Инфраструктура / 21.10.20 20:09

Спасительная цифровизация

На форуме «Открытые инновации» обсудили роль IT в условиях пандемии

На форуме «Открытые инновации» обсудили роль IT в условиях пандемии | Инфраструктура
фото:openinnovations.ru

21 октября в технопарке «Сколково» завершил работу IX Московский международный форум инновационного развития «Открытые инновации». По мнению его участников, в том числе представителей ОАО «РЖД», пандемия стимулировала цифровое развитие компаний.

Ежегодный форум «Открытые инновации» проводится в Москве с 2012 года под эгидой Правительства России. Это признанная международная площадка для обсуждения глобальных технологических трендов и обмена опытом. Ключевой темой форума в этом году стало постковидное мироустройство. Участники обсуждали цифровые технологии, глобализацию и готовность бизнеса реагировать на меняющуюся ситуацию в мире.

В панельной дискуссии «NEW DIGITAL NORMAL. Готовы ли мы к изменившемуся миру?», прошедшей 20 октября, приняли участие председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, премьер-министр Южной Кореи Чон Се Гюн, заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев, помощник президента РФ Максим Орешкин, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, представители крупных компаний и науки.

По словам главы кабинета министров, пандемия повлияла на все сектора экономики. При этом взятый государством курс на развитие цифровых технологий во многом помог как борьбе с распространением коронавируса, так и поддержке экономики. «Казавшиеся ещё вчера абсолютно естественными тренды на глобализацию, открытость, гиперсвязанность нарушились. Экономическая изоляция, прерванные логистические и производственные цепочки, закрытые границы – всё это требовало немедленной реакции. Все действия кабинета министров во время пандемии были подчинены одной задаче – спасти жизни граждан. Мы все сходимся во мнении, что последствия были бы более тяжёлыми, если бы не шёл процесс общей цифровизации. Да, коронавирус физически нас изолировал друг от друга, но возможности для общения, технологического сотрудничества и развития цифровых технологий безграничны», – отметил премьер-министр, кстати, сам переболевший COVID-19.

Благодаря реализации национальной программы «Цифровая экономика», готовящей Россию к переходу в новую экономическую реальность, госструктуры и бизнес быстро подстроились под сложные условия.

Подтверждением тому может служить опыт ОАО «Российские железные дороги», которому в условиях пандемии пришлось оперативно реагировать на требования соблюдать ограничительные меры и в то же время сохранить эффективность производственной деятельности.

«Цифровые тренды уже были заданы некоторое время назад, и тот, кто быстро двигался с инновациями, обучал персонал, с этой ситуацией достаточно хорошо справился. Мы большая транспортная компания, и, конечно, ковид для нас стал испытанием, как и для других. Ряд процессов у нас просто был очень серьёзно ускорен. Мы перешли на абсолютно новые рельсы. В качестве примера: мы перевели больше 110 тыс. человек на удалённый режим. Сделали это два раза, весной и сейчас, и при этом не потеряли качества взаимодействия с клиентами. Мы внедрили технологии, в том числе для мониторинга состояния здоровья. Для нас ключевой вопрос – это жизнь и здоровье людей, как наших пассажиров, так и работников. На это направлены все наши действия», – отметил Олег Белозёров.

По его словам, в компании не был остановлен ни один из 50 проектов по цифровизации. «Мы их дополнили и усилили с учётом времени. Реакцией рынка на наши продукты, которые мы уже запустили (это электронная торговая площадка «Грузовые перевозки», другие цифровые каналы взаимодействия с клиентами), была полная поддержка. Мы не только не потеряли клиентов, а приобрели новых, поскольку оказались готовы работать с новыми технологиями», – сказал глава ОАО «РЖД».

Он обратил внимание и на законодательную базу, которая также должна успевать меняться под цифровые технологии, и на проблемы кибербезопасности, отметив, что цифровое пространство и технологии должны быть защищены от неправомерного доступа как технически, так и юридически.

Ещё одна дискуссия форума, в которой приняли участие представители ОАО «РЖД», была посвящена теме «Стресс-тест ИИ (Искусственный интеллект. – Ред.). Прошли ли алгоритмы испытание кризисом?».

По словам директора по информационным технологиям РЖД Евгения Чаркина, в компании работают технологии и системы, в том числе ИИ, которые именно в пандемию показали свою эффективность. Речь идёт о технологиях, помогающих обрабатывать огромные объёмы данных и дающих подсказки при принятии решений.

«С одной стороны, ускорение цифровизации колоссально повысило эффективность. Именно в пандемию в грузовом секторе к нам пришли клиенты, так как в компании есть качественные инструменты для работы в бесконтактной форме. Кроме того, для нас приоритетными остаются вопросы безопасности. Речь идёт о таких технологиях, как помощь машинисту маневрового локомотива на основе компьютерного зрения; работа систем централизации, сигнализации и блокировки; ритмичность работы сортировочных станций», – отметил Евгений Чаркин.

Подводя итог форума, его участники отмечали, что за несколько месяцев мир проделал путь цифровизации, сопоставимый с тем, что ранее занял бы несколько лет. Очевидно, этот темп сохранится и после пандемии.

Яна Позолотчикова

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →