Первые лица / 25.01.21 07:48

Один год на Октябрьской магистрали

Предложив рынку новые логистические продукты, магистраль привлекла дополнительный грузопоток и увеличила погрузку

Один год на Октябрьской магистрали | Первые лица | Виктор Голомолзин, начальник Октябрьской железной дороги
фото:Виктор Казарин

Год назад, 24 января 2020-го, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров представил коллективу Октябрьской железной дороги её нового руководителя. За это время, несмотря на пандемию и её экономические последствия, магистраль нарастила объём грузоперевозок, ввела новые логистические продукты и предоставила пассажирам дополнительные маршруты. О том, как магистраль справилась с вызовами времени, и о ближайших перспективах рассказывает начальник ОЖД Виктор Голомолзин.

– Виктор Георгиевич, вскоре после того, как вы возглавили Октябрьскую, в стране были введены противоэпидемические ограничительные меры. Что было предпринято, чтобы перестроиться на работу в новых условиях и защитить железнодорожников?

– Конечно, машиниста или дежурного по станции на «удалёнку» не переведёшь, но для тех работников, которым позволял функционал, был организован доступ к удалённому рабочему столу по защищённым каналам связи. В итоге весной на дистанционный режим мы отправили 8,5 тыс. человек, сейчас так трудятся 9,1 тыс. На Октябрьской железной дороге работают порядка 70 тыс. человек, и более 80% административного аппарата у нас сейчас функционирует в дистанционном режиме.
В отношении остальных мы действовали в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора: термометрия, влажная уборка помещений с применением дезсредств, информирование о мерах профилактики. Уже с первых дней апреля работники обеспечивались всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты, был сформирован их месячный запас. Принимались и особые меры. Например, для сотрудников диспетчерского аппарата мы наладили доставку от дома до места работы и обратно по шести маршрутам на комфортных автобусах.
На базе клинической больницы «РЖД-Медицина» в Санкт-Петербурге была открыта ПЦР-лаборатория, способная проводить до 300 исследований в сутки. Срок получения результатов – до суток. Кстати, в феврале начнёт работать такая лаборатория и в дорожной поликлинике на станции Мурманск.
Всё это позволило не допустить ни одного случая массового заражения работников. Бесперебойный перевозочный процесс на полигоне Октябрьской был обеспечен. В итоге снизить качество нашей работы пандемия не смогла.

– А когда железнодорожники начнут массово прививаться?

– Учреждения «РЖД-Медицина» на Октябрьской железной дороге готовы к проведению иммунизации против COVID-19. На прошлой неделе мы начали формировать списки тех, у кого есть желание вакцинироваться, чтобы определить потребность в препарате. Ведём работу с органами власти по вопросу выделения нам вакцины.

– Как за этот год изменилась средняя реальная заработная плата сотрудников?

– Рост заработной платы составил 104,5%, а с учётом индекса потребительских цен реальная зарплата подросла на 1,1%. Средний размер её у работников Октябрьской дороги по основной деятельности – 61 831 руб. Это выше средней по сети (на 415 руб., 0,67%).

– Пришлось ли сокращать работников, переводить на неполный рабочий день?
– Железная дорога изначально не была в числе отраслей, которая может прекратить свою работу на период пандемии. Благодаря сохранению объёмов перевозок нам удалось избежать и перевода сотрудников на неполный рабочий день.

– Как часто вам, руководителю дороги, приходилось принимать участие в решении конфликта между работником и работодателем? Много ли вы получаете жалоб и о чём они?
– На дороге организована онлайн-приёмная, куда работник может обратиться со своим вопросом, предложением или жалобой. Ответ предоставляется не позднее семи дней. Таких обращений было 28. В основном они касались дистанционной работы и обеспечения санитарно-эпидемиологических норм в помещениях.
Я думаю, что в том числе и благодаря налаженной работе с обратной связью конфликтов или трудовых споров между работниками и работодателем на Октябрьской железной дороге не возникало.

– Как на дороге реализуется программа льготной ипотеки?

– В 2020 году работникам полигона для погашения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам перечислено более 87 млн руб.
Также в связи с рождением детей в период выплаты задолженности по приобретённым с корпоративной поддержкой компании жилым помещениям работники получили безвозмездные субсидии на общую сумму 9,7 млн руб.
Кроме того, 125 работникам была предоставлена ипотечная субсидия для приобретения квартир в собственность на сумму 391,9 млн руб. И это на 23% больше, чем в 2019 году.

– Как реализовывалась концепция здорового образа жизни? Сколько сотрудников приобщились к спорту? Каковы достижения железнодорожников Октябрьской?

– На полигоне дороги организовано 18 физкультурно-спортивных клубов. Они действуют на базе 25 производственных помещений (как правило, это тренажёрные комплексы, теннисные столы и т.д.) и 17 сторонних спортивных объектов – там занимаются, например, волейболом, мини-футболом. ФСК привлекли 1,3 тыс. железнодорожников. В 2021-м запланированы средства на поставку дополнительного спортивного инвентаря.
И даже в пандемию, когда множество спортивных мероприятий было отменено или перенесено, а тренировки зачастую проводились дома, приверженность железнодорожников здоровому образу жизни, их увлечённость спортом дали свои результаты. Участники ФСК в 2020 году стали бронзовыми призёрами чемпионата ОАО «РЖД» по лыжным гонкам, серебряными призёрами мини-кубка Усть-Луга по парусному спорту, команда Октябрьской дороги завоевала первое место на чемпионате работников ОАО «РЖД» по шахматам.

– На фоне пандемии ОЖД увеличила погрузку на 2% к уровню 2019 года. Чем обусловлен рост объёмов грузоперевозок?

– В прошлом году мы уделили особое внимание развитию припортовых железнодорожных узлов. Например, на станции Лужская, в морском торговом порту Усть-Луга, мы открыли первую очередь нового парка Восточный. К нему примкнул своей инфраструктурой промышленно-логистический парк по хранению и перевалке минеральных удобрений «Ультрамар». На первых двух этапах проекта в адрес терминала по железной дороге будет обеспечена возможность доставлять 6 и 12 млн тонн соответственно. В дальнейшем есть перспектива по увеличению объёмов до 25 млн тонн.
Мы продолжили развивать грузоперевозки по расписанию. Охвачено более 300 направлений, средняя протяжённость в 2020 году составила свыше 1800 км. География реализации этой услуги в сравнении с 2019-м увеличена в 1,5 раза – на 102 направления. Увеличились и объёмы. С начала 2020 года в рамках реализации услуги «Перевозка по графику» доставлено более 4,7 млн тонн грузов, что почти на 1 млн тонн больше, чем в прошлом году.
Пользуется популярностью и услуга «Грузовой экспресс», когда клиент заказывает повагонную отправку относительно небольших, но достаточно ценных грузов. При такой схеме одиночные вагоны прицепляют к контейнерным поездам. В частности, именно по системе «Грузовой экспресс» вагоны-рефрижераторы со скоропортящимися продуктами отправляются из Санкт-Петербурга в Новосибирск. Они доезжают на шесть суток быстрее, чем при традиционных перевозках железной дорогой, более того, получается доставить груз на день раньше, чем фурой. С начала 2020 года в Новосибирск и по другим направлениям по этой схеме отправлено 303 вагона в составе 90 поездов.
С июля 2020 года осуществляются перевозки санкционных товаров. Всего за год транзитом мы перевезли более 600 вагонов с продуктами из Европы в страны Юго-Восточной Азии.
В совокупности все эти новые логистические продукты позволили нам привлечь дополнительный грузопоток, увеличив погрузку почти на 2 млн тонн к уровню 2019 года.

– В последнее время экспорт российского энергетического угля в Европу растёт. Заметны ли эти потоки в Усть-Луге?

– По итогам 2020 года объём погрузки угля с сети дорог в порт Усть-Луга составил 36,7 млн тонн, что на 3,4 млн тонн (на 10%) выше уровня 2019-го. Эту тенденцию мы видим и в январе.

– Как складывалось сотрудничество с Финляндией? Пассажирское движение оказалось временно приостановлено, а что с грузопотоками?

– Основные грузоотправители продолжали работать в период пандемии COVID-19. Объём российско-финляндских грузовых перевозок по итогам 2020 года вырос на 5%, до 16,1 млн тонн. Рост показали лесные грузы – 4,4 млн тонн (+16%), железная руда – 3,8 млн тонн (+5%).

– Прошлой зимой наша снегоуборочная техника помогала финнам чистить пути. Каково взаимодействие сейчас?

– Да, ещё в апреле прошлого года финские коллеги отметили, что этот опыт был успешным. Но в связи с ужесточением мер по борьбе с коронавирусной инфекцией в Финляндии по инициативе Агентства транспортной инфраструктуры этой страны было принято решение о переносе эксплуатации российской техники на период 2021–2022 годов.

– Какие ключевые инфраструктурные проекты реализуются на Октябрьской дороге?

– Большая работа ведётся в Заполярье. В ближайшие годы на западном берегу Кольского залива должен заработать новый терминал «Лавна». На первом этапе он рассчитан на грузооборот 18 млн тонн ежегодно, при этом общий грузооборот в Мурманском транспортном узле составит до 45 млн тонн с дальнейшими перспективами к росту. В этом случае, как и в Лужской, актуальным становится строительство новой сортировочной станции. Весной на комиссии мы определились с местом новой сортировочной станции Шонгуй, и сейчас уже идёт проектирование.
На подходах к узлу на направлении Волховстрой – Мурманск мы должны построить 105,9 км вторых главных путей и выполнить реконструкцию 19 станций. Это позволит обеспечить пропускную способность железнодорожной инфраструктуры к терминалу «Лавна» в объёме 18 млн тонн с 2023 года.
Дальнейшее развитие должно получить направление Савёлово – Сонково – Будогощь – Мга, необходимое для освоения грузопотока к российским портам Северо-Запада. Задача первого этапа – обеспечение пропуска 14 пар поездов длиной 57 условных вагонов. Для этого предусматривалось строительство 11 разъездов, восемь из которых уже построены. В ближайшее время завершится строительство оставшихся трёх. В перспективе рассматривается переустройство линии Савёлово – Сонково – Мга в полностью двухпутную электрифицированную линию.
Если говорить о пассажирских перевозках, то отдельно хочу выделить проект развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла. В ушедшем году совместно с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области была согласована и утверждена Концепция по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле. Она предполагает создание каркаса движения как для пассажирского, так и для грузового железнодорожного транспорта. При увеличении объёма пассажирских перевозок в пригородно-городском сообщении в 1,8 раза планируется сокращение интервала движения пригородных поездов в час пик до 10 минут. Формируются новые диаметральные внутригородские железнодорожные маршруты, в том числе транзитное движение через аэропорт Пулково – уникальное решение для транспортного строительства в нашей стране.

– Как сложилась ситуация в пассажирском комплексе, что удалось сделать, чтобы обеспечить максимально возможный пассажиропоток?

– Когда в прошлом году, до пандемии, мы строили планы, то рассчитывали на 10-процентное увеличение по пассажирским перевозкам. Но жизнь внесла коррективы. И, для того чтобы противостоять негативным факторам, мы ввели ряд новых маршрутов и направлений.
В летний период был назначен дополнительный ретропоезд Сортавала – Рускеала на паровозной тяге с беспересадочными вагонами Москва – Сортавала – Рускеала. С 3 июля более чем на час ускорен поезд Москва – Петрозаводск.
Мы расширили географию «Ласточек»: с июля они соединяют Санкт-Петербург, Бологое, Валдай и Старую Руссу, а в конце декабря состоялись первые поездки по маршруту Санкт-Петербург – Тихвин.
В июле был запущен рельсовый автобус между Псковом и Великими Луками – первый на дороге маршрут пригородного поезда, который превышает 200 км.
В августе в первый рейс отправился скоростной поезд «Стриж» сообщением Санкт-Петербург – Москва – Самара. Теперь время в пути составляет всего 19 часов – примерно в два раза меньше, чем на других пассажирских поездах.
Нельзя не сказать и о новых двухэтажных вагонах. С июля по октябрь поезд Санкт-Петербург – Москва курсировал двухэтажным составом. А с 12 октября двухэтажным стал поезд Санкт-Петербург – Мурманск. В период новогодних праздников впервые был назначен поезд Санкт-Петербург – Ярославль из 10 двухэтажных вагонов. А для перевозки пассажиров к горнолыжным курортам Мурманской области, Москва – Апатиты, из 12 двухэтажных вагонов.
Это помогло удерживать клиента и сократить потери, вызванные пандемией. В итоге в 2020 году количество отправленных пассажиров составило 118,1 млн – 70,2% к уровню 2019-го, но выше плана на 0,7%.

– Как будет происходить в 2021 году обновление подвижного состава?

– В этом году планируется поставка четырёх 10-вагонных «Ласточек», которые будут эксплуатироваться на участке Москва – Тверь.
Придут на дорогу и 39 новых локомотивов, в том числе 10 «Чёрных гранитов», четыре трёхсекционных «Дончака», 20 маневровых тепловозов ТЭМ18ДМ.

– Виктор Георгиевич, за этот год вы объехали, наверное, уже всю магистраль. Что вам запомнилось больше всего? Какие места показались самыми красивыми?

– Трудно ответить определённо, выделив что-то одно. Октябрьская располагается на территории 11 субъектов Федерации. Красива и русская природа вокруг Пскова и Новгорода, незабываемы и сами эти древние города. Неповторима природа Карелии. Уже многие побывали в горном парке Рускеала и наверняка разделяют мою точку зрения. Великолепен и Санкт-Петербург, где, конечно, я бывал и раньше. Но, пожалуй, наибольшее впечатление на меня произвела северная природа Кольского полуострова, с её белыми ночами. Как вы знаете, этим летом мне пришлось провести там немало времени. Последнее звено пути, построенного в обход разрушенного моста через реку Кола, было смонтировано 19 июня в 00.40. И то, что в это время суток в тех местах светло как днём, нам всем очень помогло.

Беседовал Сергей Брызгало

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

От Мариинска до Тайшета От Мариинска до Тайшета
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Пресс-релизы

В раздел →