История / 10.09.21 20:00

Звезда кинематографа: 120 лет Рижскому вокзалу. 22 незабываемых факта о здании и его истории

Уникальный параллельный терминал, крупнейший ТПУ в стране и железнодорожный Москва-Сити – чем Рижский вокзал будет удивлять через несколько лет

Уникальный параллельный терминал, крупнейший ТПУ в стране и железнодорожный Москва-Сити – чем Рижский вокзал будет удивлять через несколько лет | История
фото:Архив ИД «Гудок»

11 сентября 1901 года открылся Рижский вокзал, в наши дни известный как самый тихий и уютный вокзал столицы. Правда, в день своего рождения он назывался совсем иначе. И это только один из необычных фактов из «жизни» юбиляра

В конце XIX века в Российской империи быстро увеличивался внешнеторговый оборот. Российские промышленники и купечество настойчиво пробивались на мировой рынок, набирала силу и отечественная промышленность. В связи с этим велось усиленное строительство новых железнодорожных линий, в том числе, к незамерзающим портам Латвии – предприниматели быстро оценили преимущество прокладки новой железной дороги к Балтийскому морю.

Так и появилась Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога общей протяженностью 2453 км. Строительство колеи началось по высочайшему указу Николая II от 2 марта 1897 года. Общество Московско-Виндаво-Рыбинской дороги обратилось в Московскую городскую управу с просьбой дать согласие на строительство товарной и пассажирской станции «Москва».

Пассажирский вокзал предложено было построить у Крестовской заставы на обширном пустыре, прилегающем к Первой Мещанской улице. Это место у древней Большой Троицкой дороги, которая вела из Кремля в Троице-Сергиеву лавру. Товарную станцию предполагалось расположить рядом с пассажирской. 

А теперь несколько особенно интересных фактов о Рижском вокзале: 

1. Виндавский – а именно так первоначально назывался сегодняшний Рижский вокзал – построен по проекту петербургского архитектора С. Бржозовского, автора Витебского вокзала в Санкт-Петербурге. Строительство вокзала велось под руководством молодого, но талантливого архитектора Ю. Дитриха.

ROM_9317.JPG

Фото: Архив ИД «Гудок» 

2. Здание вокзала выделяется красивым наружным фасадом в старинном русском стиле и состоит как бы из трех теремов, соединенных по первому этажу крытыми переходами. Центральная часть и крылья вокзала — двухэтажные. Украшают здание практически все элементы, встречающиеся в русской архитектуре XVII века. Современники единодушно отмечали большой вкус и достоинства избранного варианта. Особенно торжественной была центральная часть вокзала с крытым крыльцом и удобным входом. 

3. Торжественное открытие Виндавского вокзала в Москве состоялось 11 сентября 1901 года после торжественного богослужения. Первый поезд отправился в Виндаву в 18:05. В июне 1901 года сюда пришел первый поезд из Ржева, и затем регулярно три раза в неделю ходил поезд Москва-2 – Ржев.

4. Вокзал несколько раз менял имя. С 1901 года и до 1930-го года он назывался Виндавский – по имени небольшого латвийского города-порта Виндава, сейчас Вентспилс, который был последним пунктом следования поезда. С 1930 года вокзал стал Балтийским из-за обслуживания Балтийского направления. С 1942 года получил имя Ржевский — по платформе Ржевская. И только в 1946 году вокзал стал называться Рижским.

file704yhjr25cncp6p73xx.jpg

Бюст архитектора Станислава Бржозовского установлен у здания вокзала. Фото: Александр Саверкин / ИД «Гудок» 


5. При разработке проекта вокзала учитывалось окружающее его пространство. В 1892 архитектор Максим Геппнер построил две Крестовские водонапорные башни для обслуживания Мытищинского водопровода. Эти башни и учитывал архитектор Бржозовский при строительстве вокзала.

6. Долгое время после открытия Рижский вокзал считался самым удобным и современным из московских вокзалов. Рядом находились подъездные пути, товарный двор и депо, здание было оборудовано комфортными залами для пассажиров. Для освещения вокзала и платформ была даже собственная автономная электростанция, а для защиты пассажиров от дождя и снега над платформой был устроен металлический навес.

7. В начале XX века с Рижского вокзала отходили поезда на Витебск, Варшаву и Гродно, в Курляндскую, Лифляндскую и Эстляндскую губернии. По степени загрузки пассажирских перевозок вокзал занимал первое место среди всех вокзалов на российских железных дорогах.


IVAN5548.jpg

Фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД» 

8. Изначально были две отдельные станции: пассажирская и грузовая. До 1929 года – Москва-Пассажирская Балтийская и Москва-Товарная Балтийская. С 1929 года – Москва-Пассажирская Ржевская и Москва-Товарная Ржевская. В 1963 году станции соединились в одну – Москва-Ржевская. В том же году станция поменяла название на Москва-Рижская. 
9. Рижский вокзал – единственный вокзал в Москве, здание которого расположено параллельно железнодорожным путям, а не перпендикулярно. 

10. В 1945-м году на Ржевский и Белорусский вокзалы солдаты возвращались с Великой Отечественной Войны. 

11. Первые пригородные электрички на Рижском направлении должны были появиться в 1943-м году. Но из-за войны они начали курсировать только весной 1945 года.

file6837ywiy4bqws4cobpe.jpg

Фото: Архив ИД «Гудок»


12. Реконструкцию здания Рижского вокзала начали в 1995 году из-за строительства в этом районе эстакады транспортной развязки и общего состояния здания. При реконструкции очень бережно подошли к вопросу сохранения исторического вида вокзала. Кроме того, восстановили художественную лепнину потолков, отреставрировали старинные люстры и интерьер внутренних залов. 

13. Рижский – вокзал-кинозвезда. Именно здесь снимались многие знаменитые советские и российские фильмы. Например, «Вокзал для двоих», «Мы из джаза», «Семнадцать мгновений весны» – здесь он становится сначала немецким приграничным вокзалом, а затем вокзалом Берна, с которого Штирлиц провожает радистку Кэт. Снимались здесь и несколько сцен фильма «Адмирал», да и для многих других картин Рижский вокзал стал прекрасной декорацией. 
 

14. Сегодня Рижский вокзал – один из центров пригородного сообщения в Москве. Отсюда отправляются пригородные электропоезда до Волоколамска, Шаховской, Павшино, Дедовска, Нахабино, Новоиерусалимской, Румянцево и обратно, электропоезда «Ласточка» до станции Муравьёво через Тушино, Истру, Волоколамск, Княжьи Горы, Погорелое Городище, Зубцов, Ржев, Ржевский мемориал.

15. С 2004 года на нескольких путях станции расположился Музей истории развития железнодорожного транспорта Московской железной дороги. Здесь можно увидеть паровоз серии У127, который стал первым экспонатом музея, и десятки других уникальных экспонатов, отечественных и зарубежных вагонов и паровозов. 

16. На экспозиционной площадке Музея истории развития железнодорожного транспорта Московской железной дороги РЖД расположился памятник воинам-железнодорожникам. Это стела из бронзы на гранитном пьедестале с именами сорока Героев Советского Союза, шестнадцати полных кавалеров Ордена Славы, семи Героев социалистического труда и заглавием «1941-1945. Героям железнодорожникам». В основании памятника заложена капсула с землёй, которая доставлена из семи регионов Московской железной дороги. 

GUS_02.jpg

Фото: Сергей Гусев / Пресс-служба ОАО «РЖД» 

17. Ежегодно в майские праздники с Рижского вокзала отправляется «Поезд Победы», а с 2021 года от вокзала до Ржевского мемориала дважды в сутки курсирует электропоезд «Ласточка». От Рижского вокзала отправляется паровозная экскурсия на ретро-поезде, состоящем из паровоза времен Великой Отечественной войны и вагонов первого и третьего классов. Ретро-поезд следует до станции Подмосковная, где в старейшем действующем депо проводится экскурсия. 

18. На сегодняшний день Рижский вокзал – это около 5 тыс. кв. м площади, современные билетные кассы, просторные и комфортные залы ожидания, рассчитанные на 1300 пассажиров, комната матери и ребенка, комфортная гостиница и другие удобства для путешественников. 

19. На Рижском вокзале расположился уникальный Детский центр ОАО «РЖД» игротека Паровозия. Малыши, да и взрослые, по многочисленным отзывам от него в восторге. Паровозия – это особое пространство, комфортное и безопасное для детей, каждый из которых может менять его по своему желанию, строить свои ветки железной дороги, вести поезда к станциям. Есть не только игрушечная огромная железная дорога, но и мосты, туннели, станции на площади в 100 кв м. Кстати, в Паровозии очень много игрушек, сделанных из натуральных материалов. 

20. В здании вокзала находятся Центральный институт научно-технической информации ОАО «РЖД» и Центр инновационного развития.

file7h1sd5ua6ncqxlqijip.jpg

Иллюстрация: Мосгипротранс

21. В районе Рижского вокзала построят крупнейший в столице транспортно-пересадочный узел, который объединит две линии метро и три центральных диаметра. Через ТПУ Рижская пройдет и высокоскоростная магистраль Москва – Санкт-Петербург. ТПУ будет принимать как высокоскоростные поезда, следующие из Москвы в Санкт-Петербург, так и пригородные поезда второго (Нахабино – Подольск), третьего (Крюково – Раменское) и четвёртого (Апрелевка – Железнодорожный) диаметральных маршрутов. Будет организована пересадка пассажиров на Большую кольцевую и Калужско-Рижскую линии метрополитена. 

1536148.jpg

Иллюстрация: Nikken Sekkei

22. В будущем пространство рядом с Рижским вокзалом станет «железнодорожным Москва-Сити». Здесь планируется разместить новый офисный комплекс ОАО «Российские железные дороги», который должен стать визитной карточкой и задать новые стандарты работы компании. Перспективный проект развития бывшего грузового двора Рижского вокзала предполагает создание единого многофункционального комплекса с размещением общественно-деловой застройки. Участок застройки расположен вблизи Рижского вокзала столицы и его площадь превышает 20 га. Ранее в 2019 году состоялся международный конкурс на разработку архитектурно-градостроительной концепции редевелопмента Рижского грузового двора и превращения промзоны в современный общественно-деловой квартал. Жюри конкурса признало лучшим архитектурно-градостроительным решением концепцию японской команды Nikken Sekkei. Реализация проекта позволит оптимизировать использование офисных помещений и расходы на их аренду и содержание, повысить технологичность бизнес-процессов и эффективность взаимодействия подразделений холдинга.


Вот уже 120 лет один из самых красивых и уютных вокзалов Москвы гостеприимно приветствует своих гостей. И надеемся, будет их приветствовать еще много десятков лет. С днем рождения, Рижский вокзал! 

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Анна Вайцеховская

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →