История / 19.08.21 15:26

Бологое: Что вы не знали о станции, за которую сражался Маресьев и прославили «Веселые ребята»

Железнодорожной станции Бологое в августе исполнилось 170 лет

Железнодорожной станции Бологое в августе исполнилось 170 лет | История
фото:Александр Савин

Бологое - это одна из самых популярных в культурном пространстве станций. Она упоминается в рассказе А. П. Чехова «Счастливчик», а также в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Именно на станции Бологое Алексей Вронский признался в любви Анне.

Дети всего Советского Союза узнавали о станции благодаря стихотворению Самуила Маршака «Вот какой рассеянный»:

«— Это что за остановка —
Бологое иль Поповка?»

А бессмертная слава к жителям города пришла после хита группы «Веселые ребята». Есть даже клип на эту композицию, но снимали его не в Бологом, а в тогда еще Ленинграде.

Что за наваждение такое,
Я всё повторяю адрес твой,
Бологое, Бологое, Бологое,
Это между Ленинградом и Москвой.



Станция действительно расположена практически в географическом центре маршрута между двумя столицами. От Москвы до Бологого 330 километров по железной дороге. А от Бологого до Санкт-Петербурга – 320. Есть даже шутка (не знаем, надоела ли она жителям): «Где-то на улицах Бологого московские бордюры плавно переходят в питерский поребрик».

Бологое упоминается в летописях еще в 1495 году, но до строительства Николаевской железной дороги это была небольшая деревня. Железная дорога полностью изменила жизнь в Бологом. По данным за 1865 год железнодорожников в Бологом насчитывалось 529 мужчин и 366 женщин, а всего население составляло около 1500 человек.

Мы расскажем вам 10 интересных фактов об этой станции:

FD3079BB-6780-4FDE-8B02-53DE27FB6792.jpeg

Здание вокзала Бологое (фото: Библиотека ДеГольера)


1. Здание железнодорожного вокзала Бологое строили одновременно с линией Санкт-Петербург – Москва. Главным автором проекта был архитектор Рудольф Желязевич, участвовавший в строительстве Николаевского (Московского) вокзала в Санкт-Петербурге.

2. Вокзал Бологое возводили в русско-византийском стиле с элементами флорентийской архитектуры. Кирпичное здание окружили галереей на чугунных колоннах. Здание состояло из залов ожидания для пассажиров 1-3-го классов, багажного, кассового и телеграфного отделений, буфета, кухни, общего зала и дамских комнат. В западной закругленной части располагалось императорское отделение из 5 комнат.
В 1887 году у железнодорожного вокзала Бологое появился второй этаж. Там размещались служебные помещения.

3. Поскольку обслуживание железной дороги требовало постоянного притока квалифицированных специалистов, 1 сентября 1879 года в Бологом было открыто техническое железнодорожное училище. Бологовское техническое училище было одним из первых в России. Подобные действовали в Санкт-Петербурге, Брест-Литовске. Училище выпускало техников для железных дорог высшей квалификации. Принимались в него только юноши из привилегированных сословий. В 1884-1885 учебном году здесь обучались 107 человек. В 1888 году училище переехало в новое каменное здание с отличной учебно-материальной базой. На открытие приехал министр путей сообщения того времени Посьет К. Н.

4. Бологое в начале XX века стало крупным железнодорожным узлом. В 1897 году была построена железная дорога Бологое - Старая Руccа - Дно - Псков, в 1907 – Бологое - Великие Луки - Полоцк.
В 1905 году вступило в строй новое локомотивное депо, впоследствии получившее название «Веерное».

5. Именно в Бологом произошел исторический эпизод в свержении монархии в России. В марте 1917 года к Бологому подошел литерный поезд Николая Второго, спешившего из своей могилевской ставки в мятежный Петроград, чтобы попытаться удержать власть. Но дальнейший путь к столице оказался перекрыт революционными солдатами. Местным железнодорожникам удалось отправить царский поезд на станцию Дно, а затем на Псков, где Николай Второй подписал свое отречение от престола.

6. Бологое – единственный железнодорожный узел между Москвой и Ленинградом, не захваченный фашистами в годы Великой Отечественной войны, и единственная станция на территории СССР, удостоенная ордена Отечественной войны I степени за заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-морского флота. В годы войны Бологовский железнодорожный узел приобрел исключительно важное значение. Через него проходило снабжение многих фронтов Красной Армии.
В Бологом было обезврежено 212 диверсионных групп. Бомбежки железнодорожного узла осуществлялись врагом с начала июля 1941-го и продолжались до февраля 1944 года. Особенно сильными они были с 13 по 23 марта 1943-го. Всего же за годы войны вражеская авиация совершила на Бологое 527 налетов. Несмотря на большие разрушения, железнодорожный узел продолжал функционировать. Железнодорожный вокзал был сильно поврежден, его восстановление началось уже в 1944 году.

7. Последняя реконструкция железнодорожного вокзала проходила в 2012-2013 годах. Во время работ не только расширили площадь, но и сохранили исторический облик здания.

8. 20 мая 2021 года возле станции Бологое открылся мемориал «Легендарный Маресьев». Торжество приурочили к 105-летию со дня рождения летчика-истребителя, ставшего прототипом главного героя «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Станция Бологое для установки памятника была выбрана не случайно. В Бологовском районе базировался 580-й истребительный авиационный полк, где служил Алексей Маресьев, пилоты полка как раз прикрывали железнодорожную станцию от авиаударов люфтваффе. Именно с аэродрома вблизи Бологого летчик совершил свой знаменитый «бессмертный» полет, когда в неравном бою с фашистами был сбит в небе над валдайскими лесами и, будучи тяжело раненным, 18 суток полз к позициям советских солдат.

F2E2F409-9260-4F1E-81F7-42AFB599A397.jpeg

Яна Сорока

 
В 1995 году в честь 50-летия Великой Победы занимавший тогда пост министра путей сообщения Николай Аксёненко подарил Маресьеву в знак уважения к его подвигу карманные именные часы из золота. На одной их стороне был изображён маршал Жуков, на другой – орден Победы. Семья лётчика по случаю юбилея передала их в дар Музею Победы железных дорог России в городе Бологом.


9. Сейчас ежесуточно со станции Бологое отправляются 60 пар поездов дальнего следования, в том числе скоростные и высокоскоростные поезда, и 8 пар пригородных поездов. Пассажирские поезда со станции Бологое следуют по пяти направлениям: на Москву, Санкт-Петербург, Старую Руссу, Великие Луки и Сонково.

10. Бологое является одним из центров железнодорожного туризма. Первый ретропоезд в современной России отправился именно с этой станции. В сентябре 2018 года в свой первый рейс по маршруту Бологое – Осташков отправился пригородный поезд на паровой тяге. Тогда это стало по-настоящему историческим событием, ведь паровоз вновь вышел на регулярный пассажирский маршрут впервые с 1976 года.

7F969B76-BEB2-4E90-AADE-30FD0D2BCD8B.jpeg

Александр Рюмин/ТАСС


Ретропоезд курсирует по историко-заповедной зоне Октябрьской железной дороги, которая была создана в декабре 2013 года на участке Бологое – Великие Луки с прилегающей ветвью Соблаго – Торжок. В настоящее время этим участкам нет равных в России по исторической сохранности и целостности архитектурных сооружений и объектов железнодорожной инфраструктуры. На них насчитывается около 200 таких объектов, многие из которых взяты под охрану государством как объекты культурного наследия. На некоторых станциях в подлинном виде сохранились целые архитектурные ансамбли.

6129FF81-1511-4FC3-A2CB-AA1CB3315F31.jpeg

Иван Шаповалов/пресс-служба ОАО РЖД



Всего же за это время ретропоезд «Селигер», как его назвали сами пассажиры в ходе народного голосования, перевез уже более 20 тыс. человек. Каждую субботу, а до 26 сентября еще и воскресенье, все желающие могут позволить себе совершить поездку в исторических зеленых вагонах, ведомых настоящим паровозом. Причем сделать это не в рамках дорогостоящей экскурсии, а по цене обычного билета на пригородный поезд (295 рублей). В пути пассажиров сопровождают проводники, одетые в форменные костюмы образца 1943 года. А расписание поезда синхронизировано с рейсами «Сапсанов», чтобы гости из столиц могли совершить удобную пересадку на ретропоезд.

На Бологое-Полоцкой железной дороге все еще можно увидеть уникальную станционную архитектуру: здания вокзалов III и IV классов, казармы, сторожевые дома, стрелочные будки и водонапорные башни. Это настоящее чудо, ведь в годы Великой Отечественной войны линия подвергалась мощным бомбардировкам. Тем не менее, значительная часть дорожных сооружений сохранились до наших дней.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

Анна Булаева

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →