Первые лица / 14.07.21 22:58

ОАО «РЖД» расширяет взаимодействие с регионами России

В компании организована ежедневная работа на всех полигонах по сокращению вредного воздействия на окружающую среду и в этом ОАО «РЖД» занимает лидирующие позиции

ОАО «РЖД» расширяет взаимодействие с регионами России | Первые лица | Юрий Нагорных, директор ОАО «РЖД» по коммуникациям – начальник Департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти
фото:Александр Саверкин/ИД Гудок

На сетевом совещании по вопросам взаимодействия ОАО «РЖД» с органами государственной власти, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества, прошедшем в конце июня в Екатеринбурге, представители всех 16 железных дорог России обсудили особенности работы на территории субъектов РФ в условиях пандемии, проекты развития пригородного железнодорожного транспорта, сотрудничество с региональными властями в сфере инноваций, экологии и туризма.

– Юрий Дмитриевич, пандемия коронавирусной инфекции внесла коррективы в работу холдинга на территории субъектов федерации, приходится искать новые форматы взаимодействия. Пример тому и совещание в Екатеринбурге, которое проходило в очно-заочной форме. Смогли ли российские железные дороги адаптироваться к новой меняющейся реальности?

– Безусловно, в этот сложный период приходится решать новые нестандартные задачи, связанные с защитой населения и сотрудников компании от коронавирусной инфекции. В стандартных условиях работы система взаимодействия с органами власти строится в режиме 24/7, новая реальность потребовала дополнить круглосуточное взаимодействие еще и нестандартными подходами. Увеличился объем работы, проводимой заместителями начальников железных дорог по взаимодействию с органами власти, заместителями начальников железных дорог по территориальным управлениям и коллективами отделов и секторов по работе с органами власти. Только за 2020 год количество встреч, совещаний в разных форматах с органами власти субъектов Российской Федерации возросло по отношению к 2019 году в 2,5 раза. 

Мы отмечаем позитивный отклик от коллег из регионов по решению совместных задач не только в сфере транспортного обслуживания населения и бизнеса, но и по результатам проводимой работы по профилактике и медицинской помощи в борьбе с COVID-19, предоставляемой ОАО «РЖД» сотрудникам компании и жителям регионов. На территории 77 субъектов Российской Федерации в 2020 году компанией были открыты 70 дополнительных пунктов вакцинации на 37 железнодорожных вокзалах и 33 пунктах предварительного осмотра. Сегодня на железных дорогах развернуты 240 пунктов вакцинации ОАО «РЖД», что позволяет оказывать существенную помощь регионам в получении коллективного иммунитета и защиты граждан.

– Большое внимание было уделено функционированию и развитию пригородного железнодорожного транспорта. 

– Сегодня этот социально значимый вид перевозок имеет перспективы стать наиболее востребованным и в отдельных случаях безальтернативным на территориях развивающихся крупных агломераций. Большие перспективы имеет интеграция существующей железнодорожной инфраструктуры в городскую среду. Особенности построения такой работы подробно обсудили на примерах Свердловской дороги (проект развития «наземного метро» в Екатеринбурге вошел в федеральную программу «Мобильный город») и Красноярской дороги (проект «Городская электричка» в Красноярске). В целом сейчас реализуется семь подобных проектов, и с учетом того, что на территории страны около 23 крупных агломераций, данный вопрос имеет положительные перспективы. 
Постоянное взаимодействие отделов и секторов по работе с органами власти железных дорог с Центром по корпоративному управлению пригородным комплексом, пригородными пассажирскими компаниями и органами власти регионов и крупных городов-центров агломераций позволяют находить решения по развитию этого перспективного и экологичного вида перевозок. 

– Каковы перспективы взаимодействия в сфере инноваций с органами власти регионов?

– На данный момент региональные инновационные площадки функционируют на 12 железных дорогах. Одной из задач площадок является выстраивание системы коммуникаций подразделений холдинга с региональными органами власти, технопарками, особыми экономическими зонами, кластерами, институтами развития, инновационными и стартап-компаниями.

Площадки являются точками притяжения инновационной активности регионов и испытательными полигонами для востребованных в компании инновационных решений по различным направлениям, а также площадками для трансфера технологий в ОАО «РЖД». Формируется вертикаль управления инновационной деятельностью ОАО «РЖД», в том числе для эффективного взаимодействия с региональными организациями и поддержки внешних и внутренних инноваций, и это себя оправдывает – по региональным площадкам на сегодняшний день уже более 250 проектов в активной стадии реализации.

 Сегодня большое внимание уделяется развитию внутреннего туризма. Удается ли на региональном уровне использовать возможности компании в этом новом направлении?

– В рамках Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» ОАО «РЖД» нацелено на достижение нескольких целей. Мы стремимся осуществить комфортную доставку туристов к месту отдыха и обратно. Организованы тематические туры на скоростных поездах – например, по Золотому кольцу, в Великий Устюг и т.д. Кроме того, уделяется особое внимание сохранению исторического наследия России, создаются новые «точки» привлечения туристов – организованы туристические железнодорожные ретро-маршруты (например, в горный парк «Рускеала», «Императорский маршрут» Тюмень - Тобольск и Екатеринбург – Алапаевск, ретро-поезд Пермь I – Пальники, туристический маршрут Волгоград – Иловля и многие другие), музейные экспозиции исторической действующей железнодорожной техники. Многое, наверное, слышали о недавнем запуске первого в своем роде мультимодального маршрута на остров Валаам с использованием железнодорожного транспорта и водного транспорта «Метеора».

Железнодорожные перевозки в туристической сфере имеют огромные перспективы и вызывают интерес не только у населения, но и представителей турбизнеса и органов власти регионов. В связи с этим развитие туристических продуктов активно идёт на полигонах всех железных дорог.

– 2021 год в ОАО «РЖД» объявлен: «Годом экологии». Как региональные власти оценивают работу холдинга в сфере экологии?

– Статус ОАО «РЖД» как естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок в Российской Федерации накладывает на компанию особую ответственность в том, что касается экологической составляющей. Помимо общих мер, направленных на экологическую безопасность перевозок, есть своя специфика у отдельных регионов. Так, например, при реконструкции объектов ОАО «РЖД» на Байкальской природной территории в сотрудничестве с региональными органами власти по вопросам природоохранной деятельности предпринимаются дополнительные меры по мониторингу экологической ситуации, проводятся исследования в районе строительства объектов. В 2020 году генеральным директором – председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым были подписаны несколько важных документов: Декларация в отношении комплексного подхода в решении задач охраны озера Байкал при реализации инвестиционных проектов по развитию Восточного полигона; Соглашение о взаимодействии с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации; Меморандумы о сотрудничестве в области экологии между с Иркутской областью и Республикой Бурятия, в рамках которых с субъектами Российской Федерации подписаны планы дополнительных мер, направленных на охрану окружающей среды в центральной экологической зоне Байкальской природной территории при строительстве, реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.

Помимо больших и знаковых проектов в компании организована ежедневная работа на всех полигонах по сокращению вредного воздействия на окружающую среду и в этом ОАО «РЖД» занимает лидирующие позиции. ОАО «РЖД» стало победителем Всероссийского конкурса РСПП «Лидеры российского бизнеса: динамика, ответственность, устойчивость - 2020» в номинации «За экологическую ответственность».

– Все ли запланированные вопросы получилось обсудить на совещании в Екатеринбурге?

– Программа была достаточно насыщенной и продуктивной. С учетом большого количества вопросов мы пригласили для участия в работе наших коллег из Правового департамента, Департамента корпоративного имущества, Центральной дирекции инфраструктуры, Центра фирменного транспортного обслуживания, Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом, Центра моделирования бизнес-процессов, а также АО «Институт экономики и развития транспорта» и инвестиционной компании «РЖД-инвест».

В работе совещания принимали участие руководители Свердловской области и Екатеринбурга. Первый заместитель губернатора Свердловской области Александр Высокинский отметил совместные проекты по дальнейшему увеличению перевозки грузов: Титановая долина (ОАО «РЖД» является концессионером по созданию железнодорожной инфраструктуры для Титановой долины), создание ТЛЦ «Екатеринбург» в Седельниково. Власти региона поддерживают дальнейшее развитие маршрутной сети «Ласточек» и решение ОАО «РЖД» по созданию специализированного депо для обслуживания «Ласточек» в Екатеринбурге, а также дальнейшее развитие детской железной дороги. 

Председатель Законодательного Собрания Свердловской области Людмила Бабушкина особо подчеркнула, что взаимодействие региона с ОАО «РЖД» имеет стратегическое значение для социально-экономического развития области. В местах локального проживания железнодорожников, таких городах как Камышлов, Талица, Богданович, Серов, Артемовский, Кушва и т.д. выстроено конструктивное сотрудничество с руководством Свердловской железной дороги по совместному развитию социальной инфраструктуры. С 2010 года развивается взаимодействие по реализации губернаторского социального проекта «Поезд здоровья», благодаря которому отправляются дети Свердловской области на отдых и оздоровление на Черноморское побережье. Поддержка ветеранов, молодежи, профориентационной деятельности среди подростков, развитие сферы здравоохранения, культуры и отдыха – всё это весомый вклад ОАО «РЖД» в социально-экономическое развитие региона и муниципалитетов.

Хочу отметить, ОАО «РЖД» сегодня предоставляет услуги перевозки на территории 77 субъектов Российской Федерации, и у каждого региона, учитывая географические и социально-экономические особенности, есть своя иногда эксклюзивная направленность и приоритетность в решении соответствующих вопросов. Именно это определяет эксклюзивность работы с руководством каждого из них.

– Реализация проектов во многом зависит от возможности оптимального расходования финансовых ресурсов. Как используется нормативная база на территории субъектов Российской Федерации для повышения экономической эффективности проектов? 

– ОАО «РЖД» на постоянной основе проводится работа по реализации права компании на получение налоговых преференций, предоставляемых в соответствии с региональным законодательством, в том числе в рамках ежегодно утверждаемого Плана мероприятий по реализации права ОАО «РЖД» на налоговые льготы, установленные субъектами Российской Федерации.

В 2020 году применение региональных налоговых льгот позволило сократить расходы компании на 4,2 млрд. рублей, в том числе по инвестиционным налоговым льготам на 1,4 млрд. рублей. 25 субъектов Российской Федерации в рамках регионального законодательства предоставили ОАО «РЖД» возможность получения налоговых льгот, в том числе в 9 регионах предоставлены инвестиционные налоговые льготы. Текущий год не стал исключением и внестоящее время проводится работа по использованию возможности получения компанией налоговых преференций на уровне не менее 2020 года.

– Помимо реализации новых проектов в регионах удается ли находить решения по повышению эффективности текущей деятельности ОАО «РЖД» в сфере управления активами? 

– Это один из сложнейших вопросов совместного ведения региональных, муниципальных органов власти и ОАО «РЖД». Часто имущественные вопросы оказывает непосредственное влияние на жизнь местных граждан и поэтому решения приходится вырабатывать с немалой долей эксклюзивности к каждой территории. Приведу в пример опыт Дальневосточной железной дороги по переключению и передаче котельных ОАО «РЖД», расположенных на территории Уссурийского городского округа.

ОАО «РЖД» на территории Уссурийского городского округа на правах собственника осуществляет эксплуатацию шести котельных. 50% вырабатываемой тепловой энергии реализуется сторонним потребителям. Из этого объема 85% приходится на отопление местного населения. Учитывая социальную значимость, данного вопроса с Правительством Приморского края была проведена работа и подписано четырехстороннее Соглашение между ОАО «РЖД», правительством Приморского края, администрацией Уссурийска и АО «Уссурийское предприятие тепловых сетей» о переключении котельных ОАО «РЖД» на газовую котельную 100 МВт, проектируемую на территории Уссурийского городского округа. 

В соответствии с данным соглашением нагрузки всех вышеуказанных котельных до октября 2023 год будут безвозмездно переключены на проектируемую муниципальную 100 МВт газовую котельную. Это позволит компании получать экономический эффект в размере 50 млн. рублей ежегодно, учтя при этом интересы местных граждан.

– Как будет выстраиваться дальнейшая работа по взаимодействию с региональными органами власти?

– Сейчас между ОАО «РЖД» и субъектами Российской Федерации действуют 77 генеральных соглашений, которые имеют бессрочный характер и охватывают основные вопросы взаимодействия. В дополнение к ним на полигонах железных дорог с региональными органами власти регулярно готовятся, обновляются и заключаются соглашения о взаимодействии и сотрудничестве на среднесрочную перспективу. 

Не исключением стал и 2020 год, в течение которого было организовано подписание 12 соглашений с руководством Республики Мордовия, Татарстан, Чувашской Республики, Ямало-Ненецкого автономного округа, Калининградской, Калужской, Брянской, Челябинской, Свердловской, Сахалинской, Новосибирской и Тамбовской областей. В текущем году планируется подписать ещё 17 соглашений. Это позволяет определить с нашими партнерами из руководства регионов наиболее важные направления и задачи в совместной деятельности, ведущие в итоге к развитию компании и улучшению социально-экономического состояния субъектов Российской Федерации. 

Беседовал Игнат Вьюгин

День железнодорожника

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Ветеран-железнодорожник Владимир Суханов открыл собственный железнодорожный музей Ветеран-железнодорожник Владимир Суханов открыл собственный железнодорожный музей
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Бег ради высокой цели Как День железнодорожника стал благотворительным праздником

Популярное из регионов

Прямой эфир