История / 24.06.21 10:09

Собиратель прошлого. Владимир Суханов из Находки сохранил уникальную коллекцию железнодорожных устройств

Владимир Георгиевич трудится в Совете ветеранов Владивостокского региона ДВЖД, нередко от чистого сердца дарит уникальные экспонаты железнодорожным музеям

Владимир Георгиевич трудится в Совете ветеранов Владивостокского региона ДВЖД, нередко от чистого сердца дарит уникальные экспонаты железнодорожным музеям | История
фото:из личного архива Владимира Суханова


Председатель Совета ветеранов Находкинского узла Дальневосточной дороги Владимир Суханов собирает железнодорожные раритеты почти полвека – 45 лет. Самый близкий его сердцу артефакт из этой коллекции – применявшаяся в советские годы на железной дороге электрожезловая система оповещения и связи Трегера.
Эта система обеспечения безопасности движения поездов между станциями была изобретена в 1920-х и оказалась настолько надёжной, что использовалась до недавних пор на малодеятельных линиях. Паровозная бригада могла выехать на перегон, только получив на станции жезл. Если участок был занят, аппарат не давал взять его. При этом каждый перегон имел свой оригинальный жезл – с собственной формой колец, которые не подходили к аппаратам другого перегона, как ключи от разных квартир.

«В музеях, как правило, есть лишь фрагменты электрожезловых систем разного поколения. У меня же полный комплект, который мне прислал друг с Забайкальской магистрали, – рассказывает Владимир Георгиевич. – Раньше этот аппарат, изготовленный в 1940-е годы, работал на станции Оловянная. Для меня он дорог тем, что я сам – движенец. Именно любовь к железной дороге пробудила во мне интерес к истории стальных магистралей».

После окончания Хабаровского железного института Владимир Суханов попал по распределению на Сахалин. «Там свидетельства истории буквально под ногами валялись. Так появились на полках кабинета первые свечные фонари николаевской поры, с которыми проводники выходили на перрон, а путейцы освещали перевод стрелок, – рассказывает он. – Для пассажиров тоже были специальные осветительные приборы, чтобы не плутали в тёмных коридорах в поисках своего купе. Затем фонари стали керосиновыми, позже – электрическими. Сейчас в моей коллекции 20 фонарей, самый старый – 1900 года».

Потом в жизни Владимира Суханова наступил бамовский период: 27-летнего специалиста командировали с Сахалина на Байкало-Амурскую магистраль на должность заместителя начальника станции Тында. «Хорошо помню, как в декабре 1977-го я приехал в Тынду – в драповом пальтишке, а на улице 50-градусный мороз. Было страшно холодно. Срочно выдали унты, которые дубели от холода, полушубок, меховую шапку. Вот, думаю, занесло меня в глушь к белым медведям».

На БАМе он провёл 13 лет. Возглавил станцию Тында, коллектив которой под его руководством несколько раз становился победителем соцсоревнования и завоёвывал переходящее Красное знамя горкома партии. «БАМ многому меня научил, – признаётся ветеран. – Вместе со мной трудились прекрасные люди, с которыми мы до сих пор поддерживаем связь. Вот и недавно я передал коллективу станции Тында раритеты: старые телефонные аппараты, фонари и многое другое, чтобы коллеги сделали свой уголок истории, куда могли бы приходить школьники».

Из Тынды Владимир Суханов перебрался в Приморье, где работал на крупных станциях. И на заслуженном отдыхе железная дорога по-прежнему занимает большое место в его жизни. Владимир Георгиевич трудится в Совете ветеранов Владивостокского региона ДВЖД, нередко от чистого сердца дарит уникальные экспонаты железнодорожным музеям. Несколько лет назад, например, передал музейному фонду Дальневосточной магистрали железнодорожные весы, изготовленные в США в 1902 году, с биркой станции Уссурийск 1937 года, кусок рельса, датированный 1878 годом, выпущенный Нижнетагильским металлургическом заводом Демидовых. Этот уникальный рельс мог быть безвозвратно утрачен, если бы работники пункта приёма металлолома одной из приморских станций не позвонили Суханову. Раритет Суханов выкупил как металлическую деталь, правда, заплатил вдвое дороже. А в музеи Дальневосточной артефакты Владимир Георгиевич передаёт безвозмездно.

Наталья Кузьмина

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Путешественникам дали поспать. 155 лет назад в России стали производить комфортабельные вагоны для дальних поездок Путешественникам дали поспать. 155 лет назад в России стали производить комфортабельные вагоны для дальних поездок
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Бег ради высокой цели Как День железнодорожника стал благотворительным праздником

Популярное из регионов

Прямой эфир

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →