Новости дня

Батарейки свои не бросают

Инфраструктура | Четверг | 12.03.2020 | 08:18
Как на предприятиях РЖД организован сбор отработанных элементов питания
Как на предприятиях РЖД организован сбор отработанных элементов питания
 | Инфраструктура
Дорпрофжел КРЖД
К 2024 году Министерство природных ресурсов и экологии РФ планирует увеличить количество производств для утилизации батареек и аккумуляторов с трёх до семи и к этому времени нарастить сбор батареек с 3% от числа используемых до как минимум 60%. Такие планы содержатся в проекте концепции реформирования механизма расширенной ответственности (РОП) производителей и импортёров потребительских товаров и упаковки. Проект концепции опубликован для обсуждения в начале марта на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В то же время предприятия ОАО «РЖД» уже несколько лет занимаются сбором отработанных источников питания, проявляя ответственность, способствуя проведению государственной экологической политики и сохраняя среду обитания растений и животных. 

Опасность и польза

Суть проекта концепции сводится к тому, что производителей обяжут принять участие в утилизации своей продукции тремя возможными способами. Это плата экологического сбора государству за переработку или заключение договора с подрядчиком на утилизацию либо самостоятельная организация процесса утилизации, для чего, естественно, нужно обеспечить сбор отработанных материалов. Начать предлагается с батареек, ртутных ламп, электроники и автомобильных шин.

Как пояснил «Гудку» начальник управления по коммуникациям Федерального оператора по обращению с отходами 1-го и 11-го классов опасности ФГУП «РосРАО» Денис Плещенко, бытовые батарейки относятся к 1-му и 2-му классам опасности и смешивать их с остальным мусором недопустимо, поскольку в этом случае весь мусор приходится рассматривать как опасный. Одна батарейка, разлагаясь, способна загрязнить кадмием и цинком порядка 20 кв. м земли или 400 л воды. «Наше предприятие отвечает за создание системы обращения с отходами 1-го и 11-го классов опасности, и сейчас мы рассматриваем возможность строительства специализированного химического предприятия, где бы перерабатывали батарейки и аккумуляторы, ищем наиболее подходящее место», – говорит Денис Плещенко.

Санкт-Петербургское ООО «Экологическое предприятие «Меркурий» работает в сфере обращения с различными видами отходов с 2000 года, выполняет государственные и федеральные экологические программы, является основным переработчиком отработанных люминесцентных ламп и батареек в Северо-Западном регионе. «Сдать отработанные элементы питания можно, направив их в экобоксы или экомобиль, а если это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то заключив договор со специализированной организацией, – пояснил исполнительный директор этого предприятия Александр Рогов. – Утилизация опасных элементов выполняется с использованием инновационных технологий и современного оборудования, в соответствии с требованиями действующих стандартов. Такой подход даёт возможность выделить и повторно использовать ценные вещества, например железо, цинк, графит, пластмассу, оксид марганца, электролиты».

По данным Минприроды, на конец 2019 года в России выбрасывается порядка миллиарда батареек, или около 20 тыс. тонн. Сегодня в стране действуют только три специализированных предприятия полного цикла для переработки таких элементов питания: в Челябинске, Ярославле и Санкт-Петербурге. Да и они все вместе могут переработать только 6 тыс. тонн за год.

В концепции для более активного привлечения предпринимателей к сбору батареек Минфину предлагается ввести ряд финансовых мер, таких как признание продажи вторичных ресурсов заготовителям некоммерческой деятельностью и прекращение взимания с физических лиц, продающих эти вторичные ресурсы, налога на доходы, а также установление нулевой или пониженной ставки НДС на стоимость переработанного сырья для региональных операторов и заготовителей вторичных ресурсов. Пока же государство даже не может ввести штрафы для граждан за выбрасывание электрических элементов в бытовой мусор (по примеру стран ЕС) из-за неразвитой инфраструктуры сбора.

«Зелёная» работа

Сотрудники ОАО «РЖД» уже несколько лет собирают батарейки. В компании ещё в декабре 2013 года было выпушено распоряжение, которое предписывает раздельно собирать мусор. Этим занимается каждое предприятие холдинга, оно же заключает договор на вывоз и утилизацию. Обычно на всех этажах офисов и производственных зданий стоят специальные контейнеры. Туда сбрасывают батарейки от компьютерных мышей, клавиатур, настенных и настольных часов и прочих приборов.
«Мы закупили контейнеры, и к нам сотрудники приносят батарейки, которые у них есть дома, – рассказал «Гудку» ведущий инженер административно-хозяйственного отдела Дирекции тяги Андрей Жданов. – У нас работники получают новые батарейки для оргтехники, только если сдадут отработанные. В прошлом году сдали пять больших коробок. Делаем юмористические рассылки для сотрудников о пользе сбора батареек и о том, сколько мы таким образом спасли ёжиков».

Как рассказала «Гудку» инженер по охране окружающей среды административно-хозяйственного управления ОАО «РЖД» Екатерина Колышева, за 2019 год центральный офис компании собрал таким образом 500 кг отработанных элементов. «Батарейки у нас забирает ООО «Первый экологический сервис», у которого, в свою очередь, есть договор с ООО «Экологическое предприятие «Меркурий», где и утилизируются наши батарейки», – рассказала она. 

«Отработанные батарейки должны утилизироваться организацией, имеющей лицензию на этот вид работ, – говорит Александр Рогов. – Размещение старых батареек на полигонах запрещено, поскольку для производства компактных источников питания используются различные материалы, часть из которых являются токсичными и опасными для здоровья».

Активная работа по сбору батареек ведётся и на предприятиях сети. На Свердловской магистрали сбор отработанных батареек начался в 2017-м – с Года экологии. Сотрудники предприятий дороги, а также территориальных подразделений функциональных филиалов тогда передали на утилизацию около 2,5 тыс. элементов питания на 71 кг – в пять раз больше запланированного по акции объёма. «С 2017 года акцию продолжают дистанции гражданских сооружений, – сообщил заместитель начальника Центра охраны окружающей среды СвЖД Эдуард Рябухин. – Здесь налажен централизованный сбор использованных батареек. Собственные договоры на их передачу для утилизации у нас не заключаются. Природоохранное законодательство предъявляет крайне жёсткие требования к организации этого процесса. Поэтому дорога по традиции присоединяется к акциям муниципальных образований, крупных торговых центров, компаний».

Как рассказала инженер первой категории по охране окружающей среды Юго-Восточного центра охраны окружающей среды Надежда Дьякова, сбор батареек ведётся с октября 2019 года. За это время, например, в управлении дороги было собрано порядка 15 кг. Установлены два специально оборудованных контейнера около входа в здание управления ЮВЖД. Места для сбора батареек организованы также в регионах Юго-Восточной магистрали – Белгороде, Мичуринске, Лисках, Ельце и Ртищево. Установлено по одному контейнеру. Количество собранных там элементов питания меньше, поскольку меньше обслуживающего персонала. Кроме того, контейнер появился в диспетчерском центре управления перевозками. Собранные батарейки и аккумуляторы для утилизации забирает специальный курьер, который обеспечивает последующую доставку их в одну из фирм, предоставляющих услуги по утилизации, в городе Челябинске.

В этом году контейнер для сбора батареек появился в здании управления Западно-Сибирской дороги.

В моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава тоже собирают батарейки, хотя этот вид отходов не образуется в процессе производственной деятельности предприятия. «Собирать батарейки мы начали четыре года назад, – рассказывает инженер по качеству депо Оксана Орлова-Горская. – В то время я помогала с подготовкой экологического номера корпоративного журнала и попробовала неделю вести экологичный образ жизни. Тогда пунктов для приёма использованных источников питания было мало, и возможность сдать их прямо в офисе оказалась для многих очень удобной. Эту идею поддержало руководство депо, инициатива охватывала всё большее число коллег, тем более что сбор батареек был организован под девизом «Сдай батарейку – спаси ёжика». Этот трогательный образ иллюстрирует печальный факт: выброшенная батарейка отравляет 20 кв. м земли».
«Это очень здорово, что у нас стоит такой контейнер. Я всегда приношу из дома старые батарейки, потому что это проще, чем искать, куда их сдать, – делится ведущий инженер производственного отдела депо Анастасия Головлёва. – И по коллегам вижу, что они приносят из дома сразу по нескольку штук. Очень удобно. Положил утром в карман и точно знаешь – батарейки попадут в переработку, а не на свалку».

Собранные батарейки передавали сначала в городской экомобиль, затем – в специальные пункты приёма на автозаправках, в магазинах и торговых центрах. «За полгода в нашем депо собирается 5–6 кг использованных батареек. Всего за несколько лет силами работников сдано около 30 кг батареек», – говорит Оксана Орлова-Горская.

Дальневосточная магистраль вошла в число предприятий, поддержавших экологический проект «Охота за батарейками» Хабаровского краевого отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы».

В инженерном корпусе управления ДВЖД – три контейнера, куда уже по привычке приносят отработавшие свой век батарейки сотрудники магистрали. «Много сил и средств на реализацию этой идеи не потребовалось: мы сделали подставку, купили контейнер и напечатали объявление «Спаси ёжика, помоги собрать батарейки», – делится председатель первичной профсоюзной организации Хабаровского информационно-вычислительного центра Иван Блажнов. В прошлом году к этому движению присоединился Дальневосточный региональный общий центр обслуживания (ОЦОР). «Первую партию батареек мы сдали осенью 2019 года, – говорит заместитель начальника ОЦОРа по кадрам и социальным вопросам Андрей Бибченко. – Тогда собрали около 50 кг. В этом году также планируем сдать все собранные батарейки ближе к осени».

На Красноярской дороге нет официального пункта сбора батареек. Но акции по их сбору регулярно организуют волонтёры и профсоюзные лидеры. Так, в середине февраля молодёжный совет Красноярского филиала ведомственной охраны на железнодорожном транспорте провёл акцию «Сохраним планету вместе». Тематически оформленный контейнер был установлен в самом проходимом месте офиса, привлекал всеобщее внимание. Идею организовать сбор использованных источников питания предложили активисты Дарья Кузнецова, Константин Фролов и Анастасия Войлокова. Они установили в управлении филиала контейнер для сбора батареек и передачи на утилизацию. «Бытовая электроника, огромная армия детских электрических игрушек, множество портативных бытовых приборов ‒ такая маленькая вещь, как батарейка, используется каждый день, ‒ говорит Анастасия Войлокова. ‒ В среднем за один год в каждой российской семье приходится заменять до 20–30 таких источников питания различных форм и размеров». За первый месяц было собрано более 500 батареек. Планируется установить подобные контейнеры в помещениях стрелковых отрядов.

В конце февраля ведущий специалист по информационной работе дорожной профсоюзной организации на КрЖД Елена Половинская оборудовала в своём кабинете бокс с надписью: «Сдал батарейки – спас ёжика» и сделала рассылку по электронной почте всем председателям первичных профсоюзных организаций с приглашением выбрасывать батарейки в этот контейнер. На прошлой неделе уже отвезла в пункт утилизации первую партию из 300 батареек. «Люди откликнулись на моё предложение и привезли старые батарейки, скопившиеся у них дома, а также у их друзей и родственников, – говорит Елена. – Мне нетрудно организовать процесс, а людям не придётся годами копить батарейки, а потом искать, куда бы их сдать. Я знаю, что в нашем городе есть несколько предприятий, которые организуют сбор и транспортировку батареек в Челябинск для дальнейшей утилизации».

Для привлечения внимания работников к проблеме загрязнения окружающей среды и выработки у них полезной привычки не выбрасывать опасные отходы вместе с бытовым мусором в Самарской дирекции связи проходит экологическая акция «Сдай батарейку – получи конфету!». Для связистов она стала продолжением начавшейся в прошлом году инициативы по сбору батареек, чтобы в дальнейшем отвезти их на точки сбора в городских торговых центрах, откуда их передают на утилизацию. Обеспечить участников акции сладкими подарками удалось благодаря поддержке первичной профсоюзной организации Самарской дирекции связи. Сейчас связисты продолжают приносить батарейки в импровизированный пункт сдачи – специальный контейнер. Одна батарейка – одна конфета, одновременная сдача 50 и более батареек – уже целая коробка шоколадного лакомства.

За 2019 год в рамках акции «Сдай батарейку – получи конфету!» было собрано и передано на утилизацию более 1,2 тыс. батареек. Как констатируют в дирекции, собрав такое количество отработавших свой срок батареек, удалось спасти от возможного загрязнения 2,4 га земли и 480 куб. м воды. При этом цена такого спасения более чем скромная – всего девять коробок конфет и 9 кг шоколадных конфет поштучно. В начале марта связисты сдали очередной полный пятилитровый контейнер батареек, собранных в течение первых месяцев нового года.

Воспитание пассажиров

К сбору батареек железнодорожники приобщают и пассажиров. Как рассказала инспектор Центра охраны окружающей среды ЗСЖД Оксана Колотовкина, контейнеры для сбора отработанных батареек установлены в зданиях вокзалов Новосибирск-Главный, Кемерово, Омск, Барнаул. За три года здесь собрано около 350 кг батареек. Все они переданы в спецорганизацию для дальнейшей утилизации.

В 2018 году к сбору отработанных батареек присоединилось АО «Экспресс-пригород». В галерее пригородного вокзала на станции Новосибирск-Главный установлен контейнер, куда жители города и области могут принести выработавшие свой срок элементы питания. В 2018 году пассажиры и сотрудники пригородной компании собрали 490 кг батареек, в 2019 году – 554 кг. «Мы преследовали цель – воспитание экологической ответственности среди пассажиров», – говорит инициатор экологической акции, бригадир АО «Экспресс-пригород» Альберт Жванский. В результате перевозчик два года подряд признавался победителем общегородской экологической акции по сбору батареек «РаZрядка». «Победа в акции – общая заслуга пассажиров и сотрудников компании. Компания и впредь будет поддерживать подобные прогрессивные в экологическом отношении проекты, потому что одна из главных задач современности – сделать окружающую среду чище», – отмечает генеральный директор АО «Экспресс-пригород» Екатерина Куфарева.

Комментарий
Сергей Смирнов,
инспектор по охране окружающей среды Центра охраны окружающей среды Северной дороги:

– В быту все мы используем как одноразовые, так и аккумуляторные батарейки. Аккумуляторы чаще находят применение в мобильных устройствах, ноутбуках, цифровых видеокамерах, фотоаппаратах и других гаджетах. Именно в них содержатся опасные соединения никеля и кадмия, гидрид никеля и литий. Одноразовые же батарейки не содержат тяжёлых металлов ртути и кадмия, в них присутствуют цинк и марганец, не оказывающие катастрофического влияния на организм и окружающую среду. Такие батарейки менее вредны с точки зрения потенциального загрязняющего влияния, однако частота их использования и объём образующихся отходов гораздо выше.
Батарейка, даже отслужившая свой срок, не представляет опасности, если её корпус не повреждён и она хранится при комнатной температуре и минимальной влажности. Но, попадая вместе с бытовыми отходами на свалку, батарейка под воздействием атмосферных факторов начинает ржаветь и разрушаться. Щёлочь и тяжёлые металлы из разрушившейся батарейки представляют опасность для окружающей среды. Поступая в почву, токсичные вещества достигают грунтовых вод, откуда попадают в водоёмы, из которых ведётся забор водопроводной воды. Химическому загрязнению подвергаются земли и растения, в том числе многочисленные пищевые культуры.
Если выбросить не полностью разряженную батарейку, она может стать причиной пожара на свалке. В результате таких пожаров в атмосферу выделяются диоксины, заражающие воздух. Диоксины в десятки тысяч раз ядовитее цианида и являются причиной раковых заболеваний.
По статистике, каждая российская семья ежегодно выбрасывает до 500 г использованных батареек. Они составляют примерно 0,25% от объёма всего собираемого в городах мусора.
Сегодня в крупных городах не проблема найти пункт приёма отслуживших свой срок элементов питания. Контейнеры для сбора батареек установлены во многих торговых центрах, магазинах электроники и бытовой техники. Волонтёры организуют передвижные пункты сбора. Собранные батарейки отправляют на специальные предприятия по их переработке. К примеру, в прошлом году в Ярославле на заводе Национальной экологической компании запустили производственную линию по переработке химических источников тока.






Игнат Вьюгин

Cегодня в СМИ

Первые лица