Инфраструктура / 13.01.21 21:36

Молодые учёные получат грантовую поддержку

Автоматизация и роботизация стали новыми направлениями конкурса РЖД

Автоматизация и роботизация стали новыми направлениями конкурса РЖД | Инфраструктура
фото:123RF/LEGION-MEDIA

На этой неделе начался приём заявок на участие в конкурсе 2021 года на предоставление грантов ОАО «РЖД» для молодых учёных на проведение научных исследований, направленных на создание новой техники и технологий для применения на железнодорожном транспорте. Основным отличием тематики принимаемых к рассмотрению проектов в этом году стало появление отдельного направления «Автоматизация и роботизация технологических процессов».

Этот конкурс проводится компанией с 2009 года, с перерывом с 2016 по 2019 год. В этом году заявки принимаются до 15 марта. Принять участие в конкурсе могут учёные в возрасте до 35 лет (или коллективы молодых учёных), осуществляющие научные исследования, направленные на создание новой техники и технологий для применения на железнодорожном транспорте, а также систем управления железнодорожным транспортом. Это люди, имеющие учёную степень, аспиранты и научные работники, не имеющие учёной степени, но работающие в штате учреждений высшего профессионального образования или научно-исследовательских организаций, а также сотрудники, работающие на предприятиях железнодорожного транспорта или смежных отраслей и занимающиеся исследованиями.

Ежегодно финансируется не более трёх работ. Победитель конкурса получает грант в размере не более 5 млн руб. без НДС, за 2-е место присуждается грант в размере не более 3 млн руб. без НДС, обладатель 3-го места получает грант в размере не более 2 млн руб. без НДС.

Организацией конкурса занимается Центр научно-технической информации и библиотек (ЦНТИБ) при общем руководстве Департамента технической политики. Составы экспертной и конкурсной комиссий, итоговые результаты утверждаются заместителем генерального директора – главным инженером ОАО «РЖД». Тематики исследований ежегодно определяются ЦТЕХ в соответствии со стратегическими документами развития компании и железнодорожного транспорта в стране.

В 2019 году поступило 70 заявок на гранты, а в 2020 году – 58. Снижение активности связывается с пандемией, нарушившей нормальную деятельность молодых учёных. Есть все основания ожидать, что в нынешнем году количество участников конкурса снова вырастет.

После окончания сбора заявок распоряжением главного инженера ОАО «РЖД» будет создана рабочая группа с представителями функциональных заказчиков – филиалов и подразделений ОАО «РЖД», которая рассматривает идеи по существу. Около 10 лучших проектов, набравших наибольшее количество баллов, выходят в финал, где их оценивают члены экспертной комиссии, состоящей из руководителей подразделений аппарата управления, филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», научно-исследовательских институтов железнодорожного транспорта. Они и выберут трёх победителей.

В декабре минувшего года были названы победители конкурса-2020. Первое место получил проект «Программный комплекс и цифровая платформа «Терминальная сеть» для автоматизированной продажи, оценки и агрегации транспортно-логистических услуг ОАО «РЖД», предложенный автором из Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Второе место досталось проекту «Разработка аппаратно-программного комплекса повышения коррозионной стойкости металлов для применения на железнодорожном транспорте» коллектива авторов из Финансового университета при Правительстве РФ. Третье место занял проект «Vrail – обучающий комплекс по действиям локомотивной бригады в аварийных ситуациях» коллектива авторов из Дальневосточного государственного университета путей сообщения.

Победитель конкурса – доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Железнодорожные станции и узлы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I Оксана Покровская – рассказала, что основой её заявки стали разработки, сделанные для докторской диссертации. Проект предполагает создание ОАО «РЖД» собственной цифровой экосистемы «Терминальная сеть» для оцифровки, паспортизации, классификации и кодирования грузовых терминалов. С её помощью клиенты смогут легко ориентироваться в наличии необходимых мощностей обработки грузов и самостоятельно выбирать грузовой терминал и комплекс услуг, что увеличит клиентскую базу и дополнительно привлечёт высокодоходные грузы на терминальную сеть холдинга «РЖД».

Победители не просто получают гранты на дальнейшие разработки, перед ними раскрывается перспектива реализации проекта на сети РЖД. В частности, Оксана Покровская говорит, что в терминально-складском комплексе компании уже рассматривают возможность внедрения её идеи. Отчёты, предоставляемые в ОАО «РЖД» лауреатами конкурса, направляются ЦТЕХ в причастные подразделения компании для рассмотрения возможности реализации разработок на практике. Так, сейчас на рассмотрении в Центральной дирекции инфраструктуры находится занявший третье место в конкурсе 2019 года, доработанный на средства гранта проект «Противо­деформационное укрепление основной площадки железнодорожного земляного полотна методом холодной регенерации (ресайклинга) на участках обращения тяжеловесных поездов».

«Гудку» стало известно, что с 2022 года планируется увеличение с трёх до пяти количества ежегодно предоставляемых ОАО «РЖД» грантов молодым учёным на проведение научных исследований, направленных на создание новой техники и технологий.

Александр Зубов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

Пресс-релизы

В раздел →