо искать новые пути эффективного подбора персонала. Централизация функции рекрутинга, на мой взгляд, является одним из таких способов.

На нашей дороге большой объём погрузки – около 25% от всей сети. Так как нам необходимо поддерживать бесперебойный перевозочный процесс, мы уделяем большое внимание укомплектованности предприятия. Для нас важны работники ведущих профессий, от которых непосредственно зависит безопасность движения поездов, – монтёры пути, локомотивные бригады, осмотрщики вагонов, диспетчерский аппарат. На долю рабочих профессий приходится две трети от общей численности персонала железной дороги.

На первом этапе центр будет работать в Новосибирской области с Дирекцией инфраструктуры, Дирекцией тяги, Дирекцией управления движением, Дирекцией моторвагонного подвижного состава, Дирекцией энергообеспечения и Дирекцией по ремонту пути. Для нас очень важно наладить высокое качество взаимодействия между центром и заказчиком.

Одним из главных факторов успешности данного проекта, на мой взгляд, является его автоматизация. Предприятие-заказчик оформляет заявку на конкретную позицию в автоматизированной системе по подбору персонала, и она уходит в рекрутинговый центр. Запускается процесс поиска и подбора кандидата, мы получаем базу потенциальных работников, всё это также автоматизировано и синхронизировано. Хочу выразить благодарность руководству кадрового блока компании за внимание, которое уделяется процессам автоматизации социально-кадровой сферы. Безусловно, это значительно упрощает работу наших специалистов и освобождает время для других вопросов, связанных с развитием человеческого капитала в ОАО «РЖД».

Автоматизация процесса рекрутмента

Светлана Норкина, первый заместитель начальника службы управления персоналом Октябрьской железной дороги:

В ОАО «РЖД» традиционно поиском кандидатов занимались специалисты по управлению персоналом подразделений. Сейчас принято решение передать функцию подбора персонала в обособленный центр, укомплектованный профессиональными рекрутерами.

Центр на Октябрьской железной дороге (ОЖД) начал работу в августе. Здесь применяются современные инструменты поиска и привлечения персонала, включая внешние площадки – сайты по поиску работы, соцсети, профессиональные сообщества, СМИ, лидогенерацию (создание базы потенциальных работников с прямыми контактами), таргетированную и контекстную рекламу. А также внутренние площадки – Карьерный портал, объекты железнодорожной инфраструктуры. Отдельно проводится работа с вузами и колледжами. Преимуществом нового подхода является единая технология подбора персонала. Это позволяет нам не только качественнее закрывать вакансии, получать аналитику, лучше прогнозировать потребность в персонале, но и проактивно выстраивать отношения с потенциальными кандидатами.

На полигоне ОЖД наиболее востребованными железнодорожными профессиями на сегодня являются дежурные по станции, помощники машиниста локомотива, монтёры пути, составители поездов, электромонтёры контактной сети, сигналисты, машинисты железнодорожно-строительных машин и автомотрис.

Сложность поиска работников на эти профессии связана с несколькими факторами. Это и конкуренция на рынке труда, и общее снижение численности населения.

Отдел уже успешно закрывает вакансии для Дирекции инфраструктуры, Дирекции управления движением, Дирекции по ремонту пути, Дирекции моторвагонного подвижного состава. Сейчас мы взяли в работу также подбор кандидатов на вакансии Дирекции по эксплуатации зданий и сооружений, Информационно-вычислительного центра, Административно-хозяйственного центра.

В обязанности рекрутеров помимо поиска подходящих кандидатов входит также их первичная оценка. Итогом работы являются готовые кандидаты, подходящие под требования конкретной вакансии. Важно, что проводят финальный отбор и принимают окончательное решение по-прежнему линейные подразделения.

Процесс рекрутмента уже автоматизирован. Разработана единая платформа, которая охватывает процесс от момента подачи заявки на подбор до момента трудоустройства кандидата, – программа АСУ ПП. Для осуществления поиска заказчику достаточно сделать заявку на подбор в данной программе. Рекрутер в день получения заявки настраивает инструменты поиска, размещает вакансию на сайтах таким образом, чтобы в АСУ ПП попадали те кандидаты, которые соответствуют заявленным требованиям вакансии, и начинает получать отклики. Стоит отметить, что отклики специалистов и руководителей обрабатывают непосредственно рекрутеры. Откликами кандидатов на рабочие профессии занимается ресечерский центр. Ресечеры обеспечивают оперативную (в течение 10 минут) обработку откликов на конкретную вакансию. Затем кандидат отправляется на собеседование непосредственно к работодателю.

АСУ ПП помогает наращивать базу кандидатов. Все сведения о кандидатах находятся в одном месте, защищены с точки зрения информационной безопасности и могут быть оперативно использованы рекрутерами для привлечения на новые открытые вакансии.

Ближайшие перспективы в работе отдела по подбору персонала – использование при подборе кандидатов новых интеллектуальных технологий, что позволит повысить эффективность процесса поиска и отбора кандидатов. Так, уже сейчас новая платформа АСУ ПП позволяет проводить видеоинтервью с кандидатом. Это возможность быстро пройти собеседование без привязки ко времени, что экономит временные ресурсы как кандидата, так и рекрутера.

Объявлен поиск

Дмитрий Хворостов, заместитель начальника Московской железной дороги по кадрам и социальным вопросам:

На Московской железной дороге 1 июля начал работу рекрутинговый центр. Перед работниками центра в первую очередь стоит задача по укомплектованию штата локомотивных бригад.

С одной стороны, мы видим, что в структурных подразделениях железной дороги возрастает текучесть персонала. С другой – работоспособные люди готовы приезжать из других регионов и работать у нас. В рекрутинговом центре МЖД работают как эксперты в рекрутинге, которых мы пригласили с внешнего рынка, так и опытные специалисты по управлению персоналом из региональных дирекций ОАО «РЖД», знающие специфику работы и требования к кандидатам разных предприятий. Он осуществляет работу по заявкам структурных подразделений МЖД. Все заявки отрабатываются в автоматизированной системе подбора персонала (АСУ ПП). Заказчик – заместитель начальника структурного подразделения по кадрам и социальным вопросам – может отследить в АСУ ПП весь ход исполнения заявки. Также в АСУ заказчик может увидеть резюме кандидатов и скорректировать время собеседования. После выхода кандидата на работу заказчик может оценить работу рекрутера и оставить свои комментарии.

Вся база кандидатов хранится на едином сервере. Если кандидат, например, по состоянию здоровья не проходит на вакансию помощника машиниста, его резюме будет автоматически сохранено в базе, и человек может быть рассмотрен на любую другую позицию в смежных организациях.

На полигоне дороги ежемесячно остаются неукомплектованными около 2000 вакансий. Большую часть из них составляют работники массовых профессий: монтёры пути, слесари по ремонту, помощники машинистов, электромонтёры, составители поездов. Вакансии руководителей и специалистов мы закрываем за счёт внутренних ресурсов, а также притока молодых специалистов из железнодорожных учебных заведений. В июле-августе этого года перед холдингом стояла задача подбора персонала для организации работ по развитию инфраструктуры БАМа. За два месяца наш рекрутинговый центр подобрал более 1000 человек.

Сейчас из-за увеличения объёма перевозок на МЖД перед рекрутерами стоит задача по укомплектованию штата локомотивных бригад. За август нам удалось обеспечить по Дирекции тяги укомплектованность машинистов электровоза на уровне 101,1%, машинистов тепловоза – на 97,6%. Укомплектованность помощников машиниста электровоза составила 101%, тепловоза – 98,4%.

Дороге нужны профессионалы

Виктор Исаев, заместитель начальника Северо-Кавказской железной дороги по кадрам и социальным вопросам:

На сегодняшний день существует потребность в обеспечении полигона Северо-Кавказской дороги сотрудниками рабочих профессий Дирекции инфраструктуры, Дирекции управления движением, «Трансэнерго». На СКЖД начат процесс централизации функции рекрутинга.

Актуальным является привлечение кандидатов, не только соответствующих формальным требованиям вакансии, но и ценностным компетенциям ОАО «РЖД» в целом. Централизация функции подбора персонала позволяет повысить эффективность подбора персонала, обеспечив единые стандарты и технологичность подхода к укомплектованию дирекций и развитию бренда работодателя в регионе. Рекрутер ставится главным «барометром» во взаимодействии с внешним рынком труда и подразделениями полигона.

В команду отдела по подбору персонала СКЖД вошли как внутренние кандидаты, имеющие опыт работы в кадровых подразделениях СКЖД, так и эксперты с внешнего рынка труда, владеющие технологиями рекрутинга, знающие специфику привлечения соискателей. Такой состав отдела позволит гибко адаптировать новую технологию привлечения и оценки кандидатов, построить качественную коммуникацию с многочисленными подразделениями полигона.

Централизация функции рекрутинга позволит оптимизировать сроки закрытия вакансий, сформировать единую базу кандидатов, повысить качество оценки кандидатов, поддерживать клиенто-ориентированный и партнёрский подход при взаимодействии с заказчиком (кадровики и руководители подразделений). Цифровизация процесса привлечения и отбора кандидатов организована с помощью автоматизированной системы управления подбором персонала ОАО «РЖД». Программа позволяет организовать единое поле коммуникации для заказчика, кандидата и рекрутера, объединяя поступающую информацию из всех источников привлечения. Дополнительно систему сопровождает ресечерский центр как оперативный помощник на всех этапах привлечения и отбора кандидатов.

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

История

Врагу не сдаётся дорога. Осенью 1941 года с западных территорий были эвакуированы рельсы, стрелочные переводы и другие устройства Врагу не сдаётся дорога. Осенью 1941 года с западных территорий были эвакуированы рельсы, стрелочные переводы и другие устройства
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Юбилей легенды. 55 лет назад в первый рейс отправился поезд «Россия» Скорый поезд «Россия» соединяет столицу страны с Тихим океаном — курсирует по самому протяженному в мире регулярному пассажирскому маршруту. Он проносится по Транссибирской магистрали через десятки городов и более сотни станций. Уникальная особенность этого маршрута в том, что он проходит по территории одной страны и пересекает по суше почти всю Евразию.

Прямой эфир

Актуальное