Грузовые перевозки / 27.07.21 17:02

Перспективы контрейлерных перевозок и кейсы европейских лидеров рынка. Исследование глобального тренда

«Гудок» изучил, как во всем мире развивается сегмент контрейлерных перевозок

«Гудок» изучил, как во всем мире развивается сегмент контрейлерных перевозок | Грузовые перевозки
фото:Александр Саверкин/ИД Гудок

В Европе треть всех отправок по железной дороге приходится на контрейлеры, и эта доля продолжает расти. Как отмечают европейские операторы, такая перевозка более экологична и позволяет снизить загруженность автомагистралей. Однако в США, напротив, пик контрейлерных перевозок пройден и на транспортном рынке вновь идёт переориентация грузов в контейнеры.  

Контрейлерные перевозки уже давно получили массовое распространение в Европе. По данным Федерального статистического управления Германии, доля контрейлерных перевозок в стране в грузовой железнодорожной сфере в настоящее время составляет 36% от общего объёма перевозок. При этом, как отметил федеральный министр транспорта Германии Андреас Шойер, потенциал роста такого вида доставки самый высокий в логистической отрасли: к 2030 году объём контрейлерных грузовых перевозок увеличится почти на 80%. Для достижения этого параметра немецкая ассоциация автомобильных экспедиторов Kombiverkehr KG и железнодорожный перевозчик DB Cargo в апреле текущего года подписали соглашение о сотрудничестве. Согласно документу перевозчики совместно создадут синхронизированную сеть MetroNet – эта новая технология позволит быстро зарегистрировать контрейлер на терминале, а также забронировать место на платформе поезда. Другими функциями сети станут планирование и выставление счетов за услуги в цифровом формате. MetroNet исключит бюрократические проволочки и сэкономит время на оформление. Также документ предусматривает строительство и модернизацию существующих терминалов для перевалки контрейлеров. 

«Мы хотим привлечь внимание экспедиторов к железнодорожному транспорту, которые ранее доставляли груз только автомобилями, – говорит председатель совета директоров Kombiverkehr KG Герман Ланфер. – Для этого мы хотим перевести всё бумажное оформление документов погрузки в электронный вид, что позволит сократить время для участников перевозки и оптимизирует процесс. По моему мнению, создание сети позволит переориентировать грузовой поток с автомобильных дорог на рельсы».

Также в Европе большое внимание уделяется способам погрузки контрейлеров, строительству подвижного состава и терминалов для их перевалки. На сегодняшний день в ЕС представлено несколько видов вагонов платформ для перевозки контрейлеров, каждый из которых требует индивидуального способа погрузки и выгрузки автоприцепов и наличия специального терминала. Например, запатентованная технология CargoBeamer AG позволяет перевозить без сопровождения по железной дороге около 80% стандартных грузовых полуприцепов. 
Теперь на своём терминале компания всего за 20 минут может погрузить 36 контрейлеров и отправить состав в путь. Для сравнения: при погрузке аналогичного количества прицепов с использованием крана требуется от трёх до четырёх часов. «Благодаря своей системе мы снизим загруженность дорог в Европе», – говорит управляющий директор CargoBeamer Rolling Stock (дочка CargoBeamer AG) Филипп Обер. 

Сейчас в собственности CargoBeamer AG находятся шесть терминалов во Франции, Германии, Италии и Польше. Последний терминал, расположенный недалеко от порта и тоннеля под Ла-Маншем, открыт в июле этого года в Кале (Франция). В сутки там могут обрабатывать до шести пар поездов в день. CargoBeamer AG планирует строительство ещё 70 терминалов на территории Польши, Германии и Литвы.

Во Франции успешно функционируют специализированные терминалы и эксплуатируется парк поворотных платформ технологии Modalohr, которая разработана французской группой компаний LOHR. Суть технологии в том, что вагон системы Modalohr имеет подвижную грузовую платформу, которая по прибытии в терминал разворачивается под углом 30° и фиксируется на одном уровне с поверхностью земли. Далее автопоезд въезжает на платформу самоходом, прицеп закрепляется на платформе, тягач отцепляется, гидроподъёмник поднимает и поворачивает площадку. Платформа возвращается в исходное положение. Стоимость строительства специализированного терминала системы Modalohr составляет 3 млн евро, цена одной специализированной платформы – 355 тыс. евро.

В настоящее время контрейлерные поезда Modalohr курсируют на двух линиях: альпийской «Автожелезная дорога» по маршруту Айтон (Шамбери, Франция) - Орбассано (Турин, Италия) и Север – Юг между терминалами Беттембург (Люксенбург) – Булу (Перпиньян, Франция).

Шведский производитель грузовых вагонов Kockums Industrie представляет контрейлерную технологию Megaswing. Загрузка и выгрузка вагонов Megaswing не требует дополнительной терминальной инфраструктуры. Технология предполагает использование специализированного вагона. Платформа Megaswing оборудована сдвижным механизмом, который при помощи гидравлической системы позволяет поворачивать её для накатки и выкатки автоприцепов и полуприцепов. Время погрузки прицепа занимает около пяти минут. С учётом параллельной двухсторонней погрузки-выгрузки время простоя состава не превышает 30 минут. Максимальная грузоподъёмность платформы – 66,2 тонны. 

В 2019 году немецкая компания Helrom, занимающаяся перевозками в Европе и Северной Америке, приобрела патент и продукцию Megaswing. Сейчас оператор владеет 18 вагонами-платформами, которые эксплуатирует на маршруте порт Дуйсбург (Германия) – Вена (Австрия). Контрейлерный поезд отправляется по этому маршруту шесть раз в неделю. Helrom планирует увеличить парк вагонов-платформ и открыть 50 маршрутов к 2026 году. Ожидается, что контрейлерная сеть Helrom будет развёрнута от Стокгольма (Швеция) на севере до Роттердама (Нидерланды) на западе, Перпиньяна (Франция) на юге и болгаро-турецкой границы на востоке.

На шведском рынке конкурентом Megaswing стала новая технология Flexiwaggon. Эта технология не предполагает строительства терминалов, она полностью ориентирована на использование специализированной платформы, которая позволяет производить погрузку-выгрузку состава практически в любом месте. При помощи системы гидравлических домкратов и специального механизма платформа может поворачиваться в любую сторону, создавая тем самым своеобразный трап, обеспечивающий условия для беспрепятственного заезда автопоездов. «Сейчас мы приступили к выпуску предсерийных платформ, – рассказывает «Гудку» генеральный директор компании Flexiwagon Ян Эрикссон. – Примерная стоимость вагона 330–350 тыс. евро. По моему мнению, плюсом является то, что вы можете перевезти прицеп совместно с тягачом. При этом каждый вагон имеет автономный электрический генератор мощностью 76 кВ. Вы можете заряжать свой электрокар или обеспечить электропитанием вагон-рефрижератор».

В то время как в Европе прогнозируют взрывной рост контрейлерных перевозок, в США их пик уже пройден. По данным Gross Transportation Consulting, за первое полугодие 2021 года объём контрейлеров на железной дороге составил всего 8,5% от всех интермодальных перевозок в стране по сравнению с 60% в 1988 году (пик контрейлерных перевозок в США). По мнению Ларри Гросса, президента консалтинговой компании Gross Transportation Consulting, специализирующейся на вопросах грузовых перевозок, в течение следующих четырёх лет объём контрейлерных перевозок в США пойдёт на спад даже при том, что в стране создана вся необходимая инфраструктура. Так, на сегодня парк подвижного состава для перевозки контрейлеров в Америке насчитывает более чем 300 тыс. специализированных платформ. В стране построены более 100 комплексных терминалов, где стыкуются основные виды транспорта и пересекаются железнодорожные ветки, более 500 опорных терминалов на всех видах транспорта и несколько тысяч консолидационных пунктов.  

По мнению Ларри Гросса, есть несколько причин, которые влияют на переориентацию грузов с контрейлеров в контейнерах. В частности, отсутствие электрификации на железных дорогах США позволяет штабелировать контейнеры в два ряда на одной платформе. Логистические операторы, которые перевозят продукты питания или скоропортящиеся товары, предпочитают увеличивать свой парк тары не контрейлерами, а контейнерами-рефрижераторами, поскольку прицепы занимают много места на терминалах с ограниченными подъездными путями и требуют наличия отдельного подъёмного оборудования. Кроме того, по стоимости перевозки в Америке наблюдается существенная разница: контейнер перевезти дешевле в отличие от прицепа. Дополнительным вынужденным условием перехода на контейнерные перевозки, считает Ларри Гросс, стало введение Precision Scheduled Railroading (PSR, точное расписание железнодорожных перевозок), из-за чего компании CSX Transportation и Union Pacific отказались предоставлять услуги контрейлерных перевозок.

«Стремясь упростить и ускорить перевалку грузов в терминалах и увеличить пропускную способность поездов, железные дороги США активно предпринимают шаги по переориентации оставшегося объёма груза из контрейлеров в контейнеры, – говорит Ларри Гросс. – Эти шаги включают в себя отказ от контрейлерных перевозок на некоторых железнодорожных линиях и их перевалки на определённых терминалах. Также постоянно происходит увеличение разницы в тарифах. Всё чаще клиенты, которые пользуются контрейлерными перевозками, получают информацию об увеличении ставок».

Впрочем, несмотря на прогнозы аналитиков, в последние несколько лет контрейлерные перевозки в США время от времени возрождаются на фоне хронической нехватки водителей грузовиков и увеличения объёма перевозок посылок из-за роста электронной коммерции в стране. Фактически за первые четыре месяца 2021 года объём перевозки трейлеров по железным дорогам Америки вырос на 26%.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Сергей Волков

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →