Первые лица / 04.10.21 09:01

Форум HRZD задал вектор развития человеческого капитала

Начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов рассказал, как железнодорожникам помогают развивать свой потенциал

Форум HRZD задал вектор развития человеческого капитала | Первые лица | Начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов
фото:Департамент управления персоналом ОАО «РЖД»

– На Октябрьской магистрали в сентябре состоялось сетевое совещание руководителей социально-кадрового блока холдинга. Почему мероприятие прошло в новом формате – как форум HRZD?

– Последние два года для работников кадрового блока, как и для всей компании, были очень напряжёнными. Поэтому на сетевой школе мы приняли решение поставить акцент не на итогах работы, а на рефлексии, чтобы понять, как мы прожили этот период, чему научились, в чём изменились и что берём с собой. Так и родилась идея форума.

Пандемия заставила нас пересмотреть многие рабочие процессы, мы мобилизовались, научились работать в новых условиях. В HR-блоке больше внимания стали уделять проектному подходу, многие почувствовали к этому вкус и стали в этом режиме полноценно работать. Это позволило нам хорошо продвинуться в автоматизации и цифровизации кадрового документооборота, мы запустили много новых цифровых сервисов и инструментов как для работников, так и для руководителей. В компании заработали социально-кадровые и рекрутинговые центры, на новый уровень вышли внутрикорпоративные коммуникации, были перестроены отношения с вузами, идёт обновление Детских железных дорог, в обучение внедряются новые форматы. Наконец, компания очень активно участвует в федеральных проектах, начиная от электронного документооборота и заканчивая модернизацией Восточного полигона.

Событий и проектов за два года было очень много, филиалы наработали много интересных кейсов, и мы предложили руководителям поделиться своим опытом реализации проектов в формате «HR-микрофон», рассказать о том, что у них получилось лучше всего. По сути, это TED-конференция, которая не терпит сухой отчётности и рапорта о достижениях. Нужно максимально откровенно и интересно рассказать о вызовах, с которыми ты столкнулся, и показать, как они были решены. В итоге мы получили максимально живые выступления, которые позволили увлечь участников мероприятия и замотивировать их делать хорошие проекты для людей у себя на дорогах.

– Какие проекты вы отметили бы по итогам этих выступлений?

– Думаю, что наибольший интерес вызвали выступления о социально-кадровых, а также о рекрутерских центрах. Это важная тема, мы ставим особый акцент на совершенствовании подбора персонала с внешнего рынка и в 2022 году планируем открыть центры рекрутинга на Красноярской, Забайкальской, Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорогах. Уверен, коллеги с Восточного полигона взяли на заметку все нюансы и оперативно включатся в работу. Благодаря рекрутерским центрам мы в короткие сроки решили задачу по укомплектованности строительных подрядных организаций на Восточном полигоне.
Также с большим интересом было встречено выступление от Центральной дирекции тяги о внедрении «Часа знаний». Ещё отмечу КрЖД, здесь темой выступления было вовлечение молодёжи в производственные задачи. Оно заставило нас всех задуматься о том, что нужно искать новые общесетевые формы работы с молодёжью.

– Во второй день сетевой школы были проведены HR-дебаты. Это тоже новый формат для HR?

– Да. В первый день мы старались размышлять о полученном опыте, во второй день была поставлена задача составить планы на перспективу. Департамент управления персоналом предложил для дискуссии шесть важных тем. Участники форума объединились в шесть команд и в течение месяца перед мероприятием в удалённом режиме готовили свои предложения – какие они видят зоны роста, что нужно делать в первую очередь. На форуме мы внесли элемент неожиданности в эту работу и разбили команды на пары. Сначала одна группа выступала с презентацией, а вторая, включив критическое мышление, должна была задавать вопросы и предлагать улучшения. Потом роли менялись. В результате мы получили живую, открытую дискуссию, в которой родилось общее понимание, как и куда нужно двигаться дальше.

– Какие темы вызвали наиболее горячие дебаты?

– Во-первых, дискуссии по поводу системы преемственности на позиции руководителей. Во-вторых, цифровизация HR. Повышение эффективности работы блока – один из наших приоритетов, мы будем совершенствовать уже работающие сервисы и готовы создавать новые. Сейчас думаем над тем, как повысить проактивность сервисов для работников, планируем приступить к работе над push-уведомлениями по основным кадровым событиям. Начнём с обязательного обучения и направления на обязательные медосмотры. Также в фокусе внимания было развитие западающих профессиональных компетенций. Сейчас в компании идёт оцифровка данных о подготовке и обучении работников подразделений, следующий шаг – разработка алгоритма, который позволит нам эффективно работать с теми профессиональными компетенциями, которые проседают.

– В настоящее время организаторы форума готовят документ, в котором будут зафиксированы итоги работы и намечен план ближайших действий. Каким он будет?

– Нам предстоит определиться с площадкой для финала Корпоративного чемпионата RZDSkills в 2022 году. На HR-форуме пять дорог представили своё видение этого мероприятия. Мы опросили коллег, чтобы понять, как они относятся к этим предложениям. С учётом их предпочтений должны в октябре принять окончательное решение.
Мы запускаем работу кадровых комитетов, это позволит компании повысить объективность кадровых решений. Речь идёт о том, чтобы все заинтересованные стороны (дорога, филиалы, HR) смогли принять на основе объективных оценок согласованное и взвешенное решение по кандидатам в базовый и корпоративный кадровый резерв. Руководители должны быть готовы представлять своих преемников и участвовать в обсуждении их кандидатур. В этом году кадровые комитеты состоятся в ЦТ, ЦД, ЦДИ, потом этот опыт нужно будет тиражировать на всю компанию.

– Перед HR стоят сложные задачи, которые требуют эффективной командной работы. На каких принципах сегодня выстраивается работа команды в кадровом блоке?

– Когда принимали программу по развитию человеческого капитала, мы договорились между собой, что в кадровом блоке будем руководствоваться пятью принципами. Необходимо соблюдать баланс между оперативной деятельностью и проектной работой, чтобы продвигаться к намеченным целям. Если мы недорабатываем в чём-то в своих рутинных задачах, то впоследствии должны будем терять время, чтобы проводить разборы и «тушить пожары». Второй момент – ориентация на решение бизнес-задач. Руководители ждут от нас помощи в решении производственных вопросов, в усилении команды, создании комфортных условий для работы, правильной расстановке специалистов. У нас есть все инструменты для оценки и подбора, сегодня HR аккумулирует колоссальный массив информации, с которой нужно работать, чтобы подсказать руководителю, кто может быть полезен и эффективен в той или иной должности.
Нам нужно самим постоянно развиваться – это третий принцип. В-четвёртых, нужно помогать расти коллегам. Если собрана сильная HR-команда, если есть единомышленники, которые могут подставить плечо, мы сможем решить любую задачу. И последнее – нам всем нужны честность и прозрачность. Это касается и работы, и отношений. Если мы берём обязательства сделать тот или иной проект, эту работу нужно довести до конца. Если что-то не получается, нужно открыто говорить о трудностях, не бояться просить помощи у коллег.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Беседовала Ирина Иванова

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

История

Врагу не сдаётся дорога. Осенью 1941 года с западных территорий были эвакуированы рельсы, стрелочные переводы и другие устройства Врагу не сдаётся дорога. Осенью 1941 года с западных территорий были эвакуированы рельсы, стрелочные переводы и другие устройства
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Юбилей легенды. 55 лет назад в первый рейс отправился поезд «Россия» Скорый поезд «Россия» соединяет столицу страны с Тихим океаном — курсирует по самому протяженному в мире регулярному пассажирскому маршруту. Он проносится по Транссибирской магистрали через десятки городов и более сотни станций. Уникальная особенность этого маршрута в том, что он проходит по территории одной страны и пересекает по суше почти всю Евразию.

Прямой эфир

Актуальное