Инфраструктура / 30.04.21 08:15

Искусственный разум ускорит процесс

Бабаево, Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский и Лужская готовятся к оцифровке контроля планирования и исполнения работ

Бабаево, Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский и Лужская готовятся к оцифровке контроля планирования и исполнения работ | Инфраструктура
фото:архив октябрьской дирекции управления движением

В начале апреля на ОЖД завершилось обследование трёх станций, где в июле этого года будут установлены новые информационные системы с искусственным интеллектом в рамках реализации общесетевой концепции «Цифровая железнодорожная станция».

Что такое ЦЖС

Концепция «Цифровая железнодорожная станция» (ЦЖС) утверждена холдингом в ноябре 2018 года и соответствует долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» до 2025 года. Она призвана улучшить бизнес-составляющую станций, снизить простои поездов, максимально вывести человека из опасной зоны.

Технология ЦЖС помогает решить несколько задач: повысить эффективность использования пропускной способности станции, сократить эксплуатационные расходы при обработке поездопотока, оптимизировать технологические процессы путём исключения «лишних» операций, например, таких, как документооборот при подготовке отчётности, выстраивание логистической цепочки – и всё это, сведя к минимуму вмешательство человека. Также ЦЖС должна оптимизировать численность сотрудников, при одновременном повышении производственной безопасности и поэтапного перехода от автоматизированного к автоматическому управлению работой станции.

В 2020 году два из 24 модулей этой концепции – контроля исполнения и планирования работ – были запущены на станциях Кинель Куйбышевской дороги и Челябинск-Главный Южно-Уральской. Функциональный заказчик, Центральная дирекция управления движением, не раскрывает экономический эффект пилотных проектов, однако решение имплементировать эту технологию на 66 станциях сети РЖД принято.

Оперативное управление взаимодействием с основными (только крупными) грузоотправителями – одна из функций модуля планирования работ. Это работает так: в режиме АСУ – АСУ формируется и ведётся достоверная (актуальная) повагонная, пономерная модель перевозочного процесса и грузовой работы, выполняемой на инфраструктурах сторон (дороги и клиентов). Выполнение сроков доставки состоит из нескольких этапов. Сначала для клиентов автоматически формируется пономерной список вагонов, следующих в их адрес и/или имеющихся на станции, после чего грузоотправители дают обратную связь по приоритетам очерёдности прибытия и отправления поездов, подачи и уборки вагонов. Информация автоматически учитывается при планировании работы станции.

Модуль контроля исполнения облегчит диспетчерам восприятие визуальной информации, его функционал будет распределён на нескольких слоях отображения информации – с возможностью выбора этих слоёв в зависимости от потребности. Этот модуль ПО – для автоматической и автоматизированной поддержки диспетчерского руководства станцией. Через единое контрольное табло искусственный интеллект взаимоувязывает действия всех причастных к грузовой работе подразделений с интерактивной схемой станции для максимально возможного оперативного принятия решений.

«Установка ПО разбита на несколько этапов. Октябрьская попала в третью очередь развёртывания ЦЖС вместе с Южно-Уральской дорогой: в июле запланирован старт работ по внедрению и развитию модулей», – сообщил руководитель департамента управления проектами компании-разработчика Яков Портнов. По его словам, полное внедрение ЦЖС на Октябрьской и Южно-Уральской дорогах предусмотрено сроком не позднее 1 августа 2022 года. Функциональные требования универсальны, однако будут учитывать специфику станций. «Мы не только будем внедрять готовое новое ПО и автоматизировать процессы работы станций, мы будем их развивать, – сказал Яков Портнов. – Уже к июлю будут усовершенствованы алгоритмы планирования и функционал контроля. Сейчас это ПО универсально, и его возможности будут «подгоняться» для каждой конкретной станции».

Взгляд с линии

Начальник станции Санкт-Петербург-Сортировоч­ный-Московский Кирилл Полянский лично наблюдал работу ЦЖС в Кинеле и знаком с технологическими эффектами от внедрения нового ПО. «Одним из наиболее значимых эффектов я считаю обеспечение работы станции в режиме «одного окна» с отображением качественных и количественных показателей, таких как вагонооборот, состояние рабочего парка, данные по простою с переработкой и без переработки, выполнение плана работы смены дежурных по станции. Эти показатели будут формироваться в режиме онлайн и станут мгновенно доступны представителям тяги, вагонников и, конечно, движенцев, – поделился мнением Кирилл Полянский. – На нашей Сортировке хотелось бы видеть некий ситуационный центр, куда будет стекаться информация со всех регионов дороги; это позволит прогнозировать возможные сбои в работе и исключать их».

Как отметил Полянский, станция Санкт-Петер­бург-Сортировочный-Московский – единственная на Октябрьской со статусом общесетевого значения. По итогам прошлого года предприятие выполнило отправление вагонов на 101% к плану, роспуск – на 104%, вагонооборот также на 104% при весе поезда 101,9% к показателю прошлого года. Производительность к плану, несмотря на влияние эпидемиологической обстановки, составила более 100% с ростом к прошлому году на 8%. Себестоимость на единицу продукции (по перевозочным видам деятельности) в 2020 году удалось снизить – до 160,9 руб. за отправленный вагон. «Установка ПО ЦЖС даст возможность сортировке работать ещё более оперативно, а значит эффективнее», – уверен Кирилл Полянский.

Начальник станции Бабаево Артём Кулапов не видел ЦЖС в действии, поэтому осторожен в каких-либо оценках. Тем не менее с идеей он знаком и считает её интересной. «Предполагается, что программа будет подсказывать, что делать: какие поезда подойдут, какие локомотивы и локомотивные бригады выбрать, – сказал Артём Кулапов. – Её возможности помогут существенно снизить нагрузку, к примеру, на маневровых диспетчеров за счёт того, что план маневровых работ будет моделироваться искусственным интеллектом».

Как пояснили в Октябрьской дирекции управления движением, внедрение проекта ЦЖС на станции Бабаево позволит организовать более эффективное взаимодействие движенцев с локомотивным комплексом и обеспечить беспрепятственный пропуск возрастающего грузопотока в направлении развивающихся портов Северо-Запада. В целом на выбранных станциях Октябрьской будут установлены для промышленной эксплуатации модули ПО, которые обеспечат планирование поездообразования и обработки составов, привязки грузовых составов, локомотивов и локомотивных бригад к расписанию движения грузовых поездов. Это планирование будет вестись на основе прогноза прибытия поездов, планирования явок локомотивных бригад и выдачи локомотивов из депо, а также в соответствии с планом формирования.

Оксана Абрамова, Октябрьская магистраль

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Дорога из Берлина Дорога из Берлина
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Пресс-релизы

В раздел →