Инфраструктура / 07.05.21 08:20

Программные роботы выходят в лидеры

Проект ОАО «РЖД» победил в конкурентной борьбе с 17 другими проектами

Проект ОАО «РЖД» победил в конкурентной борьбе с 17 другими проектами | Инфраструктура
фото:ITSMFcon.ru

Проект ОАО «РЖД» «RPA в IТ-сервисе как первый шаг к ITIL4» стал победителем конкурса «ITSM-проект года 2020–2021», итоги которого были подведены 29 апреля на XI Всероссийской конференции «Марафон ITSM».

На конкурсе со сложнопроизносимым названием «ITSM-проект года» (ITSM – IT Service Management, управление IT-услугами) крупные компании демонстрировали свои лучшие практики управления информационными технологиями. Конкурс проводится с 2012 года Ассоциацией организаций и специалистов в сфере управления информационными технологиями – российским представительством международной сети IT-экспертов ITSMF (IT Сервис-менеджмент форум). Проект ОАО «РЖД» победил в конкурентной борьбе с 17 другими проектами.

Разработка «RPA в IТ-сервисе как первый шаг к ITIL4» – развитие проекта фабрики программных роботов RPA (Robotic Process Automation, роботизированная автоматизация процессов), который в прошлом году реализовали Главный вычислительный центр (ГВЦ) РЖД, ООО «РЖД-Технологии» (дочернее общество ОАО «РЖД») и ГК «Аплана». В 2020 году в ГВЦ было роботизировано более 900 рутинных операций, внедрено более 1,1 тыс. программных роботов, обработавших около 500 тыс. запросов пользователей. При этом скорость выполнения рутинных операций выросла в три – пять раз.

«Нашей задачей было повысить производительность труда за счёт повышения эффективности выполнения рутинных операций, и применение RPA-технологии позволило нам это сделать, – говорит заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин. – Кроме того, в результате работы над проектом мы сформировали пул специалистов, которые не только используют технологию RPA, но и обладают новым, цифровым, мышлением и способны решать самые разные задачи цифровой трансформации».

«Эта победа подтверждает, что компания «РЖД» успешно движется по пути цифровизации, оттачивая в Главном вычислительном центре технологии роботизации, которые будут распространены на другие подразделения», – считает директор Главного вычислительного центра Гаральд Бандурин.

В этом году в ГВЦ идёт внедрение способных действовать в едином производственном процессе с программными роботами систем искусственного интеллекта (ИИ). Например, в Службу поддержки пользователей ГВЦ поступило обращение о сбое в работе какого-то приложения. Чтобы вернуть его в строй, инженер проведёт работы по настройке сети, операционной системы, системы безопасности самого приложения и т.д. ИИ всё это запомнит и, если обнаружит похожий случай в следующих запросах, вспомнит алгоритм действий для устранения проблемы и отдаст команду роботам, которые выполнят необходимые операции.
«Мы намерены добиться того, чтобы от 40% до 80% запросов обрабатывались с помощью комплекса: программный робот и искусственный интеллект», – говорит Гаральд Бандурин.

На конец нынешнего – начало будущего года намечено внедрение в ГВЦ мультиагентных систем, которые будут обеспечивать роботов и искусственный интеллект необходимыми производственными мощностями. Они будут следить за работой IT-инфраструктуры, фиксируя загруженность информационных систем, и перенаправлять мощности процессоров от малозагруженных в данный момент к работающим на пределе инфосистемам. Подобные мультиагентные системы работают, например, в Яндекс.Такси. Именно они находят свободную машину в максимальной близости от клиента и направляют её на вызов.

В ООО «РЖД-Технологии» сообщили, что построение фабрики роботов в ГВЦ отражает комплексный подход РЖД к цифровой трансформации своей деятельности.

Реализация этого проекта – большой шаг с точки зрения перехода от автоматизации к цифровой трансформации. А это сейчас ведущий мировой тренд», – подчёркивает заместитель генерального директора ООО «РЖД-Технологии» Наталья Ефремова.

ОАО «РЖД» принимало участие в конкурсе в третий раз. В 2012 году Московская железная дорога победила в номинации «Сервис-менеджмент за границами IТ». В 2014 году Федеральная пассажирская компания признана лучшей в специальной номинации «Комплексное управление безопасностью на транспорте с применением ITSM».

Александр Зубов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Революционный замысел Революционный замысел
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир