Инфраструктура / 27.04.20 21:03

Как безопасность становится частью мировоззрения работника

Для повышения профессиональных компетенций работников в компании будет ежегодно создаваться 600 специальных курсов

 Для повышения профессиональных компетенций работников в компании будет ежегодно создаваться 600 специальных курсов | Инфраструктура
фото:Михаил Пермин/ИД «Гудок»

Сегодня отмечается Всемирный день охраны труда. Его история начинается с 1989 года, когда был проведён День памяти погибших работников в США и Канаде в память о тех, кто пострадал или погиб на рабочем месте. Накануне, 22 апреля, на заседании правления ОАО «РЖД» рассматривался вопрос «О реализации задач в области культуры безопасности в холдинге «РЖД». Подведя итоги развития культуры безопасности в предыдущие годы, руководство компании утвердило её в качестве главной ценности на перспективу не только для холдинга, но и для каждого работника.

Термин «культура безопасности» предполагает комплексное понимание безопасности, включающее безопасность движения; охрану труда и промышленную безопасность; экологическую, пожарную, транспортную, экономическую и информационную безопасность. Как сказано в проекте решения правления, «культура безопасности – осознание важности, ответственности и способность работников железнодорожного транспорта обеспечивать безопасность, как главную ценность для компании и каждого работника».

Заместитель генерального директора – начальник Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин, выступая на правлении, напомнил, что внимание проблемам культуры безопасности уделяется с 2013 года. Само понятие культуры безопасности возникло в ходе развития системы менеджмента безопасности движения, стало частью Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса в холдинге «РЖД». В 2018 году, когда распоряжением ОАО «РЖД» были утверждены ключевые элементы зрелости, признаки и критерии их оценки, необходимые для развития желаемой культуры безопасности, она охватила, кроме безопасности движения, другие подсистемы общего комплекса безопасности.

Развитие культуры безопасности было разделено на пять уровней. На первых двух, обозначенных как «Начальный» и «Повторяемый» и прошедших с 2013 по 2016 год, культура безопасности рассматривалась как внешние требования к работнику, а не как составляющая его мировоззрения. В 2017–2019 годах она достигла уровня зрелости «Определённый», на котором процедуры соблюдения культуры безопасности стандартизированы и документированы, действуют механизмы контроля, наказания и поощрения. Всего этих уровней установлено пять. Сегодня пришло время выхода на четвёртый уровень – «Управляемый и измеримый», на котором культура безопасности должна стать нормой производственных отношений, формирующейся без административного давления. Наивысший, пятый уровень – «Оптимизируемый», когда культура безопасности становится повседней практикой, означает достижение поставленных целей.

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов сообщил, что проведённые в 2018–2019 годах социологические исследования по тематике культуры безопасности движения показали: 87% работников считают, что в их коллективе (бригаде, смене, колонне, отделе и т.д.) принято соблюдать стандарты компании в области безопасности движения; 76% подтвердили, что в их коллективе принято также добиваться от коллег соблюдения стандартов безопасности, предлагать инициативы по повышению безопасности движения.

По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Дирекции тяги Олега Валинского, стратегические программы по обеспечению безопасности движения, включающие в себя развитие системы допуска к работе, повышение надёжности технических средств, качества ремонта и техобслуживания, разработку и поставку современных устройств безопасности, позволили повысить уровень безопасности движения в локомотивном комплексе на 38% за последние 4 года.
 «Для поддержания данной динамики от нас требуется не только внедрение новых технических средств и обновление основных фондов, но и реализация комплексного подхода по развитию культуры безопасности», – говорит Олег Валинский. 

О необходимости усиления работы с персоналом для повышения уровня безопасности говорит и заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центральной дирекции управления движением Павел Иванов. В прошлом году в дирекции было допущено 67 нарушений безопасности движения. При этом 38 случаев произошли по вине работников с малым стажем работы. Дирекция пересмотрела систему стажировки и допуска работников к исполнению служебных обязанностей. Особый акцент при допуске к самостоятельной работе сделан на знание работниками местных условий работы, а также умение правильно действовать в аварийных и нестандартных ситуациях.

Также была изменена система организации технической учёбы диспетчерского персонала: тематика занятий теперь формируется с учётом выявленных контрольными мероприятиями несоответствий и актуальных задач предстоящего периода деятельности. Организована индивидуальная работа по повышению профессиональных компетенций персонала, включённого в группу повышенного риска.

Профессиональной подготовке персонала как фактору улучшения культуры безопасности в компании уделяется много внимания и будет уделяться ещё больше. Дмитрий Шаханов сообщил, что для повышения профессиональных компетенций работников в компании будет ежегодно создаваться 600 специальных курсов. Однако главными составляющими успеха дальнейшего развития культуры безопасности он считает уважение к человеку, открытый диалог и обратную связь. Такой подход поможет сделать безопасность личной потребностью, нормой жизни и работы каждого.  

Признавая роль культуры безопасности в дальнейшем повышении уровня безопасности в ОАО «РЖД», правление компании поддержало ряд мер по развитию системы. В частности, дано задание разработать положение о культуре безопасности в холдинге «РЖД» и положение о проведении Дня культуры безопасности на сети.

Александр Зубов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →