Инфраструктура / 12.05.21 08:35

Восточному полигону выдали паспорт

Кабмин утвердил поквартальный график развития БАМа и Транссиба до 2024 года

Кабмин утвердил поквартальный график развития БАМа и Транссиба до 2024 года | Инфраструктура
фото:Павел Кассин/ ИД «Гудок»

Правительство РФ утвердило паспорт второго этапа модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей до 2024 года. В поквартальном графике закреплены целевые показатели роста пропускной и провозной способности, а также предельно допустимая масса грузового поезда для каждого участка. Финансирование проекта будет обеспечено за счёт средств ОАО «РЖД», второй этап работ на Восточном полигоне обойдётся компании в 720 млрд руб.

Поручение разработать план развития БАМа и Транссиба с поквартальной разбивкой по отдельным участкам было дано президентом РФ Владимиром Путиным на совещании по развитию угольной отрасли в начале марта. Подготовку графика взяли на себя Минтранс и ОАО «РЖД», а его окончательный вариант утверждался на заседании президиума Правительственной комиссии по транспорту в присутствии грузоотправителей и операторов подвижного состава. По задумке разработчиков, документ станет ориентиром как для участников перевозочного процесса, так и для бизнес-сообщества в регионах. «Мы сможем получить чёткий план, на который смогут ориентироваться все, кто заинтересован в развитии проектов вокруг или благодаря расширению БАМа и Транссиба», – отмечал ранее премьер-министр Михаил Мишустин.

Второй этап модернизации Восточного полигона начнётся уже в этом году и продлится до конца 2024 года. «Сейчас мы одновременно реализуем два проекта на Востоке. Заканчиваем первый этап, который позволит нам перевозить в порты Дальнего Востока 144 млн тонн, и начинаем строительно-монтажные работы по второму этапу», – сообщил в апреле на брифинге заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Андрей Макаров.

Как уточнил Андрей Макаров, компания в этом году начнёт подготовку к строительству более чем полусотни объектов, относящихся ко второму этапу развития БАМа, а активная фаза строительных работ запланирована уже на следующий год.

В графике, утверждённом правительством 28 апреля, содержится поквартальный план достижения целевых параметров для 21 участка на БАМе и Транссибе. Для каждого участка прописаны показатели провозной и пропускной способности, включая число проходящих грузовых поездов в сутки и предельно допустимую грузоподъёмность. В первоначальной версии предлагалось сделать более крупную разбивку и выделить 11 участков на Восточном полигоне. Однако такой вариант не поддержали в Совете потребителей ОАО «РЖД», поскольку протяжённость отдельных участков превышала 1 тыс. км. «Указанный график составлен на основе данных об объектах, реализация которых позволяет обеспечить максимально быстрый прирост провозной способности», – говорится в паспорте инвестиционного проекта.

Так, согласно данному графику, на отдельных участках пропускная и провозная способность к моменту окончания работ вырастет примерно в два раза. Например, после модернизации участка от Нерюнгри до Тынды станет возможно проведение поездов грузоподъёмностью 7100 тонн, тогда как сейчас только 5600 тонн. При этом провозная способность здесь вырастет с 7,9 млн тонн до 27,7 млн тонн к 2024 году. На участке Улак – Февральск, куда сейчас передислоцируются для проведения работ Железнодорожные войска, также будет обеспечен более чем двукратный рост провозной способности: с 24,3 млн тонн в текущем году до 50,1 млн тонн в 2024 году.

Помимо поквартального плана, паспорт проекта содержит целевые показатели по итогам каждого года его реализации. В 2022 году пропускная способность на Восточном полигоне составит 158 млн тонн, в 2023 году – 173 млн тонн, в 2024 году достигнет целевого показателя в 180 млн тонн. Это обеспечит вывоз перспективного грузопотока по направлению Тайшет – Дальний Восток на горизонте до 2025 года.

В документе подчёркивается, что второй этап модернизации БАМа и Транссиба откроет возможности для вывоза дополнительных объёмов грузов с основных месторождений в направлении морских портов и пограничных переходов Дальневосточного федерального округа, а также позволит переориентировать на Восточный полигон логистические схемы грузоотправителей и грузополучателей из стран Азии и Европы. Предполагается, что транзитный контейнерный грузопоток вырастет в четыре раза к 2024 году.

Особо оговаривается, что при составлении плана ликвидации инфраструктурных барьеров на полигоне учитывался поэтапный рост экспортных поставок угля в восточном направлении – к 2024 году не менее чем на 30% к уровню 2020 года.
«Впервые в правительственном документе зафиксированы не только общие объёмы увеличения провозной способности, но и детальные объёмы вывоза угля из Кузбасса на период 2021–2024 годов. Это важный шаг для долгосрочной фиксации грузопотоков РЖД по регионам, – считает директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская. – Также важна преемственность первого этапа модернизации Восточного полигона, а именно достижение целевых показателей пропускной способности в 78 млн тонн на участке Смоляниново – Находка в IV квартале 2021 года. Это должно привести к загрузке новых специализированных портовых мощностей портов Приморья и увеличению налоговых поступлений в бюджет Приморья».

Генеральный директор Национальной угольной ассоциации Сергей Борисов прогнозирует стабильный рост экспорта угля до 2035 года в случае устранения инфраструктурных барьеров на Восточном полигоне. «Хорошей новостью для российских компаний стало то, что Китай ограничил импорт угля из Австралии. Если сейчас наши компании смогут обеспечить потребности китайских предприятий, то сумеют захватить этот рынок надолго. Главным сдерживающим фактором является недостаточная пропускная способность на Восточном полигоне, поэтому мы приветствуем реализацию второго этапа модернизации инфраструктуры. Однако для нас важен не поквартальный план, а результат этих работ», – прокомментировал он «Гудку».

Напомним, что ранее Андрей Макаров сообщил, что в ОАО «РЖД» уже начали обсуждать третий этап развития БАМа – так называемый якутский кластер. Проект потребовался в связи с кратным ростом объёмов добычи угля в Дальневосточном федеральном округе.

Мария Абдримова

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Собиратель прошлого. Владимир Суханов из Находки сохранил уникальную коллекцию железнодорожных устройств Собиратель прошлого. Владимир Суханов из Находки сохранил уникальную коллекцию железнодорожных устройств
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Актуальное