История / 16.10.20 08:28

Уроки тревожной осени 1905-го

Решения двух съездов с участием железнодорожников Транссиба показали тяжесть накопившихся в общественном устройстве проблем

Решения двух съездов с участием железнодорожников Транссиба показали тяжесть накопившихся в общественном устройстве проблем
 | История
фото:фото: etoretro.ru

Революционное движение 1905 года охватило всю Россию. Волна социального недовольства прокатилась до самых окраин и выдвинула на первый план вопросы реформирования всей системы общественной жизни. Это прямым образом затронуло и железные дороги.

Так, на станции Тайга Сибирской дороги в ноябре 1905-го состоялся I съезд служащих и рабочих Сибирской железной дороги, где 101 делегатом были выработаны и подписаны «Общие требования…» по экономическим, социальным и даже политическим проблемам.

Требуем три ежедневных газеты!

Примечательно, что среди требований были и вопросы, касавшиеся обеспечения железнодорожников чтением и библиотеками: «Все дежурные комнаты паровозных бригад и смазчиков должны быть снабжены ежедневными газетами – двумя столичными и одной местной» (ч. II, § 25); «Устройство на станциях с коренным и оборотным депо клубов, читален и библиотек (ч. III, § 24); «Упорядочение и расширение существующих станционных железнодорожных библиотек» (ч. VIII, § 14); «Заведование центральной библиотекой Сиб[ирской] ж[елезной] д[ороги] и её филиальными отделениями поручить комиссии, выбранной служащими и рабочими» (ч. VIII, § 15).

В то же самое время с целью защиты профессиональных интересов и улучшения материальных, духовных и правовых условий существования железнодорожников на Забайкальской железной дороге был разработан проект «Устава Союза служащих и рабочих Заб. ж. д.», первоочередными задачами которого ставились:

1. Устройство групповых профессиональных организаций служащих и рабочих;

2. Устройство обществ взаимопомощи, ссудо-сберегательных касс, клубов, столовых, бюро для приискания работы и юридической помощи, библиотек, читален, лекций, курсов и рефератов по разным вопросам науки, литературы и т. п.;

3. Повышение окладов и заработной платы для всех категорий железнодорожного труда, введение периодических прибавок к жалованью за выслугу лет, отмена денежных штрафов, сокращение рабочего дня и т.д.

О «вежливом отношении к подчинённым»

Однако делегаты I съезда профсоюза рабочих мастерских и депо Забайкальской дороги, состоявшегося чуть ранее, в сентябре 1905-го, в Чите, выступили против организаций «Союз служащих и рабочих» и «Союз инженеров». Объясняли они это тем, что стремление «объединить вместе всех железнодорожных служащих от инженера до чернорабочего является совершенно несбыточным, т. к. это не ограничивается защитой профессиональных интересов».

Поэтому, принимая во внимание «а) что рабочие самим ходом капиталистического производства замыкаются в круг профессиональных интересов, б) что поэтому на первых ступенях развития самосознания рабочих их пониманию наиболее доступны местные интересы своей мастерской или своего ремесла, в) что в то же время профессиональные союзы могут служить средством для воспитания самосознания рабочих, съезд призывает за профсоюз рабочих Забайкальской железной дороги».

Среди общих экономических требований рабочих, касающихся заработной платы, приёма на работу и увольнений, жилищных вопросов, женского и детского труда, улучшения технических и гигиенических условий работы, есть пункты о вежливом обращении начальства к подчинённым, о товарищеском суде, об улучшении быта, культуры и образования служащих и их семей. Процитируем последнее.

Пункт 34. «Отвод помещений для столовых, читален, библиотек и театра. Оборудование их за казённый счёт. Участие выборных от рабочих в наблюдении за порядком в них».

Пункт 35. «Устройство жел. дор. школ, могущих вместить всю наличность желающих в них учиться. Бесплатное обучение. Устройство общежитий с минимальной оплатой. Улучшение постановки преподавания в этих школах».

И хотя все выступления и забастовки рабочих были подавлены, правительство после событий 1905 года всё-таки пошло на изменения в законодательной и социальной политике государства.

На суд товарищей

Уже 7 февраля 1906 года министр путей сообщения выпустил приказ об улучшении сферы образования на железных дорогах и утверждении новых «Правил о Комитетах и Местных попечительствах образовательных учреждений». Благодаря этому начался новый этап в истории школ и библиотек, период их укрепления и развития.

К слову, о товарищеских судах, упомянутых в требованиях рабочих. Они уже существовали на некоторых участках Транссиба. Так, в мае 1905 года начальником Сибирской железной дороги по ходатайству ревизора движения 2-го участка Гостемилова издан приказ о разрешении ввести на его участке товарищеский суд с целью «нравственного воздействия со стороны лучшей части общества служащих на устранение тех ненормальных явлений, которыми довольно богата линейная жизнь наших агентов». Рассмотрению и разрешению товарищеского суда, или суда чести, подлежали все поступки неслужебного характера, как то: нетрезвое поведение, оскорбление словами или действием товарищей или сослуживцев, грубое обращение с низшими служащими или рабочими, всякие недобросовестные и неблаговидные поступки, нанесение какого-либо ущерба сослуживцам.

На Забайкальской железной дороге с разрешения высокого начальства с весны 1905 года также действовал суд товарищей: «Мы, нижеподписавшиеся, служащие II отделения службы движения, по взаимному соглашению устанавливаем «Суд товарищей», дабы нравственным воздействием товарищей-сослуживцев влиять на лиц, кои своим поведением порочат доброе имя и подрывают репутацию честных и добросовестных тружеников железной дороги».

Выходит, что можно было выстраивать нормальные взаимоотношения и договариваться, не прибегая к крайним мерам.

На правах государственных служащих

Есть один любопытный документ по поводу пункта требований рабочих о вежливом обращении начальства к подчинённым. Это министерский циркуляр Управления железных дорог из Санкт-Петербурга от 28 октября 1916 года.

«Согласно ВЫСОЧАЙШЕ утверждённому 16 сентября с. г. Положению Совета Министров об осуществлении некоторых постановлений проекта устава о службе на казённых железных дорогах, – сообщалось в нём, – значительному числу железнодорожных служащих предоставлены права государственной службы». То есть ранее вольнонаёмные становились государственными служащими. Сообразно новому положению, «всемерно охраняя своё служебное достоинство, железнодорожные служащие должны быть предупредительны, вежливы и внимательны как к подчинённым, так и ко всем к ним обращающимся. Соблюдение такта, служебного достоинства, а равно и строгой дисциплины является одним из важнейших условий для дальнейшего расширения прав железнодорожных служащих», − говорилось в документе.

Начальник Забайкальской дороги Н. Зурабов, отправляя циркуляр на линию, со своей стороны в приказе от 25 декабря 1916 года № 54 выразил твёрдую уверенность, что служащие вверенной ему дороги, «без различия занимаемых ими должностей, всецело проникнутся указаниями, преподанными Его Превосходительством, и приложат все силы и старания к успешному выполнению предъявленных к ним требований».

К сожалению, времени убедиться в гарантиях «Его Превосходительства» уже почти не оставалось: вскоре последовали неотвратимые события Февральской революции, а за ней и Октябрьский переворот. Но факт остаётся фактом: администрация признавала, что взаимоотношения надо менять.

Александр Иванов, Восточно-Сибирский путь

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →