История / 10.10.21 10:20

Русский дух. Самые красивые вокзалы, спроектированные в русском стиле

Сказочные теремки, боярские палаты и православные храмы угадываются в архитектурных элементах железнодорожных вокзалов России. «Гудок» выяснил, как на железной дороге возводили произведения искусства

Сказочные теремки, боярские палаты и православные храмы угадываются в архитектурных элементах железнодорожных вокзалов России. «Гудок» выяснил, как на железной дороге возводили произведения искусства | История
фото:Архив ИД «Гудок»

Русский стиль в архитектуре, чаще всего называемый специалистами «псевдорусским», объединяет в себе несколько течений. Все их роднит между собой новая интерпретация отечественного архитектурного наследия на фоне подъёма интереса к традиционному национальному зодчеству в конце XIX – начале XX века. Этот гибкий стиль, хорошо сочетавшийся с другими популярными в то время направлениями, вобрал в себя множество различных деталей и элементов, свойственных деревянным теремам и каменным храмам былых веков.
Сегодня мы предлагаем вам взглянуть на пять российских вокзалов, выполненных в русском стиле и отражающих в себе самобытный дух народного искусства.

Рижский вокзал Москвы

TASS_498645.jpg

Борис Кавашкин / ТАСС


Образцовым примером архитектуры в псевдорусском стиле является столичный Рижский вокзал. В январе текущего года он был признан объектом культурного наследия регионального значения.

Здание, спроектированное архитектором Станиславом Бржозовским, возвели в ходе строительства Московско-Виндавской железнодорожной линии и открыли в 1901 году. Вокзал состоит из трёх двухэтажных частей, стилизованных под древнерусские терема, соединённые между собой одноэтажными переходами. В оформлении фасада использованы детали, заимствованные из отечественного зодчества XVII века – направления, получившего название русское узорочье. Для него характерно использование затейливых декоративных форм, таких как кокошники и украшенные гирьками окна.

Рижский вокзал несколько раз переименовывали. Сперва он назывался Виндавским, затем Балтийским и Ржевским. Своё нынешнее название вокзал получил в 1946 году.

Ярославский вокзал Москвы

GUS_2966-Сергей-Гусев-ИД-Гудок.jpg

Сергей Гусев / Пресс-служба ОАО «РЖД»


Первое здание Ярославского вокзала в Москве, называвшегося тогда Троицким, было построено по проекту архитектора Романа Кузьмина в 1862 году. К 1870 году магистраль была продлена до Ярославля, в связи с чем вокзал переименовали, а концу XIX века с ростом пассажиропотока потребовалась его реконструкция. Её начал архитектор Лев Кекушев, перестроив восточное крыло. А в 1902–1904 годы окончательный облик вокзалу придал родоначальник московского модерна Фёдор Шехтель, завершив реконструкцию по новому проекту и пристроив к нему лицевую часть с залом ожидания.

Архитектурное решение вокзала выполнено в псевдорусском стиле с элементами модерна. Оно олицетворяет собой романтический образ Русского Севера, что отражено в декоративном убранстве и росписи керамики. Композиция фасада ассиметрична и наполнена различными акцентами.

Сам Шехтель говорил, что в этом проекте «старался придать русскому стилю суровость и стройность северных построек», а также замечал, что Ярославский вокзал для него милее других собственных произведений. Ныне он является объектом культурного наследия федерального значения.

Вокзал Владивосток

MX8_7615.jpg

Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Первоначально вокзал Владивостока представлял собой одно- и двухэтажное каменное здание, построенное по проекту архитектора Платона Базилевского в 1891–1893 годы. В 1910–1912 годах вокзал реконструировал с увеличением площади инженер Владимир Плансон, выполнив проект в псевдорусском стиле по образу и подобию Ярославского вокзала. Облик этих ансамблей должен был гармонировать и перекликаться, поскольку они расположились на двух конечных точках Транссибирской магистрали.

Начиная с 1924 года с фасада вокзала Владивосток убирали оставшуюся с дореволюционных времён символику, мозаичные панно и керамические рельефные изображения на сюжеты русского фольклора. Во второй половине XX века наружные стены выкрасили в зелёный цвет. Реставрация здания, проведённая в 1994–1996 годы, вернула вокзалу Владивосток его прежний исторический вид. Ныне он имеет статус объекта культурного наследия.

Старый вокзал Екатеринбурга и Пермь I

KQ0H7055.jpg

Вокзал Екатеринбурга. Фото: Архив ИД «Гудок»

Вокзалы в Перми и Екатеринбурге были возведены по типовому проекту архитектора Петра Шрейбера как две конечные станции первой железнодорожной линии на Урале – Уральской горнозаводской железной дороги. Оба вокзала открыты в 1878 году и являются объектами культурного наследия регионального значения. 
Каждое каменное здание представляет собой вытянутый вдоль станционных путей объём, выполненный в русском стиле. Внутри находились секции с рестораном, залами ожидания для пассажиров разных классов и билетными кассами.

Perm_asv2019-05.jpg

Вокзал Перми. Фото: Архив ИД «Гудок»


Сейчас в здании старого вокзала Екатеринбурга располагается Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги. Станция в Перми продолжает действовать, и в 2017 году после реконструкции в восточном крыле вокзала открылся исторический парк «Россия – моя история».

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Кирилл Сотников

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

История

Врагу не сдаётся дорога. Осенью 1941 года с западных территорий были эвакуированы рельсы, стрелочные переводы и другие устройства Врагу не сдаётся дорога. Осенью 1941 года с западных территорий были эвакуированы рельсы, стрелочные переводы и другие устройства
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Юбилей легенды. 55 лет назад в первый рейс отправился поезд «Россия» Скорый поезд «Россия» соединяет столицу страны с Тихим океаном — курсирует по самому протяженному в мире регулярному пассажирскому маршруту. Он проносится по Транссибирской магистрали через десятки городов и более сотни станций. Уникальная особенность этого маршрута в том, что он проходит по территории одной страны и пересекает по суше почти всю Евразию.

Прямой эфир

Актуальное