Инфраструктура / 06.05.20 08:02

Машинисты остаются на службе

Компания сохранит локомотивные бригады

Компания сохранит локомотивные бригады | Инфраструктура
фото:Максим Каширин/Пресс-служба ОАО «РЖД»

Введение в России ограничительных мер для борьбы с распространением коронавируса привело к снижению грузооборота и сокращению движения пассажирских поездов дальнего следования. «Гудок» выяснил, как уменьшение перевозок отразилось на положении локомотивных бригад в разных частях страны.

График выхода на линию локомотивных бригад формируется исходя из объёмов перевозочной работы. Сегодня грузооборот растёт на Восточном полигоне, а на центральном, южном и северо-западном направлениях объёмы грузовых и пассажирских перевозок снижаются, возникает избыток машинистов и помощников. Экономическая логика подсказывает, что в этом случае надо сокращать число работников до необходимого для обеспечения имеющихся объёмов работы. Ряд компаний так и поступает в нынешней ситуации.

«Нам такая политика не подходит, – говорит заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Дирекции тяги Олег Валинский. – Машинисты – уникальные специалисты, на их подготовку уходит не один год. Мы собрали высокопрофессиональный коллектив локомотивных бригад и не хотим растерять его во время временного спада объёмов перевозочной работы».

В Дирекции тяги принято решение локомотивщиков не сокращать, а при необходимости распределить снизившийся объём работы между всеми членами локомотивных бригад, введя неполную рабочую неделю. «Люди в основном относятся с пониманием и пишут заявления о переводе на неполную рабочую неделю. Профсоюзам это не очень нравится, но другого решения вопроса они пока не предложили. Мне кажется, сценарий, который реализуется у нас, – самый лучший в данной ситуации», – говорит Олег Валинский.

В региональных подразделениях Дирекции тяги ситуация складывается по-разному. Локомотивщики Дальневосточной дирекции тяги имеют полную загрузку, никаких изменений в режиме их работы не предвидится. Без изменений трудятся локомотивные бригады в Забайкальской дирекции тяги. На Восточно-Сибирской дороге рассказали, что все машинисты и помощники машинистов работают в прежнем режиме. Заместитель начальника Красноярской дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам Ирина Мамонтова сообщила, что у них о переводе машинистов на неполный рабочий график не может быть и речи: «Все заняты».

Первый заместитель начальника Западно-Сибирской дирекции тяги Александр Антошин говорит, что для сохранения заработной платы и объёмов выработки часов локомотивными бригадами дирекция переводит машинистов и помощников машинистов пассажирского движения для работы в грузовом и хозяйственном движении, на обслуживание предприятий ремонтно-путевого комплекса.

Начальник Свердловской дирекции тяги Денис Никифоров говорит, что сейчас специалистами дирекции разрабатываются варианты организации работы в режиме неполной занятости. Но пока такая мера не реализована ни в одном эксплуатационном локомотивном депо магистрали. Ни одно эксплуатационное депо не ввело режим неполной занятости на Куйбышевской дороге. Заместитель начальника локомотивного эксплуатационного депо Лянгасово Горьковской дирекции тяги Алексей Попович сообщил, что работа локомотивных бригад продолжается в прежнем режиме. По данным заместителя начальника Северной дирекции тяги Николая Соболева, во всех предприятиях дирекции локомотивные бригады работают без изменений графика.

В Октябрьской дирекции тяги в марте-апреле отправились в отпуска 150 машинистов и помощников машинистов, которые должны были отдыхать в другое время. «Если сокращаются объёмы пассажирских перевозок, переводим людей в грузовой вид движения, если падение происходит и там, отправляем работать в хозяйственно-вывозное движение», – поясняет заместитель начальника Октябрьской дирекции тяги Александр Кузьмин.

Начальник эксплуатационного депо Орехово Московской дирекции тяги Вадим Куруленко рассказал, что в его предприятии, выполняющем почти 30% перевозочной работы всей Московской дирекции тяги, снижение объёмов перевозок составляет до 20% к данным прошлого года. Здесь введён режим сокращённой рабочей недели. «Мы стараемся организовать работу так, чтобы выработка у всех бригад была одинаковой», – говорит Вадим Куруленко. По его словам, все локомотивщики отнеслись к необходимости пересмотра режима работы с пониманием и написали заявления о переводе на неполную рабочую неделю.

Заместитель начальника Калининградской дирекции тяги по эксплуатации Игорь Сальник, сообщил, что на предприятии применяется режим неполного рабочего дня для локомотивных бригад: «Никого не сокращаем, для нас важно сохранить высокопрофессиональные кадры».

Спросил «Гудок» и работников локомотивных бригад об их отношении к подходу компании по сохранению коллективов за счёт возможного изменения режима работы.

Максим Алифанов, машинист эксплуатационного локомотивного депо Челябинск Южно-Уральской дирекции тяги: «Количество поездов сократилось, и это сказалось на объёмах. Мы перешли на режим неполного рабочего времени. Все согласились, что лучше урезать нормы, но работать в полном составе. Это наилучший вариант».

Андрей Гончаров, машинист депо Воронеж-Курский Юго-Восточной дирекции тяги: «У нас пока никого не сократили, все работают в своём графике. Поезда пассажирские сильно сократились, поэтому машинисты поехали грузовыми, хозяйственными поездами. Но никого пока не сократили, не уволили».

Хамзат Яшадов, машинист эксплуатационного локомотивного депо Гудермес Северо-Кавказской дороги: «Из-за эпидемии мы сейчас пишем заявления о переходе на работу по графику неполной рабочей недели. Коллектив депо и я лично относимся к этому с полным пониманием. Объём работ у нас снизился. Пассажирские и грузовые перевозки упали. Для того чтобы сохранить рабочие места и не проводить сокращения, неполная неделя, наверное, лучший вариант».

Олег Шипов, машинист эксплуатационного депо Орехово Московской дирекции тяги: «Сейчас норма выработки иногда не получается. Заявление о переводе на неполную рабочую неделю написал 30 апреля. Заработок снизился в части выполнения сверхурочной работы. Полностью поддерживаю такую политику. Лучше изменить режим работы, чем сокращать работников».

Игорь Веселов, машинист локомотивного депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский Октябрьской дирекции тяги: «Ситуация очень непростая. В марте-апреле прекращено движение примерно 35% из обслуживаемых нашим депо поездов. Но без работы у нас никто не сидит, да и, насколько я знаю, в зарплате тоже никто не потерял».

Меры по сохранению коллектива локомотивных бригад приняты и в Дирекции скоростного сообщения (ДОСС). Здесь возникшую паузу в движении части скоростных и высокоскоростных поездов используют для повышения квалификации локомотивщиков на базе учебного центра ДОСС в Санкт-Петербурге. С апреля по май свою квалификацию здесь повысят в дистанционном режиме обучения более 350 временно свободных от поездок машинистов и помощников машинистов.

«Программы обучения предусматривают изучение правил технической эксплуатации современного подвижного состава, причин возникновения неисправностей и способов их устранения, а также техники безопасности и правил охраны труда. Это улучшит профессиональные навыки локомотивных бригад», – пояснил заместитель начальника ДОСС по кадрам и социальным вопросам Алексей Затопляев. После снятия ограничений и восстановления объёмов пассажирооборота работники вновь приступят к своим трудовым обязанностям.

Рано или поздно эпидемия закончится, объёмы перевозок восстановятся. Благодаря принимаемым сейчас мерам люди сохранят работу, а компания – квалифицированных машинистов.

Игнат Вьюгин

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →