Инфраструктура / 09.02.21 08:30

Инвестициям сформировали планы

За три года РЖД планируют обновить порядка 10,7 тыс. км пути и полторы тысячи локомотивов

За три года РЖД планируют обновить порядка 10,7 тыс. км пути и полторы тысячи локомотивов | Инфраструктура
фото:Архив / ИД «Гудок»

В минувшую среду в ходе брифинга первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Вадим Михайлов представил краткий обзор производственных итогов работы компании в 2020 году и особенностей формирования инвестиционной программы и финансового плана компании в 2021-м. Погрузку на текущий год РЖД оценивают с ростом 1,6% к уровню прошлого года. Грузооборот планируется увеличить на 2,5%, а пассажирооборот – на 64,7%.

В прошлом году РЖД удалось увеличить скорость доставки грузов на 11%, с 395 км/сут. в 2019 году до 439 км/сут. в 2020-м. Доля грузовых отправок гружёных вагонов, доставленных в нормативный срок, выросла на 1% – с 98,4% в 2019 году до 99,4% в 2020-м.

В целом доходы от перевозочной деятельности составили 1 трлн 615,3 млрд руб. (на 26,6% ниже уровня 2019 года).

Суммарное привлечение средств холдингом составило 464,2 млрд руб., включая 313 млрд бессрочных облигаций.

«С учётом того, что такой инструмент (бессрочные облигации. – Ред.) смогли внедрить в жизнь, мы достаточно серьёзно нарастили объём своей инвестиционной программы и даже её перевыполнили, – подчеркнул Вадим Михайлов. – Мы закончили год с цифрой 717,3 млрд руб. – это самый высокий результат за всю историю «Российских железных дорог», такого объёма инвестиционной программы никогда не было».

За счёт инвестиционной программы РЖД реализовали проекты по строительству более 120 объектов инфраструктуры, в том числе для Восточного полигона, а также оказали большую поддержку транспортному машиностроению, закупив 566 локомотивов, 371 единицу моторвагонного подвижного состава, в том числе 196 вагонов «Ласточка», и 319 единиц путевой техники.

По мнению участников рынка, учитывая пандемию коронавируса и связанные с этим меры по борьбе с ней, включая санитарно-эпидемиологические, ограничение передвижения граждан, временную остановку деятельности многих отраслей, результаты работы холдинга за прошлый год ожидаемые и вполне удовлетворительные.

«Компания вынужденно сократила перевозки, поэтому неудивительно, что её доходы сократились. Считаю важным выделить в результатах работы два факта. Первый состоит в том, что снижение погрузки в 2020 году составило 2,7%, в то время как мировая торговля товарами сократилась на 6% в 2020 году. Второй – в том, что, несмотря на сложную ситуацию, компания смогла увеличить объём инвестиций в прошлом году, что положительно сказалось на провозной и пропускной способности сети железных дорог», – отметил ведущий эксперт УК «ФИНАМ менеджмент» Дмитрий Баранов.

Планы и задачи РЖД в текущем году синхронизированы с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, который представлен Министерством экономического развития в сентябре 2020 года, отметил Вадим Михайлов.

Погрузку на 2021 год РЖД оценивают с ростом к 2020-му в 1,6%. Грузооборот планируется увеличить на 2,5%, а пассажирооборот на 64,7%.
«По пассажирам прогноз основывается на позитивных трендах. Ожидаемый рост достаточно серьёзный, но по-прежнему определённые ограничения, связанные с коронавирусом, мы видим», – сказал Вадим Михайлов.

При выполнении этих показателей доходы от перевозок увеличатся на 121,1 млрд руб. к уровню 2020 года.

С помощью кредитов и заимствований в текущем году будет привлечено 269,8 млрд руб., в том числе 23,8 млрд руб. бессрочных облигаций.

В сводной программе повышения эффективности и оптимизации расходов в 2021 году предусмотрено сокращение издержек на сумму 38,5 млрд руб.
«Мы сформировали свой трёхлетний план с помощью Правительства Российской Федерации. Инвестиционная программа составит 730 млрд руб. На период 2021–2023 годов предусмотрено 2,3 трлн руб.», – отметил он.

Компания принимает активное участие в реализации Комплексного плана модернизации и развития магистральной инфраструктуры, в том числе развития Восточного полигона, подходов к портам Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада, Центрального транспортного узла (ЦТУ) и создания высокоскоростных магистралей.

В текущем году взносы в уставный капитал холдинга составят 73,2 млрд руб. На проекты по развитию БАМа и Транссиба будет направлено 15,5 млрд руб., а на ЦТУ – 56,1 млрд руб.

Помимо этого за три года планируется обновить порядка 10,7 тыс. км пути. Тяговый подвижной состав планируется обновлять по 500 локомотивов в год, то есть за три года – 1,5 тыс. единиц.

«В период до 2030 года мы будем внедрять инновационный подвижной состав, в том числе газомоторный, газодизельный тяговый, инновационный пассажирский. Планируется создание моторвагонного подвижного состава на водородных топливных элементах (остров Сахалин), – пояснил Вадим Михайлов. – В 2020 году мы создали инжиниринговый центр, осуществляющий разработку документации по производству инновационного железнодорожного высокоскоростного подвижного состава. Результатом работы центра будет являться комплект конструкторской документации, необходимой для локализации производства на территории России».

По мнению Дмитрия Баранова, выполнение финансового плана в первую очередь будет зависеть от развития ситуации с пандемией коронавируса, мер по борьбе с ним, итогов вакцинации населения.

«Если эпидемиологическая ситуация будет складываться благоприятно, уровень и темпы заболевания пойдут на спад, то это может способствовать увеличению пассажирских перевозок, что скажется на доходах компании. Грузовые железнодорожные перевозки в 2021 году по-прежнему будут пользоваться спросом, как внутренние, так и экспортные и транзитные. Основные виды перевозимых на сети железных дорог товаров в текущем году останутся прежние. Если компания предложит клиентам специальные условия на некоторые грузы и по ряду направлений, она может добиться увеличения объёма грузовых перевозок, превысив показатели погрузки 2020 года», – подчеркнул он.

Суммарная величина макроэкономических эффектов от запланированных мероприятий РЖД на горизонте 2021–2023 годов составляет 5,9 трлн руб. в год и эффект от производства продукции, перевозимой железнодорожным транспортом, – 3,6 трлн руб.

В текущем году РЖД планируют продолжить реализацию непрофильных активов. Запланирована продажа компаний: АО «БЭТ» (производство и продажа шпал), ОАО «ПНК» (производитель нерудных материалов), АО «ТВС» (производитель и поставщик деревянной пропитанной шпалопродукции), АО «Желдорреммаш» (ремонт тягового подвижного состава), АО «ЭКЗА» (обработка цистерн), АО «ЭЗ Металлист-Ремпутьмаш» (производство металлоконструкций), ОАО «ЭЛТЕЗА» (производство средств автоматики и телемеханики) и ООО «Аэроэкспресс».

Однако итоговое решение о продаже конкретных ДЗО будет приниматься по итогам получения соответствующих директив от Правительства РФ и с учётом рыночной конъюнктуры.

Правительство РФ приняло решение о сохранении размера ставки налога на имущество объектов инфраструктуры РЖД на уровне 2020 года – 1,6%. В 2021 году в соответствии с Налоговым кодексом ставка должна была увеличиться до 2,2%.

Ещё в мае прошлого года на совещании у президента РФ Владимира Путина генеральный директор – председатель правления «РЖД» Олег Белозёров говорил о том, что при сохранении уровня налоговой ставки все средства будут направлены на реализацию инвестиционной программы компании.

Ксения Потаева

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное