Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Исторический апгрейд

Инфраструктура | Пятница | 07.08.2020 | 08:06
Прошлое и настоящее Куйбышевской магистрали – на одной музейной площадке
Прошлое и настоящее Куйбышевской магистрали – на одной музейной площадке
 | Инфраструктура
Пётр Гридин
Во вторник, 4 августа, в Самаре после реконструкции открылся музей истории Куйбышевской железной дороги.

Под звуки станционного колокола обновлённую экспозицию торжественно открыли начальник Куйбышевской железной дороги Рашид Сайбаталов и губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.

Как рассказал начальник Куйбышевской железной дороги Рашид Сайбаталов, на магистрали функционируют шесть музеев и 23 комнаты боевой и трудовой славы. Среди них музей в Самаре – основная и наиболее обширная выставочная площадка с более чем 3 тыс. единиц хранения основного фонда и свыше 2 тыс. единиц в запасниках.

Перед посетителями музей предстал в совершенно ином, ультрасовременном обличье. В новом полностью трансформированном пространстве с инсталляциями и дополненной реальностью разместились по-настоящему оригинальные экспонаты – аппараты сигнализации, централизации и связи различных систем, путевые инструменты, а также проездные документы, используемые с 1876 года, макеты подвижного состава, в том числе современных диагностических комплексов.

Экспозицию для открытия сформировали из наиболее раритетных вещей, размещённых в пяти выставочных залах, каждый со своей спецификой. В первом – экспонаты, посвящённые становлению железной дороги, во втором – документы и ар-хивные фото, рассказывающие о выдающихся железнодорожниках и начальниках магистрали.

Есть в коллекции на первый взгляд обычный стул. От своих деревянных собратьев его отличает аббревиатура на спинке «СЗ», что означает «Самаро-Златоустовская железная дорога», а так-же тот факт, что в своё время аналогичной мебелью пользовался, будучи начальником Куйбышевской железной дороги (с июля 1942 по декабрь 1944 года), легендарный министр путей сообщения Борис Бещев. Стоит сказать, что два года назад куйбышевцы отметили особую значимость этой исторической личности как в жизни дороги, так и всей страны, открыв на станции Октябрьск музей, посвящённый Борису Бещеву, а в прошлом году его имя было присвоено общеобразовательной школе № 8 города Октябрьска. Место выбрано неслучайно. Именно здесь, на станции Октябрьск, которая в начале XX века называлась Батраки Самаро-Златоустовской железной дороги, с должности ученика телеграфиста и начал свой славный путь будущий министр.

Ещё больше возможностей для знакомства с железной дорогой открывают задействованные в музее современные технические решения, представленные в третьем зале. Так, 3D-мэппинг (проекции на объект) позволяет узнать особенности железнодорожной формы, которую носили работники магистрали в дореволюционной России и которую носят в наши дни, а мультимедиа и интерактивные панели – увидеть тексты, сканы исторических документов, видео и книги. Интересным станет посещение железнодорожного музея и для самых маленьких гостей, для которых в интерактивном формате запущены различные игровые приложения.

Четвёртый зал считается особенным – он посвящён 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и послевоенному периоду в истории железной дороги. В первые дни войны с полигона Куйбышевской магистрали на фронт ушли более 14 тыс. железнодорожников, а за время войны в глубь страны с запада и юга были перевезены более 1,3 тыс. крупных промышленных предприятий и свыше 10 млн человек.

Среди самых необычных экспонатов этого зала – книга, в буквальном смысле спасшая жизнь слесарю Куйбышевского вагоноремонтного завода Сергею Авдонину. В небольшом томике застряла снайперская пуля, повредившая обложку. На предприятии «испорченную» книгу у Авдонина принимать отказались, а вот в музее взяли с удовольствием. Хранятся здесь и передовицы основных железнодорожных изданий – газет «Гудок» и «Большевистское знамя», предшественницы сегодняшнего «Куйбышевского железнодорожника».

В пятом зале встретились настоящее и будущее Куйбышевской дороги. Здесь представлены экспонаты, связанные с развитием промышленного и технического потенциала региона, крупными научно-исследовательскими центрами и их разработками. К примеру, есть здесь макеты уникальных диагностических комплексов и того самого газотурбовоза, чей двигатель – разработка местных учёных.

Все экспонаты музея дополнены QR-кодами, в которых зашифрована краткая текстовая информация об экспонатах, что помогает посетителям получить информацию об экспозициях даже без экскурсовода.

«Музей – это важная составляющая сегодняшнего дня. Мы обращаемся к истории Куйбышевской железной дороги, а значит, и к истории Самарской области. Во многом лидерские позиции региона в Поволжье в своё время были предопределены прохождением здесь железной дороги. И эти лидерские позиции наш регион сохраняет до сих пор», – подчеркнул губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, поблагодаривший железнодорожников за бережное сохранение истории дороги, истории страны и Самарской области. Также губернатор поручил министру культуры региона Борису Илларионову внести музей истории Куйбышевской железной дороги на геоинформационную карту достопримечательностей областной столицы, чтобы привлечь к нему внимание как можно большего числа туристов.
Александр Северов, Куйбышевский железнодорожник

Cегодня в СМИ

Первые лица