Первые лица / 25.08.21 00:09

Первый опытный образец магистрального локомотива на водородных топливных элементах мы ждём к концу года

Олег Валинский о перспективах «умных» локомотивов, водородной тяге и трансформерах на рельсах

Первый опытный образец магистрального локомотива на водородных топливных элементах мы ждём к концу года | Первые лица | Олег Валинский, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Дирекции тяги
фото:ЦТ

В этом году на площадке салона «PRO//Движение.Экспо» развернётся дискуссия о применении альтернативных видов тяги – возобновляемых источниках энергии и экотопливе. Также совместно с производителями и экспертами обсудим перспективы разработки умного, энергоэффективного, безопасного и экологичного локомотива будущего.   

Во время пандемии нам очень не хватало живого общения. Участие в «PRO//Движение.Экспо» – это отличная возможность обменяться мнениями с экспертами, представителями научного сообщества, партнёрами ОАО «РЖД», ознакомиться с инновационными решениями.

Дискуссия «Импортозамещение как тренд. Локализация и трансфер технологий будущего» посвящена использованию альтернативных видов тяги. Переход на возобновляемые источники энергии и экотопливо предусмотрен Экологической стратегией ОАО «РЖД». В этом году мы актуализировали программу взаимодействия между ПАО «Газпром», ОАО «РЖД», АО «Группа «Синара», АО «Трансмашхолдинг», обозначив более жёсткую позицию. Если предыдущая версия документа предусматривала закупку в ближайшие пять лет 48 маневровых и четырёх магистральных локомотивов, работающих на природном газе, то согласно новой редакции с 2025 года РЖД будут закупать только локомотивы, которые способны использовать в качестве топлива природный газ. Ещё одно направление – создание гибридных локомотивов. В июне ОАО «РЖД» подписало соглашение с «Роснано» и АО «Группа «Синара». 

Компании возьмутся за разработку магистральных грузовых локомотивов на водородных топливных элементах, которые будут сочетаться с литий-ионными аккумуляторами, что подразумевает своеобразную гибридную конструкцию. Первый опытный образец, по заявлению производителей, мы ждём к концу года. 

На этой же сессии обсудим с производителями и экспертами перспективы создания «умного», энергоэффективного, безопасного и экологичного локомотива будущего. Перспективные машины должны быть готовы к тому, чтобы стать «умным» элементом единой интеллектуальной системы управления движением на сети дорог. Локомотив становится центром сбора информации на линии, взаимодействует с инфраструктурой, вагонами, другими локомотивами и центрами управления движением. В нём должна быть предусмотрена возможность установления дистанционного управления поездом, он должен обеспечивать взаимодействие с системами интервального регулирования движения поездов без светофоров, через спутниковую навигацию и радиоканал, иметь возможность бортовой самодиагностики. Перспективным видится и вариант с локомотивом-трансформером, который собирается по модульному принципу. Такое транспортное средство обладает унифицированной рамой и тяговыми модулями. Благодаря этому «конструктору» можно будет собирать двух- или трёхсекционные машины. При этом возможна взаимная замена агрегатов, например, для изменения рода тяги.  

Интересным, на мой взгляд, должен получиться диалог о перспективах развития доверенной среды в локомотивном комплексе на сессии «Доверие как драйвер развития. Тяга к цифровым технологиям». В Дирекции тяги на основании данных доверенной среды реализуется проект «Смарт-контракт сервисного обслуживания с применением технологии блокчейн», а также строятся модели по предиктивному (предсказательному) анализу отказов оборудования локомотивов и нарушений безопасности локомотивными бригадами с использованием искусственного интеллекта. Результаты, которых удалось добиться сегодня, позволяют не только прогнозировать значительные экономические эффекты, но и дают возможность по-новому взглянуть на процессы, которыми железнодорожный транспорт занимается уже более 180 лет. Мы крайне заинтересованы в реализации проектов с использованием BigData, искусственного интеллекта и прочих IT-технологий. 

Важной темой станут вопросы применения беспилотных технологий, которые сегодня используются на практике и в ближайшее время станут ключевыми факторами оптимизации процессов. 

Традиционным станет динамический показ железнодорожной техники. Этот год объявлен в России Годом науки и технологий, и мы решили показать на примере демонстрируемых образцов важные этапы развития конструкции локомотивов с конца XIX по конец ХХ столетия. Будет представлено 17 образцов тягового и моторвагонного подвижного состава. Возглавит парад танк-паровоз Ь-2012, который на данный момент официально считается самым старым действующим локомотивом в России. Продемонстрируем знаменитую «овечку», легендарные паровозы, названные именами наших соотечественников и работавшие в годы войны и в послевоенное время. Завершит показ динамической экспозиции электровоз для вождения скоростных экспрессов на линии Москва – Ленинград, который и по сей день водит на предельных скоростях «Невский экспресс» между двумя столицами. Экспозиция локомотивов всегда проходит динамично, зрелищно и оставляет самые яркие впечатления у всех зрителей Международного салона в Щербинке, который по праву является одним из ведущих на европейском пространстве. 

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Спикеры международного железнодорожного салона «PRO//Движение.Экспо» о своих ожиданиях от главной отраслевой выставки

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →