Грузовые перевозки / 03.02.21 08:53

В Казахстане вводят дифференциацию тарифов на локомотивную тягу

Стоимость перевозки груза теперь будет зависеть от типа локомотива

Стоимость перевозки груза теперь будет зависеть от типа локомотива | Грузовые перевозки
фото:RailWays.kz

АО «КТЖ Грузовые перевозки» (дочернее подразделение АО НК «Казахстан темир жолы», КТЖ) с 1 января 2021 года ввело дифференциацию тарифов на локомотивную тягу. Необходимость изменения тарифной системы в компании объяснили развитием пилотного проекта по допуску частных перевозчиков на сеть. Сейчас в стране к пользованию железнодорожной инфраструктурой допущены всего две частные компании.

Предыдущая система тарифообразования разрабатывалась с учётом наличия на сети только одного перевозчика – КТЖ. Система тарифов не требовала дифференциации по видам тяги, они утверждались всегда усреднёнными для электрифицированных и неэлектрифицированных участков и на теплотягу и электротягу.

Как рассказал «Гудку» председатель правления КТЖ Сауат Мынбаев, потребность в изменении тарифной системы возникла в 2018 году, когда КТЖ реализовал пилотный проект по внедрению частной тяги. Однако частные перевозчики выбирали для себя наиболее доходные маршруты с наименьшими издержками, а у национального перевозчика такого права выбора не было. Развитие пилотного проекта путём расширения доступа к магистральным железнодорожным сетям (МЖС) частных перевозчиков привело к необходимости создания равных и конкурентных условий функционирования путём дифференциации тарифов.

«Приоритетные по доходности маршруты – это электрифицированные маршруты, так как удельные затраты на электротягу значительно меньше затрат на теплотягу. При одинаковом уровне тарифа на электро- и теплотягу это означает сверхдоходы в электротяге. Поскольку КТЖ транспортирует любые грузы независимо от их доходности, а частные перевозчики имеют право выбирать наиболее выгодные, это не создаёт справедливую конкуренцию. Введение дифференциации тарифов также оправдано экономически, поскольку на электрифицированных участках затраты существенно выше, чем на неэлектрифицированных», – пояснил Сауат Мынбаев.

На практике перевозок это отразилось следующим образом. Тарифы за услугу доступа к МЖС на электрифицированных участках установлены более высокие в сравнении с тарифами на услуги на неэлектрифицированных участках. Также тарифы на услуги локомотивной тяги при перевозке электровозами более низкие в сравнении с тарифами на услуги локомотивной тяги при перевозке тепловозами. Стоимость перевозки теперь рассчитывается путём применения новых повышающих коэффициентов к базовым ставкам.

Отметим, что в Казахстане тарифы на тягу традиционно различаются для каждого вида грузов. Самый высокий – для наливных грузов, самый низкий – для нефтепродуктов. Поэтому изменения тарифной системы технически сейчас устанавливаются путём применения новых повышающих или понижающих коэффициентов к базовым ставкам за пользование МЖС и локомотивами.

По словам председателя правления КТЖ, грузоотправители не ощутили разницы в тарифе от того, на каком типе участка перевозится их груз. Больший рост тарифа на электрифицированных участках железнодорожной сети компенсируется значительным снижением тарифа на электротягу. Но из-за того, что парк тепловозов у частных операторов больше, чем парк электровозов, их расходы вырастут на 7–11%.

И это уже почувствовали на себе грузоотправители. Союз зернопереработчиков Казахстана направил письмо в администрацию президента, Комитет национальной безопасности и Комитет по регулированию естественных монополий с просьбой провести проверку обоснованности повышения тарифов АО «Астык Транс».

«С сентября по декабрь «Астык Транс» повышал тарифы на пользование зерновозами три раза. Каждый раз называли новую причину. Например, рост расходов на ремонт и техническое обслуживание вагонов. Мы молчали, хоть и понимали, что это они могут делать для увеличения прибыли. Но в январе мы получили дополнительное соглашение, согласно которому тариф вырастет ещё на 11%. С этим мы не согласились и написали коллективный отказ», – рассказал генеральный директор холдинга «Дани-Нан» Гайбилла Ерметов.

По информации на сайте компании, повышение тарифов в январе 2021 года вызвано увеличением железнодорожного тарифа КТЖ.

После жалоб грузоотправителей Департамент агентства по защите и развитию конкуренции Казахстана провёл видеоконференцию с руководством «Астык Транс». Заметим, что операторы в конкурентной борьбе снижают свои цены на предоставление вагонов. Согласно пресс-релизу на сайте «Астык Транса», с 1 февраля 2021 года компания снизила тарифную ставку на предоставление зерновозов до 4%.

Арина Белан

День железнодорожника

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Ветеран-железнодорожник Владимир Суханов открыл собственный железнодорожный музей Ветеран-железнодорожник Владимир Суханов открыл собственный железнодорожный музей
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Бег ради высокой цели Как День железнодорожника стал благотворительным праздником

Популярное из регионов

Прямой эфир