Грузовые перевозки / 22.07.21 16:32

Уголь отправился в Индию. Российские угольщики расширяют географию рынков сбыта и увеличивают отгрузки через южные порты

Отечественные грузоотправители стремятся использовать высокий спрос и получить дополнительную прибыль, загружая все имеющиеся портовые мощности

Отечественные грузоотправители стремятся использовать высокий спрос и получить дополнительную прибыль, загружая все имеющиеся портовые мощности | Грузовые перевозки
фото:Павел Горбатько

В первом полугодии отправки угля на экспорт по железной дороге в порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ), по данным ОАО «РЖД», выросли на 80% к уровню прошлого года. Такой динамике способствовали рост цен на топливо на мировых рынках и появление новых точек сбыта, в частности в Индии. Участники рынка допускают дальнейшее повышение цен на уголь во втором полугодии, а вместе с этим и увеличение отправок.

По данным ОАО «РЖД», погрузка угля в порты в январе – июне 2021 года составила 92,7 млн тонн, что на 17,4% больше, чем в первом полугодии прошлого года. Прирост на сети зафиксирован по всем ключевым направлениям. Так, отправки твёрдого топлива в дальневосточные порты увеличились на 8%, в порты Северо-Запада – на 14,1%. Самую высокую динамику показали порты Азово-Черноморского бассейна – в этом направлении экспортёры в первом полугодии отгрузили в 1,8 раза больше, чем за аналогичный период 2020 года. 

Как считает старший корреспондент международного ценового агентства Argus Александр Махлай, драйвером роста экспортных отгрузок угля, в том числе на южном направлении, остаётся повышение мировых цен. «Цены на FOB Чёрное море превысили $116/т в середине июля по сравнению с чуть более $47/т год назад. Европейский индекс API 2 за тот же период вырос почти в три раза – до более $136/т cif Амстердам – Роттердам – Антверпен (основной ценовой эталон, используемый в контрактах на поставку во внебиржевых контрактах в Северо-Западной Европе. – Ред)», – отметил он.

При таких условиях на рынке грузоотправители стремятся использовать высокий спрос и получить дополнительную прибыль, загружая все имеющиеся портовые мощности, заметил начальник департамента по работе с предприятиями угольной и металлургической промышленности Первой грузовой компании (ПАО «ПГК») Александр Свешников. 

Поскольку поставщики угля не имеют возможности увеличивать поставки через дальневосточные порты, они рассматривают все альтернативные маршруты. «Многие экспортёры серьёзно наращивают отгрузки крупных партий угля через терминал Тамань в Турцию, Китай и Южную Корею, – поясняет Александр Махлай. – Отгрузки в адрес этого крупнейшего угольного терминала на юге выросли до 11,2 млн тонн в январе – июне, что на 6,5 млн тонн больше, чем год назад».  

Ещё одна причина увеличения отправок в южном направлении – расширение рынка сбыта. Генеральный директор Национальной угольной ассоциации Сергей Борисов рассказал «Гудку», что из-за забастовок в Колумбии и ЮАР в этих странах на 50% упали производство и экспорт угля и освободившуюся нишу заняли отечественные компании. «Турция, например, на 70% потребляла колумбийский уголь. Этот рынок освободился для наших компаний, поэтому удалось нарастить отправки в этом направлении», – заметил Сергей Борисов. 

Но наибольший рост спроса на российский уголь демонстрирует Индия. Так, к примеру, по итогам первого полугодия Группа «Сибантрацит» увеличила продажи угля в Индию более чем в два раза – на 140% к уровню прошлого года. Увеличение продаж на рынке Индии в компании связывают с успешным продвижением относительно новых марок угля. «Индийский рынок самый активно растущий. Это углезависящая страна. Рост на этом рынке, безусловно, позитивная тенденция для российских угольщиков. Но нужно понимать, что здесь высока конкуренция с австралийским углем, который не уступает по качеству нашему, а в каких-то позициях даже выигрывает. Сейчас установившаяся высокая цена позволяет нам выстраивать длинные логистические цепочки и делает их конкурентоспособными», – объясняет Сергей Борисов. 

Генеральный директор Национальной угольной ассоциации также обращает внимание на развитие портовых мощностей на юге, что позволяет притягивать дополнительные объёмы угля. «Четыре года назад перевозить такие объёмы, которые мы видим сейчас, было бы невозможно. Порты в Новороссийск и Туапсе не могли принимать и обрабатывать столько, сколько сейчас принимает Тамань. Мы оцениваем южные порты как перспективное направления для отправок угля», – прокомментировал он «Гудку». 

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

Мария Абдримова, Анна Якушева

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Пар Отечества. 175 лет назад в России было начато серийное производство локомотивов Пар Отечества. 175 лет назад в России было начато серийное производство локомотивов
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Храм сибирских путей 125 лет назад на железных дорогах страны появился первый в истории вагон-церковь

Популярное из регионов

Прямой эфир