Инфраструктура / 17.06.21 08:12

Новая коллекция спецодежды: удобно, безопасно и красиво

В подразделения холдинга «РЖД» поступила летняя коллекция. В чем ее особенность и как она помогает в работе, рассказали сами железнодорожники

В подразделения холдинга «РЖД» поступила летняя коллекция. В чем ее особенность и как она помогает в работе, рассказали сами железнодорожники | Инфраструктура
фото:Александр Дряев / ИД «Гудок»

«Гудок» поинтересовался у специалистов и сотрудников компании, какова её роль в снижении производственного травматизма, насколько эта спецодежда удобна и безопасна, чем отличается от предыдущей коллекции и как её можно улучшить.

Спецодежда становится удобнее

Андрей Морковников, начальник службы охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Центральной дирекции инфраструктуры

Сегодня обеспеченность всех 217 тыс. работников Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ) летней специальной одеждой и специальной обувью составляет 100%. За пять месяцев этого года мы получили 143 899 комплектов летней спецодежды и пар спецобуви, из которых 98 245 комплектов принадлежат к новому модельному ряду, разработанному в 2018 году.

Со II квартала в подразделения стали поступать спецодежда и спецобувь обновлённой, актуализированной коллекции 2020–2021 годов, отличающиеся ещё более высоким уровнем комфорта в использовании и улучшенными практическими характеристиками.

Доработка моделей произошла в том числе и с учётом пожеланий представителей разных профессий, трудящихся в ЦДИ.

Работники отмечают удобство и комфорт носки новых комплектов, их эстетический вид. Как говорят, в такой спецодежде и спецобуви не стыдно даже выйти за пределы предприятия.

В одежде используются новые материалы, благодаря чему она стала крепче, легче и мягче. Есть теперь и клапаны для вентиляции воздуха, и специальные ремешки для подгонки одежды по размеру. Добавлены карманы для инструментов и раций. Причём расположены они в местах, где меньше всего стесняют движения во время работы.

И в целом комплектация новых наборов, выпускаемых с 2018 года, отвечает запросам железнодорожников. Раньше у нас монтёр пути летом должен быть надевать сигнальный жилет поверх спецодежды. Но так работать летом на линии невыносимо жарко. Потому при выезде на участок многие надевали жилеты на голое тело, за что им делали замечания. А сейчас есть футболки, на которые и надевают жилеты.

В качестве головных уборов появились бейсболки – и от солнца защищают, и продуваются хорошо, и с головы не слетают.

До 2018 года одежда была только зимнего варианта и летнего. А сейчас есть демисезонные вариации за счёт применения подстёжек. Если прежде для каждой профессии был свой костюм (путеец, вагонник-дефектоскопист и т.д.), то сейчас идёт комплект «Железнодорожник-Л». И это значительно облегчает и улучшает снабжение: не надо для каждой специальности заказывать разную спецодежду.

В старых коллекциях были костюмы мужские, а женщинам выдавали просто меньший размер. Сейчас женская линейка отдельно отшивается с учётом особенностей женской фигуры.

Обувь стала гораздо лучше. Каталог актуализированных моделей спецобуви содержит варианты летней и демисезонной спецобуви, кожаной и комбинированной текстильной спецобуви для защиты от производственных загрязнений, механических воздействий и скольжения по зажиренным поверхностям для работников ОАО «РЖД», в том числе облегчённые модели спецобуви для женщин.

Новая обувь практична, удобна и элегантна. Особенно в женском ряде. Получают распространение модели, сделанные по типу кроссовок. Такой стиль спецобуви используется в европейских странах. Теперь и у нас.

Стоит отметить, что обновление, доработка модельного ряда спецодежды и обуви проходят с учётом практики использования и пожеланий работников.

Так, было выявлено, что техусловиями 2018 года предусмотрена слишком малая ширина брюк на уровне среднего шва в комплекте мужском летнем «Железнодорожник-Л» – 33,5 см.

Технические условия были доработаны, и мы стали получать брюки с шириной на уровне среднего шва в 35,5 см.

Поступают пожелания и сегодня. Люди просят, например, расширить размерный ряд в мужских костюмах «Железнодорожник». Сегодня поставляются парные размеры (44–46, 48–50, 50–52 и т.д.), а некоторым уже хочется иметь комплекты по своему точному размеру. Есть пожелания по цветам ткани в местах наибольшего загрязнения.

Можно сказать, работники, увидев, что компания идёт им навстречу и ведёт реальное улучшение спецодежды и спецобуви, включились в творческий процесс совершенствования комплектов. И это хорошо.

Мы собираем и анализируем замечания, уточняя задания для производителей. Такая обратная связь помогает делать нашу спецодежду и спецобувь максимально подходящими для выполнения стоящих перед ЦДИ задач.

Плюсы новой коллекции очевидны

Анатолий Костенко, начальник вагона-дефектоскопа ВД-УМТ-2 № 187 Ростовского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры
Мы с коллегами часто работаем под открытым небом. Проведение натурных осмотров, дефектоскопирование подозрительных сечений рельсов, проверка дефектоскопных тележек на линии, настройка искательной системы вагона-дефектоскопа – это важная часть нашей работы, и то, как она будет выполнена, зависит от средств индивидуальной защиты.
Нужно, чтобы спецодежда была универсальной и удобной для работы.

И, конечно, хотелось бы, чтобы спецодежда при этом выглядела красиво.

Одним из главных плюсов новой летней спецодежды, безусловно, является удобство.

Невооружённым глазом видно, что она изготовлена из материалов с улучшенными характеристиками. Ткань почти не пачкается и не промокает, но при этом хорошо пропускает воздух.

Тело дышит, и выполнять производственные задачи по обслуживанию и ремонту подвагонного оборудования стало значительно удобнее.

В новой спецодежде одинаково комфортно работать как на открытом воздухе, так и в помещении.

Когда на улице холодно, в новом костюме тепло. Поэтому уверен, что эта спецодежда отлично подойдёт и к периоду весны и осени. В жару же она помогает работнику не перегреться, поддерживать оптимальную температуру тела.

Отдельно хочу сказать о головных уборах, которые стали лучше с точки зрения удобства и эстетики. Кепка хорошо держит форму, лучше подстраивается под размер головы, чем раньше, спереди и сзади у неё есть светоотражающие вставки из флуоресцентной ткани.

В целом новая спецодежда соответствует требованиям охраны труда, удобна в носке и выполнена в корпоративном стиле.

Надо учитывать особенности каждой профессии

Артём Козлитин, бригадир пути Рузаевской дистанции пути

По сравнению с предыдущей новая летняя спецодежда имеет ряд преимуществ. Прежде всего отмечу гигиеничный хлопчатобумажный материал, наличие большого количества удобных карманов, клёпок, замков, красивый внешний вид.

Однако при этом не учитываются все тонкости профессиональной деятельности, в частности работы монтёров пути. Ткань быстро стирается, и цвет становится белёсым, а ведь нам, путейцам, приходится стирать одежду ежедневно.

Кроме этого, качество самого трикотажа оставляет желать лучшего. Футболка садится после стирки и становится на размер меньше. Брюки, сшитые по лекалам, оказались впритирку по размеру, что составляет неудобство при ремонтных работах на перегонах, где требуется свобода движения.

Было бы целесообразнее изготавливать их немного шире необходимого размера, с запасом или, скажем, предусмотреть трикотажную вставку.

Сама форма спецодежды серого цвета, я бы посоветовал добавить в неё больше тёмных, немарких цветов.


Наколенники забыли

Андрей Скальский, дорожный мастер Иркутск-Сортировочной дистанции пути ВСЖД

На железной дороге я работаю уже девять лет, хорошо понимаю, насколько важна для рабочего человека удобная спецодежда. В ней приходится находиться весь рабочий день. Если посчитать, что именно мы носим и когда, то получится, что большую часть своей жизни рабочий-путеец проводит в спецовке.

В новой коллекции добротная летняя спецодежда. Всем работникам моей бригады понравилась. Из достоинств можно назвать приятную на ощупь ткань, в которой тело хорошо дышит. Вместо пуговиц появилась «молния» – это очень удобно. Радует, что хватает карманов, в которых обычно размещаешь разные полезные мелочи.

Удобная кепка с длинным козырьком надёжно защищает глаза от солнца. Кстати, у формы очень приятный серый цвет. А прежний – тёмно-синий – мне лично казался каким-то депрессивным.

Спецодежда плотно облегает фигуру, не оставляя открытых мест, так что соблюдаются все требования производственной безопасности.

Однако есть к новой летней форме и замечания. Мне кажется, напрасно конструкторы одежды поскупились на крепкие наколенники. Их надо делать в виде отдельной «заплаты», которая нашивается сверху на ткань брюк, в месте расположения колен. Потому что на работе всякие бывают ситуации: то на колено сядешь, то зацепишь им о край чего-либо. В общем, наколенники нужны, и я надеюсь, что к следующему летнему сезону эту недоработку устранят.

Обратная связь от работников

Виктория Понетько, ведущий специалист по охране труда Красноярской дистанции электроснабжения

Технология надевания защитной одежды и порядок закрепления и застёгивания всех её элементов – очень важная процедура начала рабочего дня. Полностью экипированный электромонтёр напоминает космонавта в скафандре, и времени на сборы требуется не меньше.

В этом году мы получили современные комплекты спецодежды ЭП-4: 50 пар ботинок, 31 костюм и 15 комбинезонов. Индивидуальный защитный комплект ЭП-4 является дополнительным защитным средством электротехнического персонала при работах со снятием напряжения на отключённых проводах контактной сети переменного тока железных дорог.

К новому сезону комплекты ЭП-4 были модернизированы. Наряду с ботинками, перчатками и каской к летним и зимним парам «куртка плюс брюки» добавился всесезонный комбинезон.

Мы получаем обратную связь от наших работников по поводу новой спецодежды. Большинству электромонтёров костюмы показались вполне комфортными.

Но были и отзывы об индивидуальных реакциях организма работников на технологичную защитную одежду. Так, некоторым слишком жарко работать в летние дни в брюках, куртках или комбинезонах типа ЭП. Другим не совсем комфортно поднимать руки при производстве работ из-за плотной структуры ткани.


Защита по регламенту

Ирина Леонова, технический директор ГК «Серконс»

Производитель спецодежды должен иметь сертификат соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза.

Важную роль в снижении производственного травматизма играют субъективные факторы, которые предполагают осуществление организационных и технических мероприятий по обеспечению промышленной безопасности. Помимо этого существуют и способы индивидуальной защиты (СИЗ) – спецодежда, средства защиты рук, ног, головы, лица, глаз, органа слуха.

Обязательность применения и нормы снабжения СИЗ на производстве регламентированы действующим законодательством в области охраны труда, а использование соответствующих СИЗ непосредственно каждым работником является фактором, который существенно снижает степень и тяжесть травматизма. Разумеется, удобство и эргономические качества одежды важны, но главное – это её защитные свойства.

В соответствии с классификацией ТР ТС 019/2011 «О безопасности СИЗ» одежда должна защищать от общих производственных загрязнений и ряда механических воздействий. В частности, от проколов, порезов, возможного захвата движущимися частями механизмов, истирания, нетоксичной пыли, воды и растворов нетоксичных веществ.

Кроме того, спецодежда должна защищать человека от химического воздействия таких продуктов, как кислоты, щёлочи, нефть и нефтепродукты, от газов, паров, аэрозолей химических веществ. Это касается ещё пониженных и повышенных температур.

Важное свойство – защита от раскалённых поверхностей и кратковременного воздействия пламени, от попадания искр, брызг и выплесков расплавленного металла. Она должна покрывать термические риски электрической дуги, неионизирующих излучений, поражений электрическим током, а также от воздействия статического электричества.

Специальная сигнальная одежда должна иметь светоотражающие нашивки. В случае комбинации отдельных опасных производственных факторов защитная одежда может изготавливаться в разумном сочетании этих защитных свойств.

Степень обязательности перечисленных защитных свойств одежды определена минимально необходимыми требованиями безопасности, регламентированными ТР ТС 019/2011. То есть СИЗ не может применяться на производстве, если оно не соответствует требованиям Технического регламента, а это должно быть подтверждено наличием у производителя сертификата соответствия либо декларации о соответствии СИЗ требованиям ТР ТС 019/2011, выданных уполномоченными органами по сертификации в порядке, установленном законодательством Таможенного союза.

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Путешественникам дали поспать. 155 лет назад в России стали производить комфортабельные вагоны для дальних поездок Путешественникам дали поспать. 155 лет назад в России стали производить комфортабельные вагоны для дальних поездок
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Бег ради высокой цели Как День железнодорожника стал благотворительным праздником

Популярное из регионов

Прямой эфир