Инфраструктура / 01.12.20 08:05

РЖД ждут от партнёров обязательств по объёму грузов

В итоговом документе будут собраны все предложения и пожелания участников мероприятия по вопросам синхронизации развития железнодорожной и портовой инфраструктур

В итоговом документе будут собраны все предложения и пожелания участников мероприятия по вопросам синхронизации развития железнодорожной и портовой инфраструктур | Инфраструктура
фото:Максим Каширин/Пресс-служба ОАО «РЖД»

В минувшую среду в онлайн-формате под председательством генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова состоялось заседание комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по транспорту и транспортной инфраструктуре «Синхронизация развития железнодорожной и портовой инфраструктур». Участники мероприятия пришли к выводу о необходимости предоставления со стороны заинтересованных компаний гарантий грузовых объёмов при строительстве новых объектов инфраструктуры, а также совершенствования порядка примыкания к инфраструктуре общего пользования.

Открывая заседание, Олег Белозёров заявил, что при реализации проектов строительства новой инфраструктуры ОАО «РЖД» рассчитывает на взаимную ответственность с заинтересованными сторонами. «В основе подготовки и принятия документов стратегического характера до последнего времени лежали прогнозные параметры объёмов грузовой работы, – заявил Олег Белозёров. – Однако целевые показатели зачастую не подтверждались реальными гарантийными обязательствами».

По его словам, такой подход создаёт риски неэффективности инвестиций. Нивелировать риски позволит установление долгосрочных договорных отношений, основанных на юридической и финансовой ответственности сторон за взятые обязательства, по всей логистической цепочке, включающей грузовладельцев, перевозчиков, операторов и стивидоров. В качестве примера подобного взаимодействия Олег Белозёров привёл подписание в январе этого года первого инвестиционного договора с элементами take-or-pay (бери или плати) между ОАО «РЖД» и ООО «Новотранс Актив», который позволит увеличить грузовую базу ОАО «РЖД» с 2023 года не менее чем на 18 млн тонн в год.

В свою очередь заместитель председателя комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре, председатель подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии, председатель совета директоров ООО «Инфраструктурная корпорация «АЕОН» Роман Троценко предложил изменения в Федеральный закон «О морских портах». По его словам, если строящийся объект инфраструктуры порта будет включать в себя железнодорожные подъездные пути необщего пользования, то с владельцем железнодорожной инфраструктуры общего пользования следует заключить декларацию о намерениях, на основании которой будет реализовываться проект.

«Предлагается, чтобы стивидорная компания и инвестор, которые создают портовые мощности, имели подписанную декларацию о намерениях, в которой будет описан характер взаимодействия с путями общего пользования. Необходимо это для того, чтобы не возникало узких мест», – заявил Роман Троценко.

По словам заместителя генерального директора – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексея Шило, в качестве одного из этапов на пути перехода к договорному формату с партнёрами компания видит необходимость совершенствования порядка примыкания к инфраструктуре общего пользования.

В настоящее время примыкание новых или развитие существующих путей необщего пользования осуществляется на основании технических условий, которые выдаёт ОАО «РЖД». Они являются основой для проектирования строительства или развития инфраструктуры в точке присоединения к магистральным путям. В будущем взаимодействие должно основываться на договоре, устанавливающем паритетный механизм сотрудничества и обязанности как грузовладельца, так и ОАО «РЖД». Также должен быть предусмотрен справедливый механизм компенсации затрат, если одна из сторон не выполняет условия договора.

«С учётом фиксации ответственности сторон в данных договорах можно предусмотреть различные дополнительные условия, в том числе развитие инфраструктуры необщего пользования за счёт средств РЖД, – рассказал Алексей Шило. – Для экономически нецелесообразных проектов или проектов с долгими сроками окупаемости можно предусмотреть дополнительную инвестиционную надбавку к тарифу на период окупаемости инвестиций, что сделает в принципе возможным реализацию таких проектов. Мы уверены, что данный механизм будет востребован».

Подводя итоги заседания, Олег Белозёров сообщил, что до 4 декабря этого года будет подготовлен протокол заседания. В едином документе будут собраны все предложения и пожелания участников мероприятия по вопросам синхронизации развития железнодорожной и портовой инфраструктур.

Как отмечается в официальном сообщении РСПП, по итогам состоявшегося обсуждения принято решение о подготовке обращений в адрес Правительства РФ, причастных министерств и ведомств, операторов морских терминалов, компаний-грузоотправителей и иных заинтересованных организаций с предложениями по решению обозначенных на заседании проблем.

Вадим Павлов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

Пресс-релизы

В раздел →