История / 26.07.21 14:06

Ветеран-железнодорожник Владимир Суханов открыл собственный железнодорожный музей

Первый частный железнодорожный музей в Приморье располагается на станции Находка рядом с вокзалом

Первый частный железнодорожный музей в Приморье располагается на станции Находка рядом с вокзалом | История
фото:из личного архива Виктора Щербакова

Владимир Суханов, в прошлом движенец, прошедший школу БАМа, исполнил свою давнюю мечту. Он полвека собирал железнодорожные экспонаты  для своего будущего музея. И теперь открыл его в Находке.

Первый частный железнодорожный музей в Приморье располагается на станции Находка рядом с вокзалом. Главная цель Владимира Георгиевича была в том, чтобы в портовом городе сделать место, рассказывающее об истории железной дороги, сыгравшей важную роль в становлении и края, и в целом Дальнего Востока.

Экспозиция рассказывает об истории Дальневосточной железной дороги – с момента становления до наших дней. На выставке, например, представлена коллекция железнодорожных фонарей – их больше 20. Сигнальные, семафорные, а также те, что использовались для освещения пассажирских вагонов, самые первые – свечные, оставшиеся с николаевских времён, появившиеся позднее керосиновые, электрические. Есть фонари, сконструированные во время Великой Отечественной войны, – со светомаскировкой, позволяющей сохранять незаметность для самолётов противника.

Владимир Суханов смог собрать целиком электрожезловую систему Трегера, предназначенную для обеспечения безопасности движения между станциями. В других музеях, как правило, есть лишь её фрагменты. Раньше этот аппарат, сделанный в 40-х годах прошлого века, работал на одной из станций Забайкальской железной дороги.

Уникальна и коллекция рельсов. Здесь есть фрагмент узкоколейки, построенной больше 100 лет назад в Приморье. Она была смешанного типа: узкоколейка (с подъёмниками и бремсбергами) переходила в подвесную канатную дорогу. С её историей можно познакомиться в музее. Есть и рельс производства американского завода «Локованна». Крупнейший сталелитейный завод в мире поставлял рельсы для строительства Китайско-Восточной железной дороги и на Транссиб.

Многие экспонаты Владимир Суханов приобретал через аукцион. Самые ценные – знаки «Почётный железнодорожник», «Ударник сталинского призыва», они 1934 года. Часть раритетов в экспозицию попадала благодаря коллегам. Валерий Тарабаров (руководитель Владивостокского отделения ДВЖД с 1988 по 2006 год) преподнёс свою парадную железнодорожную форму. Валерий Трофимович многое сделал для сохранения истории. Он также поддержал открытие музея железнодорожного транспорта во Владивостоке в 2017 году, смотрителем которого я являюсь.

Владимир Суханов не только собирает экспонаты для себя, но и делится ими с другими музеями. В дар музейному фонду Дальневосточной магистрали, например, передал железнодорожные весы, изготовленные в США в 1902 году, с биркой станции Уссурийск 1937 года и кусок рельса, датированный 1878 годом. Есть экспонаты и в нашем музее, преподнесённые в дар Владимиром Георгиевичем.

Владимир Суханов родился в небольшом рабочем посёлке Амурской области, после окончания Хабаровского института железнодорожного транспорта (ныне ДВГУПС) отправился на Сахалин, там прошёл ступени профессионального роста от составителя поездов, маневрового диспетчера до заместителя начальника станции.

В 1977 году, загоревшись романтикой всесоюзной стройки, молодой железнодорожник приехал в столицу БАМа – Тынду. В его задачи входило обеспечение эксплуатации вновь построенной станции, через Тынду шёл крупнейший грузопоток со всех концов страны; позже, в середине 1980-х, было налажено пассажирское движение. В итоге через шесть лет стал её руководителем, около 300 человек было в подчинении. За 13 лет коллектив Суханова несколько раз становился победителем соцсоревнований и завоёвывал переходящее Красное знамя Тындинского горкома партии. Потом Владимир Суханов работал до выхода на заслуженный отдых во Владивостокском отделении ДВЖД.

Как говорит Владимир Суханов, для него музей – это напоминание о БАМе, молодости, людях, посвятивших железной дороге жизнь. Он надеется, что его коллекция поможет молодым железнодорожникам, а также всем, кто хочет поближе познакомиться с историей железнодорожного дела, заглянуть в прошлое стальных магистралей.

Виктор Щербаков, председатель Владивостокского регионального координационного совета ветеранов войны и труда ДВЖД, смотритель музея им. Д. Оксюзьяна

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →