Первые лица / 24.10.21 19:05

Туристов покоряют поезда. Как на Куйбышевской дороге расширяют пригородную сеть и вводят новые маршруты

Начальник Куйбышевской магистрали Вячеслав Дмитриев о туристических продуктах, новых поездах и пассажирских сервисах

Туристов покоряют поезда. Как на Куйбышевской дороге расширяют пригородную сеть и вводят новые маршруты | Первые лица | Начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев
фото:пресс-служба КбшЖД

На Куйбышевской дороге пересмотрены и оптимизированы транспортные сети в Мордовии, Башкортостане и Ульяновской области. Только в пригородном сообщении дополнительно по шести маршрутам назначено 23 поезда, из которых по трём направлениям пригородное сообщение отсутствовало более семи лет. Туристические поезда соединили более 11 городов Приволжья, а паровозы перестали быть символом ушедшей эпохи и вновь вышли на маршруты для перевозки туристов. О том, как магистраль способствует повышению мобильности населения, а также о новых межрегиональных перевозках «Гудку» рассказал начальник Куйбышевской дороги Вячеслав Дмитриев. 

– Для пассажирского комплекса последние полтора года стали одними из самых сложных. Как удалось доказать пассажирам и регионам, что пора возвращаться в поезда?

– На протяжении последних лет на дороге проводится целенаправленная работа по повышению качества обслуживания пассажиров. Её результатом стала положительная динамика ключевых показателей пассажирского комплекса. За 9 месяцев 2021 года количество отправленных пассажиров во всех сообщениях составило 11,9 млн человек, или 108,9% к плану (116,3% к 2020 году). В том числе в дальнем следовании отправление пассажиров выполнено на уровне 3,2 млн человек, или 109,4% к плану (131,2% к 2020 году), в пригородном сообщении – 8,7 млн человек, или 108,8% к плану (111,8% к 2020 году). 

Один из значимых проектов реализован в этом году в Самарской области. В регионе введены в постоянную эксплуатацию новые комфортабельные электропоезда «Ласточка». По итогам тестовой эксплуатации в летний период между Самарой и Жигулёвским Морем с 1 сентября их маршрутная сеть в Самарской области значительно расширена. Сейчас скоростные поезда курсируют между Самарой и Жигулёвском и Самарой и Сызранью. С начала эксплуатации новый подвижной состав привлёк дополнительно более 60% пассажиров с других видов транспорта (более 150 тыс. человек). Сейчас среднесуточный пассажиропоток составляет 3200 человек. Это на 70% выше, чем в начале эксплуатации (в июне – 1874 человека).

Популярностью пользуется маршрут Уфа – Кумертау в Башкортостане, где сейчас в рамках развития направления «Южный экспресс» курсируют рельсовые автобусы РА3 «Орлан». Они на треть сократили время в пути на юг региона, а кроме того, теперь у пассажиров нет необходимости делать пересадку в Стерлитамаке. После запуска «Южного экспресса» на Кумертау мы планируем организовать «Западный экспресс» от Уфы до Приютово и «Восточный экспресс» от Уфы до Белорецка.

С 27 сентября начал курсировать регулярный поезд «Орлан» между Уфой и Оренбургом. Прямого железнодорожного сообщения между столицами соседних регионов не существовало с 2010 года, и до запуска «Орлана» добраться из одного регионального центра в другой по железной дороге можно было только на поездах дальнего следования с пересадкой в Самаре, Челябинске, Рузаевке, Сызрани и других городах. При этом время поездки растягивалось не менее чем на 19 часов, поэтому многие выбирали автобусное сообщение. Сейчас межрегиональные перевозки стали доступнее и удобнее для более чем 2,3 млн человек, проживающих в городах по маршруту «Орлана». Также новый современный подвижной состав с 2022 года будет задействован по маршруту Шакша – Уфа – Раевка, а с 2023 года продлённый маршрут до станции Приютово будет обслуживаться скоростными поездами «Ласточка».

Между правительством Республики Мордовия и АО «Башкортостанская ППК» подписано дополнительное соглашение к договору на организацию транспортного обслуживания, назначены дополнительные пригородные поезда, увеличены их составность и количество рейсов, удлинены маршруты следования. Введено в действие более удобное расписание – время прибытия и отправления привязали к началу и завершению рабочего дня и работе учреждений. Это позволило пассажирам совершать поездки «одним днём» в столицу республики и обратно. С 2022 года планируем запустить на определённых маршрутах новые подвижные составы.
Уверены, что удастся «поставить на крыло» «Орланы» и на территории Ульяновской области. Запуск современных рельсовых автобусов позволит сократить время в пути между крупными населёнными пунктами, предлагая жителям самый комфортный и быстрый маршрут. В настоящее время рассматривается возможность запуска рельсовых автобусов на пригородные маршруты для обслуживания жителей Ульяновской области уже в 2022 году.

– Куйбышевская дорога внесла значимый вклад в ренессанс железнодорожного туризма. Как удалось в условиях пандемии заинтересовать пассажиров путешествиями на поездах?

– Сложившаяся ситуация и ограничения не затормозили, а напротив, стимулировали интерес к путешествиям внутри страны. Приоритет отдаётся железнодорожному туризму. Сказываются безопасность железнодорожного транспорта, отработанные механизмы организации трансфера больших групп, а также тот факт, что Куйбышевская дорога является инициатором многих туристических проектов, уникальных для каждого географического направления и сегмента аудитории.

Символично, что одним из первых крупных событий начала года на дороге стал как раз запуск туристического ретропоезда «Жигулёвский экспресс», для организации которого задействовали действующий паровоз «лебедянка». Уже состоялись 9 рейсов, а услугами ретропоезда воспользовались более 1,4 тыс. пассажиров. В разработке находятся заявка от «РЖД Тур» на назначение ретропоездов в расписание на 2021–2022 годы.

Флагманский проект внутреннего железнодорожного туризма «Яркие выходные в Приволжье» в этом году вышел на новый уровень, объединив 11 городов – Самару, Пензу, Ижевск, Киров, Казань, Йошкар-Олу, Саранск, Ульяновск, Саратов, Нижний Новгород и Чебоксары. С января по сентябрь организовано 49 туров, запущены 13 туристических поездов и 4 железнодорожных круиза. Расписание для них разработано так, чтобы путешественники, отправившись в поездку в пятницу вечером, субботний день полностью посвятили знакомству с регионом, его достопримечательностями, культурными и гастрономическими особенностями, а в воскресенье вернулись домой. Поезд выступает в качестве комфортабельного отеля на колёсах. Актуальность формата подтверждают и более 5,4 тыс. человек, которые предпочли железнодорожные путешествия другим видам отдыха. Сейчас в рамках проекта «Яркие выходные в Приволжье» разрабатываются маршруты туристических поездов вплоть до декабря.

Отмечу, что в формирование туристических маршрутов активно вовлечены пригородные компании. В Республике Башкортостан в зимний период курсирует пригородный туристический поезд «Легенда Урала», а летом его сезонное продолжение – поезд «Айгир». На сегодняшний день ими воспользовались более 131 тыс. человек (с 2017 года). На территории Самарской области реализуется проект «Волжская кругосветка», в рамках которого в сентябре около 300 человек совершили однодневное путешествие по маршруту Самара – Платформа им. В. Грушина – Жигулёвск – Снежные Валы – Сызрань – Самара.

Много мест туристического притяжения и на маршруте Уфа – Кумертау – Уфа, где курсируют «Орланы». АО «Башкортостанская ППК» в адрес Государственного комитета Республики Башкортостан по туризму направлено предложение по организации туристических маршрутов с использованием рельсового автобуса РА3 «Орлан» на участке Уфа – Кумертау – Уфа. Помимо этого, в конце года запланирована организация туристического мультимодального маршрута на горнолыжный курорт Куш-Тау, расположенный вблизи города Стерлитамак.

Помогает раскрывать туристический потенциал регионов и наша первая «Ласточка». Теперь наши гости могут с комфортом проехать на правый берег Волги и посетить достопримечательности правобережья: национальный парк «Самарская Лука», который ещё называют Волжской Швейцарией, Могутову гору – вершину Жигулёвских гор, село Ширяево, где работал Репин и которое знаменито своими многокилометровыми штольнями и великолепной природой. В селе проживают всего 487 человек, а число туристов достигает 55 тыс. в год. Уверен, данный маршрут будет ещё более востребован и позволит увеличить пассажиропоток.

– Насколько существующая пассажирская инфраструктура соответствует решаемым на дороге глобальным задачам по возвращению пассажиров в поезда? Нет ли контраста?

– Параллельно с запуском новых поездов на дороге продолжается ремонт вокзальных комплексов и платформ, чтобы пассажирам и туристам было удобно путешествовать. В Башкортостане завершился первый этап реконструкции железнодорожного вокзала республиканской столицы. В следующем году стартует второй этап реконструкции, который завершится в 2023 году. К этому времени планируется удлинить подземный пешеходный тоннель до платформы № 4, организовать новые выходы из тоннеля на платформы, оборудованные лифтами для маломобильных пассажиров, а также отремонтировать покрытия и оснастить системами электроосвещения, видеонаблюдения и навигации платформы № 2 и № 3.

Новой точкой на карте экскурсионных маршрутов в этом году стала первая тематическая пассажирская платформа. Остановочный пункт 135-й км, который с апреля этого года носит имя Валерия Грушина, теперь полностью соответствует стилистике проводимого в Самарской области ежегодного фестиваля авторской песни. Обновлённая платформа – подарок всем поклонникам бардовской песни, которые на протяжении более чем полувека каждое лето приезжают в регион со всей страны. Последние два года из-за сложной эпидемиологической ситуации фестиваль проходит онлайн или на городских площадках. И всё же мы надеемся, что участники обязательно встретятся в привычном месте – на фестивальной поляне, находящейся неподалёку от станции, где сейчас всё, даже ограждение в виде нотного стана со скрипичными ключами и нотами, оформлено в стилистике знаменитого фестиваля.

Тематической стала и новая зона отдыха, открывшаяся возле вокзала Самара, где мы постарались максимально передать дух и стиль космической столицы нашей страны. Футуристичный дизайн «Платформы Космическая» насквозь пронизан темой Галактики: по периметру установлены модели восьми планет Солнечной системы, а в центре – детская горка в виде космического кораб­ля. Вокруг космического корабля размещены светящиеся шары, символизирующие звёзды, а ближайшие здания украшают муралы с изображениями Гагарина и Королёва.

Всего в 2020–2021 годах на полигоне дороги обновлено 40 пассажирских платформ. В текущем году совместно с пригородными пассажирскими компаниями и субъектами Российской Федерации проведена работа по переименованию 18 остановочных пунктов. Данные остановочные пункты ранее не имели топонимических названий, ограничиваясь указанием километровой отметки размещения. В соответствии с поступившими предложениями от субъектов Российской Федерации нами проведена работа по присвоению остановочным пунктам собственных наименований и внесению необходимых изменений в нормативные документы. Эта работа будет продолжена и в дальнейшем.

Совместно с региональными властями обсуждается вопрос реализации социально ориентированного проекта «Реконструкция вокзального комплекса Кинель», включающего в себя комплексный ремонт здания железнодорожного вокзала, благоустройство прилегающей территории и строительство пешеходного моста.

– Над какими проектами по развитию межрегиональных перевозок сейчас работают на магистрали? Каким подвижным составом обеспечат их реализацию?

– В текущем году запланирована поставка двух­этажных вагонов для замены составов поездов ­
№ 137/138 Оренбург – Самара – Москва и фирменного поезда «Ульяновск» № 21/22 сообщением Ульяновск – Москва. Это абсолютно новые вагоны модельного ряда 2020, построенные в 2021 году. В настоящее время осуществляется переустройство ремонтных позиций для организации на базе вагонного участка Ульяновск центра по обслуживанию двухэтажных вагонов.
В связи с планируемой заменой существующего подвижного состава на двухэтажные вагоны разработан проект организации движения двухгруппного поезда по маршруту Самара/Уфа – Санкт-Петербург составом из двухэтажных вагонов, который свяжет 9 столиц, а это 29 млн человек. Предлагается ежедневное курсирование двух групп двухэтажных вагонов маршрутами Уфа – Бугульма – Ульяновск – Рузаевка и Самара – Пенза – Рузаевка с дальнейшим объединением групп вагонов по станции Рузаевка и следованием до Санкт-Петербурга.

Ключевыми аспектами реализации данного проекта являются удовлетворение потребности в пассажирских перевозках дальнего следования, создание условий для обеспечения соответствия стоимости и качества предоставляемых услуг, что позволит улучшить экономическую эффективность проекта, а также увеличить долю рынка железнодорожного транспорта.

Куйбышевской железной дорогой совместно с АО «ФПК» прорабатывается вопрос использования в следующем году «Ласточек» комплектации премиум на маршруте Самара – Пенза – Саранск – Москва. При реализации проекта прогнозное увеличение перевезённых пассажиров составит 124,1 тыс. человек в год.
Рост автомобилизации населения во многом изменил систему транспортной инфраструктуры крупных городов. Несмотря на высокий уровень развития транспортной системы городских округов, ежегодно количество личного автотранспорта увеличивается, что приводит к перегруженности автодорог и влияет на качество транспортного обслуживания.

Дальнейшее развитие системы общественного транспорта невозможно без перераспределения пассажиропотока на другие виды транспорта, например использования существующих железнодорожных линий.
Сегодня пригородный пассажирский транспорт активно адаптируется в городской среде и многие электрички по факту уже являются городскими. В первую очередь это зависит не от того, что маршрут проложен по городу, а от того, что действуют равные условия доступности для пассажиров.

Для одной из крупнейших агломераций страны, Самаро-Тольяттинской, и Республики Башкортостан Куйбышевской железной дорогой совместно с правительствами субъектов прорабатываются проекты организации ускоренного железнодорожного сообщения с использованием электропоезда «Ласточка». Реализация данных проектов обеспечит железнодорожное сообщение с международными аэропортами Самара и Уфа, улучшит транспортную доступность для населения удалённых районов, привлечёт дополнительных пассажиров. 
Ещё одним перспективным проектом является организация пригородного железнодорожного сообщения Самара – Красная Глинка. Данный поезд не только обеспечит маятниковую перевозку жителей Красноглинского района, но и позволит организовать транспортную доступность горнолыжного комплекса «СОК», являющегося центром притяжения любителей зимних видов спорта.

Считаю одной из основных задач постоянное улучшение качества транспортного обслуживания пассажиров, прежде всего за счёт повышения скорости движения, повышения сервиса и комфорта, развития новых услуг. И в том, что у нас это получается, заслуга всей команды Куйбышевской железной дороги.
Хочу отметить, что руководство ОАО «РЖД» полностью поддерживает наши инициативы и подходы в вопросах развития пассажирского сегмента. Отдельно хочу поблагодарить заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрия Пегова, без личного участия которого были бы невозможны оперативные решения по запуску современного подвижного состава и модернизации прилегающих к маршрутам пассажиров территорий, и руководителей пассажирского блока.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Беседовал Александр Северов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

История

Звено Турксиба. Знаменитая стройка первой пятилетки завершилась в рекордные сроки Звено Турксиба. Знаменитая стройка первой пятилетки завершилась в рекордные сроки
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Главная дорога страны. Как Транссиб изменил Россию за 105 лет Самая длинная железная дорога в мире протяженностью 9 288 километров соединяет Москву с Владивостоком, пересекает два континента, 80 населенных пунктов, 8 часовых поясов и 16 больших рек.
Если бы Транссиб строили сейчас, то называли бы крупнейшим инфраструктурным проектом, не имеющим аналогов в мире. В начале XX века это была дорога, без которой Россия не могла бы развиваться как единое государство.

Прямой эфир

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →