Грузовые перевозки / 25.11.21 09:49

Уголь взял курс на восток. ИЭРТ по заказу РЖД разрабатывает модель рынка угля

За последние 10 лет объём перевозок угля на сети железных дорог вырос с 322 млн тонн до почти 404 млн тонн

За последние 10 лет объём перевозок угля на сети железных дорог вырос с 322 млн тонн до почти 404 млн тонн | Грузовые перевозки
фото:Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Участники научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта», который прошёл в минувший вторник в Высшей школе экономики, назвали перспективные рынки сбыта российского угля до 2025 года. Речь идёт о странах с быстрорастущей экономикой – Индии, Индонезии и Вьетнаме. Рост отправок угля по этим направлениям закладывается в модель рынка угля, которую разрабатывает АО «Институт экономики и развития транспорта» (ИЭРТ) по заказу ОАО «РЖД».

Как отметил старший специалист ИЭРТа Сергей Кудияров, за последние 10 лет объём перевозок угля на сети РЖД вырос с 322 млн тонн до почти 404 млн тонн на пике в 2019 году. В 2020 году был небольшой спад из-за пандемии, но это оказалось временным явлением. Уголь остаётся одним из основных драйверов погрузки на сети. «Даже по итогам неудачного для угля 2020 года на него пришлось 28% объёма перевозок по сети ОАО «РЖД» и 34% грузооборота, – сообщил Сергей Кудияров. – Поскольку объём перевозок напрямую увязан с возможностями инфраструктуры, при составлении инвестиционной программы ОАО «РЖД» должно учитываться, где и в каком объёме пойдут грузы».

Математические модели, которые ИЭРТ выстраивал совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ, позволяли получать достаточно точные показатели, в том числе анализировать сезонность отправок, но не подходили для долгосрочного прогнозирования, заметил Сергей Кудияров. Поэтому в ИЭРТе предложили формировать модель рынка угля, которая учитывала бы внутренние экономические и внешние факторы, фактические и перспективные мощности производителей, точки потребления и потенциальный спрос, наиболее вероятные маршруты поставок, возможности инфраструктуры. К примеру, берётся в расчёт, что основные запасы коксующегося угля сосредоточены в Кемеровской области (2,5 млрд тонн), Туве (560 млн тонн), Якутии (295 млн тонн), Республике Коми (160 млн тонн) и в Забайкалье (свыше 100 млн тонн).

ИЭРТ исходит из того, что основным драйвером развития угольной отрасли в России выступают экспортные поставки, на них приходится более половины всех отгрузок угля. По словам Сергея Кудиярова, если говорить о перспективах развития экспорта угля, то прежде всего нужно иметь в виду перераспределение географии поставок с запада на восток. В качестве перспективных направлений институт выделяет развивающиеся страны с быстро растущей экономикой – Индию, Вьетнам, Индонезию. Так, прогнозируется прирост импорта в размере 160 млн тонн угля в Индию на горизонте до 2035 года. «В этом году мы видели очень интересную ситуацию с ценами на газ (за текущий год эти показатели на европейских рынках неоднократно устанавливали исторический рекорд. – Ред.), которые потянули за собой и цены на уголь. Но на самом деле все эксперты энергетических рынков сомневаются, что подобный шок послужит хорошим уроком европейским компаниям и регуляторам и они откажутся от ухода от угля. Поэтому все наши перспективы – это увеличивающиеся поставки на рынки Юго-Восточной и Южной Азии», – считает Сергей Кудияров.

Разворот угля на восток подтверждает исследование, выполненное по заказу ОАО «РЖД» хозяйственным партнёрством «Новый экономический рост» вместе с Центром экономики инфраструктуры и Центром стратегических разработок. Хотя в этом случае прогнозы более сдержанные. Президент партнёрства «Новый экономический рост» Михаил Дмитриев рассказал о трёх сценариях развития рынка энергопотребления, которые исследовательские центры передали РЖД. «Один из них – сценарий ускоренного глобального энергоперехода. Мы его назвали сценарий технологических рисков, потому что экспортёры энергоресурсов в наибольшей степени пострадают от такого сценария. Он предусматривает радикальное снижение мирового спроса на нефть и уголь. В базовом сценарии заложено постепенное вытеснение угольной энергетики на ключевых экспортных рынках. Оптимистический сценарий предполагает рост спроса на российский уголь на ключевых азиатских рынках. Но, по нашим оценкам, это наименее вероятный сценарий», – отметил Михаил Дмитриев.

По прогнозу Михаила Дмитриева, рост поставок на ключевые азиатские рынки вероятен в краткосрочной перспективе – до 2025-го, максимум 2027 года. Исключение – Индия, где сохраняются планы угольной генерации на более длительный срок. Это нужно учитывать как экспортёрам угля, так и «Российским железным дорогам» при развитии инфраструктуры.

Мария Абдримова

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

История

Звено Турксиба. Знаменитая стройка первой пятилетки завершилась в рекордные сроки Звено Турксиба. Знаменитая стройка первой пятилетки завершилась в рекордные сроки
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Главная дорога страны. Как Транссиб изменил Россию за 105 лет Самая длинная железная дорога в мире протяженностью 9 288 километров соединяет Москву с Владивостоком, пересекает два континента, 80 населенных пунктов, 8 часовых поясов и 16 больших рек.
Если бы Транссиб строили сейчас, то называли бы крупнейшим инфраструктурным проектом, не имеющим аналогов в мире. В начале XX века это была дорога, без которой Россия не могла бы развиваться как единое государство.

Прямой эфир

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →