Первые лица / 29.11.21 04:01

Всё ради пассажира. Что делает ЦДПО для улучшения пассажирской инфраструктуры

Начальник Центральной дирекции пассажирских обустройств Роман Цуканов о новых станциях на МЦД, уникальных технологиях на Восточном вокзале и зонах kiss&ride

Всё ради пассажира. Что делает ЦДПО для улучшения пассажирской инфраструктуры | Первые лица | Начальник Центральной дирекции пассажирских обустройств Роман Цуканов
фото:ЦДПО

ОАО «РЖД» меняется  с каждым годом, железная дорога ориентируется на потребности своих клиентов и старается сделать поездки максимально удобными. Как ведётся эта работа, «Гудку» рассказал начальник Центральной дирекции пассажирских обустройств Роман Цуканов.

– ЦДПО образована 1 апреля 2012 года, а вы руководите ею с мая 2019-го. На балансе дирекции числятся свыше 600 вокзалов и 262 пассажирских здания, почти 1400 павильонов и более 16 тыс. платформ. Какие объекты уже сдали, а какие только собираются сдавать в эксплуатацию в этом году?

– В следующем году Центральная дирекция пассажирских обустройств отметит своё десятилетие. И каждый год ЦДПО принимает на баланс сотни объектов, совершенствуя свою инфраструктуру. В 2021 году на баланс ЦДПО принято более 450 объектов имущества, таких как платформы, здания вокзалов, служебно-технические здания, мосты и тоннели, и прочие. Тем самым мы формируем «единый центр ответственности», чтобы вся инфраструктура, которой пользуется пассажир, находилась в одних руках. Всё это мы делаем ради конечного потребителя наших услуг – пассажира. Чтобы он с каждым новым посещением станции или пригородного вокзала замечал: здесь ему стало ещё уютнее.

В текущем году при взаимодействии со строительным блоком компании мы открыли несколько крупных объектов. Некоторые из них в скором будущем улучшат транспортную доступность в городе, я имею в виду станции, входящие в перспективную линию МЦД-4: Апрелевка, Внуково и Кокошкино. Кстати, до конца года на этом же направлении планируется ещё полноценно запустить станцию Аминьевская, а открытые станции Баковка и Щукинская уже полноценно работают как составные части МЦД-1 и МЦД-2 соответственно.

Конечно, мы не забываем и о других остановочных пунктах, не входящих в диаметры, и продолжаем повышать уровень пассажирского сервиса в пригородном движении. И таких станций в нашем ежегодном портфолио – десятки. Например, в октябре открыты станции Балашиха, Стройка и Горенки.

Значимым событием стало открытие ко Дню Победы объектов пассажирской инфраструктуры нового остановочного пункта Ржевский Мемориал. В кратчайшие сроки ЦДПО было организовано устройство новой композитной платформы, современного модульного пассажирского здания, стилистика которого выдержана в соответствии с общим архитектурным стилем Ржевского мемориала. Инновационный модульный вокзал полностью соответствует всем современным требованиям. Удобный зал ожидания, места для отдыха, кассовый зал, кафе и музейная экспозиция с инсталляцией, посвящённая кровопролитным боям под Ржевом. Выполнены работы по благоустройству прилегающей территории с установкой разворотной площадки для автобусов.

Не менее важно нам было открыть ТПУ Можга в Удмуртии. Объект был построен с нуля и позволил объединить автостанцию и железнодорожный вокзал города, в котором проживают почти 50 тыс. человек. И я очень рад, что ЦДПО сделала лучше жизнь полусотни тысяч наших граждан. Для них мы построили здание площадью более 1140 кв. м, где разместили зал ожидания на 250 пассажиров железнодорожного и автотранспорта и три кассы.

Всё, что сейчас есть в Можге, невозможно было бы реализовать в столь короткие сроки без содействия правительства Удмуртской Республики. Как сказал генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров на открытии Можги, «в новом ТПУ в каждой детали видны совместные усилия с регионом». Такие соглашения у ОАО «РЖД» заключены с рядом субъектов нашей страны: с Республикой Татарстан, Московской областью, Калининградской областью и многими другими. И этот список постоянно расширяется.

Также мы почти завершили ремонт вокзального комплекса Сухиничи-Главные. И здесь хотелось бы отметить, что наше начинание по благоустройству своих объектов поддержали коллеги из «Почты России», отремонтировав почтовое отделение, прилегающее к вокзалу.

– Всё ли удалось сдать в положенный срок в этом году?

– Конечно, не всё зависит от нас в этой жизни. Это касается и работы ЦДПО. Однако мы стараемся по максимуму реализовать те планы, которые изначально строятся, потому что важно быть максимально честным перед компанией и пассажирами: если дал слово, его нужно держать. В уходящем году нам удалось сдать все объекты в срок, и, пожалуй, это наилучшая характеристика нашей работы. В их открытии принимали участие первые руководители ОАО «РЖД», а также руководители соответствующих субъектов Российской Федерации.
Что касается ремонта, то в этом году мы провели работы всеми видами ремонта примерно на 700 объектах дирекции.

– В каком состоянии вам досталась дирекция: какие объекты предстояло достроить, какие – построить, какие – отремонтировать?

– Если помните, пригородное движение в нашей стране берёт своё начало с электрички Москва – Мытищи в 1929 году. И с тех пор пригородная пассажирская инфраструктура постоянно совершенствуется: появляются новые виды платформ, всё более комфортными становятся условия в вокзальных комплексах. И конечно, появляются новые виды городского транспорта, такие как, например, Московские центральные диаметры.

Не скрою, мне как руководителю было очень приятно находиться у руля Центральной дирекции в момент запуска первых двух диаметров (МЦД-1 Одинцово – Лобня и МДЦ-2 Подольск – Нахабино). Сейчас мы принимаем активное участие в реализации мероприятий по запуску движения ещё на двух перспективных диаметрах: МЦД-3 (Крюково – Раменское) и МЦД-4 (Апрелевка – Железнодорожная).

Из того, что мы открыли, отмечу ещё завершение ремонтных работ на вокзале станции Гагарин с тематическим музейным комплексом. Как мы планировали, так и открыли объект ко Всемирному дню авиации и космонавтики а также к 60-летнему юбилею полёта Юрия Алексеевича – 12 апреля этого года.

Полным ходом идёт реализация программы по установке модульных навесов и туалетов. Всего в период с 2019 по 2021 год мы внедрили в инфраструктуру вокзальных комплексов 485 санитарных комнат. Ещё важнее то, что мы везде развиваем безбарьерную среду – это касается как туалетов, так и касс и других объектов.

Развитие туристических маршрутов и вместе с тем пассажирской инфраструктуры на станциях – одно из приоритетных направлений. В декабре 2020 года мы построили модульное пассажирское здание на станции Яхрома для организации туристических маршрутов к горнолыжным объектам.
Скоро наступит самый семейный праздник – встреча Нового года. Естественно, ЦДПО не может быть в стороне от него и будет заниматься украшением железнодорожных станций и пригородных вокзалов, таких как Сортавала-Центр, вокзал Восточный, станция Кутузовская, Лужники и другие. Упомянув о Сортавале, хочу сказать, что в этом году мы весьма плодотворно поработали в Карелии. ЦДПО провела организационно-технические мероприятия по устройству 15 пассажирских платформ в ретростиле и ремонту 8 существующих засыпных платформ на участке Лодейное Поле – Сортавала. Всё это мы сделали ради обеспечения доступности к удалённым от районных центров населённым пунктам, возобновления пригородного пассажирского движения на участке Лодейное Поле – Питкяранта – Сортавала и запуска первого в России мультимодального маршрута с использованием водного транспорта, который связал Москву и Санкт-Петербург с Валаамом.

Но мы не только строим новые объекты, но и хотим сохранить доставшееся нам историческое наследие. Так, перед запуском туристического поезда «Байкальская сказка» ЦДПО привела в порядок остановочные пункты, на которых он делает остановки.

Отмечу, что «Байкальская сказка» является ещё и мультимодальным туром, где в единый билет были объединены все виды транспорта – поезд, автобус, катер и самолёт. Это довольно трудоёмкий процесс, который идёт с вовлечением многих сторон: подразделений, входящих в холдинг «РЖД», и представителей местных властей, локальной транспортной инфраструктуры. Развитие мультимодальных пассажирских перевозок – одно из приоритетных направлений развития в ЦДПО, потому что мы понимаем, насколько важно нашему пассажиру быть уверенным с первой секунды путешествия в том, что его без лишних нервов доставят в конечный пункт назначения при помощи нескольких видов транспорта.

Мы в ЦДПО стремимся к тому, чтобы даже на самых отдалённых станциях российских железных дорог внедрялись новые технологии, создавалась комфортная для пассажиров среда в соответствии с современными стандартами.

Уверен, что работа в этом направлении будет способствовать развитию внутреннего туризма и пригородного движения. География туристических маршрутов растёт семимильными шагами. О важности развития таких маршрутов подробно вашему изданию рассказывал заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов. Мы с его позицией полностью солидарны и будем делать всё для удобства наших туристов.

– В связи с увеличением пассажиропотока необходимо строить транспортно-пересадочные узлы, одним из которых фактически является и десятый столичный вокзал Восточный, расположенный в ТПУ Черкизово. В столице несколько ТПУ. Как они улучшат движение пассажиропотока в Москве?

– Кажется, мы с вами думаем в одном направлении, так как я только что хотел рассказать о вокзале Восточный, который мы сдали в эксплуатацию уже полгода назад. Это было большое событие для города, в котором впервые за последние 100 лет открылся новый вокзал! Вокзал, построенный в кратчайшие сроки, всего за год с небольшим, стал третьей железнодорожной гаванью Москвы после Казанского и Ленинградского по количеству поездов дальнего следования: Восточный рассчитан на ежесуточный пассажиропоток свыше 24 тыс. человек.

Также Восточный находится на транспортно-пересадочном узле Черкизово, который объединяет станцию Локомотив МЦК, станцию «Черкизовская» Московского метрополитена и наземный городской транспорт. Предполагается, что порядка 70% пассажиров, прибывающих на Восточный вокзал, продолжат путь по МЦК, по которому можно доехать до станций, где останавливаются аэроэкспрессы.

На Восточном мы приложили максимум усилий, чтобы продемонстрировать все инновации пассажирского комплекса, и о них можно говорить очень долго. При подготовке вокзала к открытию были применены новые подходы к обслуживанию пассажиров. Здесь есть зал ожидания на 200 мест с зарядками USB, Wi-Fi, зал приёма делегаций, детская игровая комната, комната матери и ребёнка.

Рядом с вокзалом оборудована зона, которая называется kiss&ride, то есть «поцеловал и поехал», – это место для быстрой высадки пассажиров из личного транспорта и такси. Восточный вокзал – своего рода уникальный проект, который нужно продолжать изучать и совершенствовать. Для этого в августе Центральной дирекцией в рамках всероссийского конкурса «Твой ход» совместно с Росмолодёжью, Российским обществом «Знание», АНО «Большая перемена» и Арт-кластером «Таврида» проведён Специальный студенческий проектный кампус на вокзале Восточный. Ребята выдвинули несколько десятков интересных предложений о том, как сделать вокзал ещё более функциональным и интересным для молодёжи. Мы обсуждаем эти идеи внутри нашего профессионального сообщества и постараемся их реализовать. В рамках мероприятия от Арт-кластера «Таврида» студентами был нарисован стрит-арт, на котором отображён дух вокзального комплекса Восточный.

Добавлю, что в 2022–2023 годах ЦДПО готовится к открытию целого ряда ТПУ: Дмитровская, Каланчёвская, Марьина Роща, Окружная и другие. Идём к завершению всего спектра работ в Северном терминальном комплексе аэропорта Шереметьево.

– Будут ли построены ТПУ в других регионах страны, помимо Москвы и области?

– Очевидно, что московский опыт создания транспортно-пересадочных узлов оказался очень успешным, поэтому в столице и Подмосковье продолжается реализация проектов по созданию ТПУ. Конечно, регионы начали изучать столичный опыт с практической точки зрения. Одним из способов его перенять является развитие регионального проекта «Городская электричка».
ОАО «РЖД» совместно с Правительством РФ планирует организацию данных проектов ещё во многих городах. В столице Татарстана полным ходом идут проектные работы, а в Новосибирске уже заработал первый остановочный пункт Пригородный Простор.

Про него хотелось бы рассказать подробнее. Как известно, в третьем по численности населения городе России протекает одна из крупнейших рек мира – Обь. Надо ли говорить, что Новосибирску, разделённому на две части столь могущественной рекой, жизненно необходимо иметь новые пути следования из одной части города в другую. Мы в Центральной дирекции дали себе однозначно утвердительный ответ, поэтому совместно с правительством Новосибирской области ЦДПО стала реализовывать проект «Городская железная дорога».

Станцию Пригородный Простор, находящуюся в левобережной части города, свяжут с правым берегом столицы Сибири при помощи шести пригородных маршрутов, которые будут курсировать до станции Новосибирск-Восточный через станцию Новосибирск-Главный. Время в пути до станции Новосибирск-Главный составит в среднем 30 минут. Для сравнения: автомобильным транспортом время в пути до этой же точки в утренние и вечерние часы составит не менее 50 минут.

– Какие конкретно проекты требуют развития и инвестиций со стороны ОАО «РЖД» в ближайший год?

– Большинство наших объектов построено довольно давно, я бы сказал, в другую технологическую эпоху. Мы знаем все наши чувствительные точки, и несмотря на то, что имущественный комплекс ЦДПО имеет часть устаревшей инфраструктуры, Центральная дирекция постоянно совершенствует качество предоставляемых услуг маломобильным группам населения и оснащает вокзалы всеми жизнеобеспечивающими системами. Нами сформирована программа обновления и ремонта пригородной пассажирской инфраструктуры, и в настоящее время ведётся её согласование и рассмотрение с причастными подразделениями. Могу сказать, что мы чётко знаем свои дальнейшие планы по развитию инфраструктуры.

– Сдача каких объектов запланирована на будущий год?

– В 2022 году ЦДПО планирует открыть несколько остановочных пунктов Московских центральных диаметров, среди которых Лесной Городок, Толстопальцево, Мещерская и другие. Помимо проектов на МЦД мы, конечно, собираемся ввести в эксплуатацию и ряд других новых пассажирских платформ.

Отдельно хочу отметить, что после ремонтно-реставрационных работ откроется вокзал Пермь-1. Он имеет высокий статус объекта культурного наследия, и мы отнеслись к работе с особой чуткостью. Мы завершаем весь комплекс работ, начиная с замены обветшалых канализационных труб и заканчивая восстановлением исторического лепного декора на фасадах здания и окраской его в оригинальные цвета, задуманные архитектором Петром Шрейбером.

Без определённых элементов невозможно было бы представить объект архитектуры в первозданном виде, задуманном автором. Но мы всё сделали, насколько это возможно: воссоздали историческую кирпичную кладку, колонны внутри здания, интерьеры и внутреннюю отделку, исторические фасады, отреставрировали кровлю и башни вокзала. Поэтому вижу логичным, что в здании вокзала расположен мультимедийный исторический парк-музей «Россия – моя история».
Также на вокзале Пермь-1 будет применён аромамаркетинг – ЦДПО уже несколько лет занимается ароматизацией помещений вокзальных комплексов. Для придания узнаваемого аромата в здании вокзала устанавливаются аромамашины. Например, в основном зале ожидания вас встретит аромат «Лазурное небо», а в зале повышенной комфортности – «Свежесваренный кофе», в общественных санитарных узлах вы почувствуете аромат «Красная секвойя», в санитарных узлах зала повышенной комфортности – «Белый чай».

Не могу не вспомнить о Калининграде. В 2022 году пройдёт чемпионат мира по волейболу, и к этому спортивному событию Центральная дирекция не могла остаться равнодушной. Совместно с правительством Калининградской области и администрацией городского округа «Город Калининград» в следующем году мы откроем остановочный пункт Елизаветинская, который разместили в непосредственной близости от спорткомплекса «Янтарный», где будут проходить волейбольные баталии.

– Этот год объявлен Годом экологии в компании. Кроме того что вы принимаете участие в организации раздельного сбора мусора (на платформах МЦК и МЦД установлены соответствующие урны), какие ещё экологические проекты в области сбора отходов, энергосбережения вы поддерживаете?

– Надо беречь природу. Да, это банальность, однако, к сожалению, не все люди на Земле задумываются о том, что на другую планету мы всё равно не улетим, здесь жить нашим потомкам.
По инициативе ЦДПО с 10 по 24 сентября на десяти дорогах прошли экологические мероприятия, приуроченные ко Всемирной акции «Очистим планету от мусора» и Году экологии, объявленному компанией. Цель акций – привлечь внимание подрастающего поколения и пассажиров к проблемам загрязнения окружающей среды, привить им бережное отношение к природным ресурсам.
В этих акциях мы в лёгкой, игровой форме рассказали детям о том, как можно несложными действиями не только сделать планету чище, но даже помочь животным. Ведь отходы, которые дети сдают, будут постоянно передаваться специализированным организациям, а вырученные средства – направляться на помощь нашим четвероногим друзьям в зоопарки и приюты бездомных животных.

Помимо детских садов, экологические акции прошли и на 19 вокзалах и остановочных пунктах, находящихся в ведении ЦДПО. Новшеством в нашей работе стало внедрение малых архитектурных форм, изготовленных из переработанных материалов. Таким образом мы не только обустраиваем наши пассажирские объекты, но и помогаем природе. Для изготовления одной скамьи требуется 42 кг отходов пластика. А две такие скамьи позволяют спасти одно дерево.
Такая акция – прекрасный пример нашей работы по принципу ESG, который подразумевает следующие наши ценности: безопасное и комфортное нахождение пассажиров на инфраструктуре дирекции, социальная направленность и экология. Мы живём заботами пассажиров – жителей нашей необъятной Родины. Ради них и стоит всем этим заниматься.


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

Анна Героева

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →